Язык в действии
Особенности изучения материала в 1 классе
Изучение материала в первом классе акцентируется на ключевых понятиях по приблизительному плану:
Часть 1. Роль логического ударения.
Часть 2. Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Часть 3. Смыслоразличительная роль ударения.
Роль логического ударения
Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Подобно тому, как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе несколько слов, сколько в ней тактов.
Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего основной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.
Так, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Осень» автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением.
Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные, в смысловом отношении, слова.
Логическим ударением выделяются:
Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые | Был мальчик, звали его Филипп (Л. Толстой «Филиппок».) Сверкнула молния, прогремел гром. |
Слова, содержащие противопоставление | У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем. – этот год противопоставлен будущему В наших жилах кровь, а не водица. – «кровь» противопоставлена «водице» Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех. |
Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие) в нераспространенном предложении | Подули студеные ветры. Поля опустели; обнажились леса. (И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная») П обежали оба Мороза…(«Два мороза») |
Существительное, стоящее после прилагательного | Под голубыми небесами, Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин «Зимнее утро») |
|
Однако, если нужно выделить признаки предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном.
Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного | Мороз десятиградусный Трещит в аллеях парка. (З. Александрова «Лыжники») |
Пояснение при глаголе | Мигом команда моя разбежалась… (Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы») |
Слова, выражающие сравнения | Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.(С. Маршак «Елка») |
Слова, обозначающие перечисление или счет | Проходят, встают предо мною Деревни, поля и леса, И месяц над самой трубою, И липа напр отив крыльца. (М. Исак овский «У самой границы») |
Обра щение, стоя щее в начале фраз | Соседка, слыш ала ль ты добрую молву? (И. Крылов «Мышь и крыса») |
Если обра щение стоит в сере дине или в конце фразы, то оно логи ческим удар ением не выде ляется | Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песе нку спою! (Русс кая наро дная сказка «Колобок») Не плачь, зайчик! (Русс кая наро дная сказка «Лиса, заяц и петух») |
Слова выра жающие коро ткое, быст роедейс твие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д | Баран разб ежался – да бац, бац, начал осаж ивать волка по бокам. (Русс кая наро дная сказка «Зимо вье зверей») |
Слова, выра жающие вопрос | Кто там? |
Прил агательное с суще ствительным, если они обоз начают глав ное лицо, предмет, явление | Позд няя осень. Сквозь волн истые туманы Проб ирается луна. (А. Пушкин) |
|
Прив еденные прав ила обле гчат подг отовку к выра зительному чтению. Однако, если нужно выде лить какое-либо слово, которое, по мнению читающего, имеет важное знач ение, то от этих правил допу стимо отст упление, если оно не прот иворечит замы слу автора, идее прои зведения и не иска жает смысл текста.
Так, в двус тишии из стих отворения М. Лерм онтова «Смерть поэта» логи ческое удар ение можно сдел ать не на суще ствительном «сердце », а на прил агательном «пустое », если чита ющий хочет особо отме тить безд ушие убийцы.
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрог нул пист олет
Пустое сердце бьется ровно,
|
В руке не дрог нул пист олет.
Авторы учеб ника, знак омя учащ ихся с этой темой, рабо тают по соде ржанию сказки «Заюш кина избушка». На основе фразы «Это мой дом» и «Это мой дом » раск рывают прав ила пост ановки логи ческого удар ения. Далее пред лагается опре делить, какое слово нужно выде лить, опир аясь на ответы. В заве ршении пред лагается разы грать диалоги.