Работа оратора над речью




Культура речевого общения и выразительность устной речи. Языковые средства выразительности

Языковой паспорт

У каждого человека существует свой «языковой паспорт», который мы, сами того, возможно, не желая, предъявляем с первой же своей фразой - это та информация, которую человек «автоматически», бессознательно передает о себе, когда он говорит. Это информация, «сообщаемая» человеком о его поле, возрасте, откуда он родом – из города или деревни, насколько он эмоционален, его физическое состояние (бодр или устал), что он делает в момент речи (ест, движется, приближается, удаляется или стоит на месте и т.д.).

По речи можно определить, иностранец ли человек, а иногда даже и его национальность или регион, откуда он приехал. Можно определить и местность, из которой происходит человек – по специфическим особенностям его произношения, отдельным словам и выражениям. Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни.

Известен случай, который произошел с известным русским ученым, создателем знаменитого словаря русского языка Владимиром Ивановичем Далем. Однажды он встретил в пути монаха и спросил его: - Какого, батюшка, монастыря? – Соловецкого, родненький. – Из Ярославской губернии? (В.И.Даль знал, что слова родненький, родименький часто употреблялись в Ярославской губернии). – Нетути, родненький, тамо-ди в Соловецком живу. – Да еще из Ростовского уезда?

Монах упал в ноги: - Не погуби!

Оказалось, что это был беглый солдат из Ростовского уезда Ярославской области, выдававший себя за монаха.

По языковому паспорту человека можно судить об уровне его общей культуры, уровне его воспитанности. У всех бывали, наверно, такие случаи: едем в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать достаточно полное впечатление о говорящем - возраст, пол, уровень культуры, воспитанности, характер и многое другое, включая национальность, городской он или деревенский и т.д. То же самое, когда мы просто присутствуем при разговоре незнакомых людей - мы их не знаем, в беседе с ними не участвуем, но довольно много можем узнать о них из манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений, из их общего стиля общения. Или такой случай: - Мне кто-нибудь звонил? -Звонили. -Кто? - Не знаю. Приятный (интеллигентный) мужской голос. Как мы определяем, что звонил интеллигентный человек? Исключительно по языковому паспорту человека.

Эксперименты показывают, что по речи человека можно определить его возраст – иногда с точностью до 2-3 лет, размеры тела (худой, средней полноты, полный), рост (маленького роста, среднего роста, высокий).

По речи человека бывает можно определить приблизительно его профессию (по проскальзывающих в речи профессиональным словам и оборотам).

Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только откроет рот - отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета - наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. А кто захочет вступать в общение с грубияном, помогать хаму, невоспитанному человеку, говорящему всем “ты”, использующему грубые повелительные интонации и т.д.?

Следить за своим языковым паспортом - трудная задача, но каждый человек должен помнить о важности этой задачи и работать над своим языковым паспортом, придавать ему положительные черты - следить за культурой речи, правильной дикцией, вежливой интонацией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.

 

Работа оратора над речью

 

Итак, текст выступления перед Вами. Что дальше? Необходимо сделать его удобным для воспроизведения. Подобная работа над текстом называется в риторике «орализация текста » (от англ. оral – устный), то есть «превращение письменного текста в устный». Можно говорить об определенных правилах орализации, которым рекомендуется следовать при работе над речевой формой выступления.

Разговорность стиля

Книжные и официальные слова надо постараться в процессе подготовки выступления заменить на стилистически нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору. Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности». Вместо «в прессе» можно сказать «в газетах», вместо «средства массовой информации» – «газеты, радио и телевидение», вместо «прессинг» – «сильное давление» и т.д.

Простота изложения

М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и ее надо для слушателей максимально упростить.

Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова, но их не должно быть много и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово нужно понятно объяснить – дать определение простыми словами, назвать синонимы, близкие по значению слова и выражения, привести пример его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях.

Например:

«Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое-либо дело, предприятие». Инвестиция – это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» - это человек, который вкладывает деньги. Инвестор, вкладывая деньги, рассчитывает, конечно же, на развитие того предприятия, в которое он вкладывает свои средства, и надеется впоследствии получить от этого предприятия прибыль. Ясно, что инвестиция для любого инвестора – это риск. Понятно также, что нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Поэтому слово «инвестиции» так часто употребляется сейчас в нашей прессе. Таким образом, инвестиция – это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело. Сегодня мы поговорим с вами о проблемах инвестиций в российскую экономику».

Объяснение сложных слов и понятий через простые называется приемом популяризации. Владение данным приемом является важнейшим условием подготовки эффективного устного текста.

Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте устного выступления (прием упрощения синтаксиса). Текст надо строить с использованием более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы (последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления). Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Известно, что лучше воспринимаются слушателями предложения, не превышающие 13-15 слов.

Приведение цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении.

 

1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.

2. Цифры лучше округлять.

3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции (например: сейчас население нашего города в три раза больше, чем до войны).

4. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: «по площади как Москва», «такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года» и т. д.

5. Необходимо точно указывать источник приводимых статистических данных.

Конкретность лексики

Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, конкретизируя их, то есть заменять на более конкретные, (прием конкретизации). Вместо того, чтобы сказать «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы», лучше сказать «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров» и т.д. Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.

Вместо существительных, где это можно, лучше употреблять глаголы: вскрытие - вскрыть, обеспечение - обеспечить, достижение - достичь, улучшение - улучшить, что делает восприятие более конкретным и наглядным.

Конкретизация также касается формы «упаковки» идей оратора. Для повышения внимания слушателей, для придания речи наглядности, образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, вводя идею, можно приводить конкретные подробности, касающиеся появления этой идеи у оратора. Так, вместо «Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне…» можно сказать так: «На прошлой неделе, когда ехал на дачу, на автостанции я увидел своего старого приятеля, с которым вместе когда-то работал и которого не видел более 20 лет. Естественно, стали спрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он, представляете, рассказал мне…».

Разнообразие номинативных средств

Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Конечно, без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их.

К важным риторическим фигурам относится повтор - «учиться, учиться и еще раз учиться». Повтор ведет к запоминанию (вспомним – «повторение - мать учения»); однако установлено, что механический повтор мысли четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным, нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.

Пример эффективного повтора в видоизмененной форме: мы должны изложить народу все факты; наш долг - дать народу полный отчет; народ должен все знать; надо сказать народу правду.

Риторические фигуры

Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!» Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» некоторую идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как, впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи.

Есть и другие риторические фигуры.

Анафора - риторическая фигура, которая предполагает одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д.

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто – в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто.

Градация - расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.

Антитеза - риторический прием, заключающийся в противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет - народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет.

Перечислительный ряд: группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. Для того, чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный ряд должен быть достаточно длинным - 4, 5, 6 членов и более; представление «много» у аудитории начинается обычно после трех.

Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия повышает доступность мысли для аудитории, но не усиливает убедительности мысли. Аналогия не является доказательством.

Гипербола - преувеличение (заведомое), например, нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.

Инверсия - изменение привычного порядка слов: никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.

Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению воздействующей силы устного выступления. Любой из этих приемов будет особенно эффективен, если он – один, если краткое выступление построено на одном этом риторическом приеме. Слишком большое число риторических фигур в устной речи либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры в устной речи следует с осторожностью.

Передача графических знаков в устной речи

Если в тексте подготовленного выступления есть слова в кавычках, то при устном воспроизведении такие слова читаются обычно с помощью фраз «так называемый», «так сказать», либо выделяются особой иронической интонацией. Иногда говорят - «в кавычках».

Например: И вот эти так называемые ( варианты: так сказать, в кавычках) «борцы за народное счастье» сейчас опять претендуют на место в областной думе.

Выразительность речи

 

И, наконец, устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей

Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, несколько менее информативное - в начале. Наименее информативна обычно середина фразы. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: