Тема: «М.М.Зощенко Золотые слова»




КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 

 

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о пройденном произведении «Золотые слова» М.М.Зощенко; работа над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность; воспитание уважения к пожилым людям; развитие умения детей анализировать текст

Планируемые результаты:

Предметные:

· Знать биографию автора М.М.Зощенко, рассказ «Золотые слова»;

· Уметь отвечать на вопросы по рассказу; давать характеристику героям произведения

Личностные:

· Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;

· Проводить самооценку своей деятельности;

· Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

 

Тип урока: общеметодологической направленности

Оборудование: УМК Школа России – учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть, презентация, раздаточный материал

 

 

Этап урока Методы и приемы Время Содержание урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой 1мин Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок. - Я хочу начать урок с изречения Д.Дидро - французского писателя, философа: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» -Как понимаете высказывание? -На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.   - проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга;   - если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор;     Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: выборочное чтение Словесный: беседа   3мин Речевая разминка - Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку. - Прочитайте пословицу. В зимний холод всякий молод. - Давайте произнесем ее: Произнести с чувством радости; с чувством огорчения; с удивлением. - Как вы понимаете ее?   -читают пословицу; Когда холодно, то лучшим способом согреться, будет решение человека интенсивно подвигаться, чтобы не замёрзнуть, а движение это всегда означает жизнь, стремление идти вперёд, в ногу со временем. Двигаясь на морозе, человек будоражит свою кровь, она лучше начинает циркулировать, а значит несёт пользу и здоровье своего организму, сохраняя молодость. Поэтому, на ярмарках, всегда весело, люди пляшут, чтобы согреться, у всех здоровый румянец выступает на щеках.     П: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа, подводящий диалог 1 м - Какое произведение мы сейчас читаем? - Сегодня мы будем закреплять знания о биографии Автора и рассказа «Золотые слова».   - Сформулируйте цель урока «Золотые слова»     - проанализировать рассказ и пересказать. П: построение речевого высказывания Р: целеполагание
IV. Включение в систему знаний, повторение Словесный: выборочное чтение, беседа - Работа в группах 15 мин Выборочное чтение. Беседа — От чьего имени ведется рассказ?   — Как изменилось поведение Лели и Миньки?   — Почему это произошло?   — Почему папа называл их поведение глупым?     Беседа о смысле выражения «золотые слова» — Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своем сердце»?   — Как вы их поняли?     — Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять ос­новную мысль произведения? — В чем она заключается?     — Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым че­ловеком?   - От имени автора   Из-за плохой привычки детей вмешиваться в чужие разговоры, им запретили 2 месяца сидеть вместе с взрослыми за столом. Когда Леле и Мине уже разрешили это, они ели, молча, ведь знали, что в ином случае папа разозлится. Но расстроились ребята не сильно, так как еда пришлась им по вкусу. Случилось так, что Минька уронил масло. Он очень сильно начал переживать. А Лельку в это время переполнял смех. Когда масло было обнаружено начальником, дети смеялись. Гости начали сильно возмущаться и требовали объяснений. Тогда улыбка покинула Лелю и Миньку. Дети назвали причину, по которой они не предупредили про масло - запрет говорить. Папа ответил, что глупость не наказывается. Тогда дети успокоились. Они постоянно меняли свое поведение: могли веселиться, а могли быть серьезными. Все зависело от ситуации.   Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.). Это значит, что каждая жизненная ситуация имеет свои особенности и их нельзя успускать из внимания. Нужно ориентироваться на то, как сложилась ситуация и действовать соотвественно, даже если придется нарушить какие-то правила. В ином слае, можно выглядеть просто глупо, что и произошло с Лелей и Минькой. Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.   Основная мысль заключается в том, что любые правила и ограничения необходимо воспринимать с учетом окружающей обстановки. Если ситуация меняется, запрет или ограничение могут быть нарушены, например, для сохранения здоровья и жизни людей. Во всем следует руководствоваться здравым смыслом. Рассказ учит не воспринимать буквально сторонние указания к действию, а осмысливать эти указания с учетом окружающей ситуации.   Автор признается, что понял всю ценность папиных слов уже с возрастом. Они помогли ему достичь успеха в работе, личной жизни и даже на войне. Писатель не следовал слепо правилам, которым его учили. Он задействовал свой разум. Это и помогло Зощенко стать счастливым. - Золотойиспользуется в переносном значении. П: построение рассуждения; осуществление синтеза;   К: планирование учебного сотрудничества;   П: поиск и выделение необходимой информации. П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
Динамическая пауза 1 мин   Выполнять упражнения Р: эмоциональный настрой.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Работа с учеником мин - Сейчас вы поработаете в группах по 4 человека. Вам необходимо дать характеристику героев, вам будут даны предложения, какие-то прилагательные и описание героев, вам необходимо соотнести их с героем произведения.     — Что высмеивает автор в своем произведении?     - ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: (ТЕСТ) Для проверки ваших знаний, мы проведем тест. Время для выполнения 3 минуты. 1. Детей за ужином в особенности прельщали: а) вкусная еда; б) забавные истории; в) общение со взрослыми. 2. Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб: а) всех рассмешить; б) всех удивить; в) ее не забыть. 3. Леля получила от мамы: а) замечание; б) шлепок; в) недовольный взгляд. 4. После замечаний Леля: а) обиделась; б) раскаялась; в) принялась за еду. 5. Леля прошептала поговорку: а) добрый скорее сделает, чем сердитый; б) брови нависли — злоба на мысли; в) на сердитых воду возят. 6. Дети не садились вместе со взрослыми: а) два месяца; б) две недели; в) целый месяц. 7. Отец запретил детям за столом: а) разговаривать; б) произносить хоть одно слово; в) мешать взрослым разговаривать. 8. Дети за столом были заняты: а) едой; б) слушанием историй; в) общением друг с другом. 9. Мальчик грел масло, потому что: а) оно было стылое; б) развлекался; в) хотел пошутить над папиным начальником. 10. Папа не наказал детей, потому что: а) пожалел их; б) они поступили глупо; в) были гости. Время вышло, поменяйтесь с соседом сзади и проверти по эталону. Кто не допустил ни одной ошибки-встаньте! Я очень рада, что вы очень хорошо изучили рассказ и всё запомнили, спасибо!   Начальник папы: Не умный человек, любит хвалиться ("вытащил пожарного из огня"), гневный самодур, запрещающий родителям приглашать своих детей за стол, ругает родителей за плохое воспитание детей.   Мама: Строгая, может "шикнуть" на Лелю, даже наградить ее шлепком.   Папа. Немного строгий, но добрый человек, защищающий своих детей, только в угоду своему начальнику запретил детям разговаривать за столом.   Леля. Непоседа, вечно сидящая "как на иголках", остроумная, заметившая, что угоревший пожарник не мог сказать "мерси".   Минька. Минька, как старший брат, защищает сестренку. Обладает чувством юмора:"Угоревший пожарник сказал "мерси", хотя хотел сказать "Караул!"   Глупость детей   Выполняют тест.   Пересказывают и анализируют. П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) П: структурирование знаний. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.   П: структурирование знаний П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.     Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  
VI. Рефлексия деятельности 2 мин -О каком произведении мы с вами говорили? - Оценим свою деятельность на уроке с помощью «Лесенки успеха!»   - оценивают свою деятельность; К: планирование учебного сотрудничества;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: