ТРАНСКРИПТ. МУРМАНСЕЛЬДЬ – МУРМАНРЫБПРОМ




Транскрипт

1 СЕВЕРНЫЙ РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ БАССЕЙН Книга вторая цикла «Севрыба» МУРМАНСЕЛЬДЬ- МУРМАНРЫБПРОМ Мурмансельдь становление флота капитаны «первой волны» в Мировом океане Мурманрыбпром перестройка (новые ориентиры) капитанская элита приватизация Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» Мурманск Союз рыбопромышленников Севера 2017 год

2 УДК (470.1/.26)(092) ББК 47/2 Г35 Г35 Георги В.С. Мурмансельдь-Мурманрыбпром. С.-Петербург: ООО «Печатное Агентство «Феникс», Международная книжная серия «Капитаны рыбного хозяйства СССР» повествует о предприятиях бывших ВРПО: «Дальрыбы» (двухтомник «Камчатрыбпром»), «Азчеррыбы» (книги о тружениках рыбопромышленных объединений «Атлантика» в Севастополе, «Антарктика» в Одессе и других флотов юга нашей страны), «Запрыбы» и «Севрыбы». «Мурмансельдь-Мурманрыбпром» вторая книга цикла «Севрыба». Первая под названием «Тралфлот» была посвящена зарождению тралового лова в Баренцевом море, созданию базы рыболовного флота на берегах незамерзающего Кольского залива, становлению старейших в стране Архангельского и Мурманского траловых флотов, береговых предприятий Северного рыбопромыслового бассейна. К концу 1940-х годов промысловики и ученые обосновали возможность и доказали необходимость океанического лова рыбы, создание специализированного сельдяного флота. Данная книга рассказ о моряках Мурмансельди-Мурманрыбпрома, внесших существенную лепту в развитие Мурманска, в упрочение славы бывшей рыбной столицы СССР. Мурманчане, отметившие в 2016 году 100-летие родного города, должны знать имена этих людей, историю одного из основных рыбодобывающих флотов Севера. Готовятся к изданию новые тома серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» цикла «Севрыба»: «Севрыбхолодфлот», МТФ (гг.) и другие. ч а с т ь п е р в а я МУРМАНСЕЛЬДЬ Автор-составитель В.С. Георги, главный редактор еженедельника «Рыбный Мурман» в гг. Рецензенты: В.Ф. Никитин, генеральный директор НО «Союз рыбопромышленников Севера», Почетный гражданин города Мурманска (2016). И.И. Скороход, капитан дальнего плавания, Заслуженный работник рыбного хозяйства РФ. Создатели книги благодарят за финансовую помощь в издании книги: Григорьева Владимира Юрьевича, Задворного Юрия Васильевича, Калинина Андрея Геннадьевича, Котова Юрия Ивановича, Никитина Василия Федоровича. При создании лицевого форзаца использованы картины мурманского художника Виталия Бубенцова. Союз рыбопромышленников Севера, 2017 ISBN Георги В.С., 2017 ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2017 Первая часть книги под названием «Мурмансельдь» рассказывает об истории зарождения сельдяного промысла на Севере, об организации и становлении специализированного сельдяного флота Северного бассейна, открытии и освоении дальних промысловых районов в е годы. В первой части книги приведены биографические данные организаторов рыбного хозяйства Севера, первых капитанов, которые вывели свои суда на промысел в Мировой океан. Публикуются очерки о них, воспоминания рыбаков-ветеранов.

3 Глава I. «В океане море сельди» 1. Послевоенные экспедиции В военное время на Мурмане сельдь ловили только в губах и заливах с ботов и мотоёл дрифтерными сетями. Осенью 1945 года, после четырехлетнего перерыва, возобновился дрифтерный промысел в прибрежной зоне. Стояла задача выйти на промысел сельди в открытое море. Первые попытки после Великой Отечественной войны возобновить научно-промысловые работы, связанные с изучением ареала крупной сельди и организацией ее облова, были сделаны в 1946 году*. Первыми в научно-промысловый рейс вышли суда «Рында» и «Кашалот». Данная экспедиция, которую возглавлял сотрудник ПИНРО Ю. Ю. Марти, подтвердила существование в северных широтах «полярного залома» и доказала возможность его успешного лова. Под впечатлением от большого количества обнаруженной сельди в радиограмме на берег были переданы часто цитируемые в дальнейшем слова: «в океане море сельди». В 1947 году в зоне Западно-Шпицбергенского течения с большим успехом работала опытно-промысловая экспедиция в составе трех исследовательских и четырех промысловых судов. Привезли они в порт 130 тонн «полярного залома» не так уж много, но дело не в тоннах. Это был первый опыт группового экспедиционного промысла сельди вне Баренцева моря, на «большом плече». Если говорить об исландских экспедициях, то с 1946 года возобновились исследования у Лофотенских островов. РТ «Саратов», переданный ПИНРО после некоторого переоборудования, в течение трех лет обследовал практически всю акваторию нерестилищ сельди в тех водах. Западнее Лофотен, в районе Исландии, в середине сороковых годов провели исследования научные группы ПИНРО под руководством Б. П. Мантейфеля, И. Г. Юданова и К. А. Лямина. Они изучали условия сельдяного промысла, возможность удлинения его сроков и применения плавбаз. Обобщив полученные данные, принимается решение направить в 1948 году в район восточнее Исландии, где успешно работали на сельдяном промысле местные рыбаки, специальную экспедицию. В состав первой опытной сельдяной экспедиции входило 11 промысловых судов: один СРТ, пять парусно-моторных шхун с Балтики и пять мурманских СРТ «Морзверрыбпрома», пишет флотоводец Г. М. Бородулин. Предполагалось, что с ними пойдет небольшой старый трофейный сухогрузный пароход-угольщик «Онега», переоборудованный в ГДР под плавбазу. Но поскольку «Онега» могла взять на борт весьма ограниченные запасы дизельного топлива, воды и продовольствия, было решено, что к Исландии в дополнение к ней пойдет в качестве плавбазы и принятый от Минморфлота пароход «Тунгус» Приняв в Мурманске полный груз бочек, он теперь уже как плавучая база под командованием капитана дальнего плавания С. И. Кавалерова, вышел в рейс. В назначенный срок вышли и все промысловые суда во главе с флагманом капитаном СРТ 1 «Кораблестроитель» Я. А. Гуниным*. Георгий Михайлович Бородулин называет имена и капитанов других мурманских судов траулера «Гроза» П. А. Голубина, траулеров «Сазан» и «Книпович» Г. П. Королькова и Д. Ф. Грозникова, которые «не являлись новичками на рыбном промысле и сумели неплохо организовать работу»**. План первая исландская экспедиция 1948 года выполнила успешно, выловив дрифтерными сетями центнеров сельди. В 1949 году для более детального изучения и освоения промысла сельди в северо-восточной части Атлантики к берегам Исландии направилась еще одна, но более мощная экспедиция: двадцать восемь судов (двенадцать мурманских и шестнадцать калининградских) и две плавучие базы «Тунгус» и «Онега». Несмотря на неудачи с применением кошельковых неводов и сложностей с разделкой рыбы, задание по вылову сельди экспедиция выполнила благодаря эффективному использованию дрифтерных сетей. Мурманские рыбаки добыли 26 тысяч центнеров МАРТИ Юлий Юльевич, ихтиолог, доктор биологических наук (1954), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1948), исследователь биологии и промысла морских и пресноводных рыб бассейнов Атлантического и Тихого океанов. Награжден орденами Ленина, «Знак Почета» МАНТЕЙФЕЛЬ Борис Петрович, ученый-гидробиолог, доктор биологических наук, лауреат Государственной премии СССР (1948). Участник экспедиции 1939 года, открывшей скопления крупной сельди, что стало основой развития широкомасштабного промысла сельди в Норвежском море в е годы. Награжден орденом «Знак Почета» ЮДАНОВ Иван Григорьевич, ихтиолог, кандидат биологических наук (1937), заведующий лабораторией сельди ПИНРО. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне » ЛЯМИН Константин Андреевич, ихтиолог, кандидат биологических наук (1955). В годы зам. директора ПИНРО по науке. Занимался исследованием биологии сельди Норвежского и Гренландского морей. Открыл места летних нагульных скоплений атлантическоскандинавской сельди в Норвежском море, что способствовало организации ее кругло годичного промысла * К российской истории изучения и освоения промышленного лова сельди в Северо -Европейском бассейне Северного Ледовитого океана. Мурманск, * Бородулин Г. М. Ничего, кроме правды. Мурманск, ** Бородулин Г. М. Неизменным курсом. Мурманск,

4 сельди. Средний вылов на одно судно составил около центнеров при плане Экипаж СРТ-1 «Кораблестроитель», которым, как и в первой экспедиции, командовал Я. А. Гунин, взял рекордный по тому времени улов центнеров. Значительно перевыполнили задания команды СРТ-7 «Сазан» (капитан Г. П. Корольков), СРТ-4 «Гроза» (капитан П. А. Голубин), СРТ 2 «Олег Кошевой» (капитан Г. Ф. Шаповалов). В 1949 году на лов сельди в район Шпицбергена была отправлена экспедиция из восьми небольших промысловых судов «Морзверрыбпрома» Кольского госрыбтреста: трофейный дрифтер-траулер «Дельфин» (капитан Г. В. Лысков), деревянные дрифтер-боты мурманской постройки и мотоботы типа «Касатка»*. Первые СРТ-логгеры для дрифтерного лова рыбы Здесь и далее по тексту иллюстрации из архива газеты «Рыбный Мурман» и интернета (в частности групп «Мурманрыбпром ХХ век-транзит» и «Тралфлот» социальной сети «ВКонтакте») Мурманск, спуск к рыбному порту. Начало 1950-х годов Траулер довоенной постройки Обслуживал их приспособленный для этой цели пароход «Тамбов» (капитан Н. А. Дубенский). Возглавил экспедицию опытный промысловик, работавший прежде капитаном в траловом флоте, И. И. Дугладзе. Работа с плавбазами нашим морякам давалась нелегко. Дело это было новое, неизвестное: как пришвартоваться, чтобы не повредить суда и обеспечить сохранность передаваемого На прибрежном промысле сельди груза, какие методы применить для обеспечения безопасности людей. Но главное плавбаз катастрофически не хватало. Как бы там ни было, при всех сложностях и неполадках шпицбергенской экспедиции 1949 года мурманские моряки окончательно подтвердили перспективность северных промысловых квадратов. В целом в ходе послевоенных научно-промысловых рейсов была подведена научная база для начала широкомасштабного экспедиционного промысла в отдаленных северо-западных районах Мирового океана. В истории изучения «мурманской» и атлантическо-скандинавской норвежской весенне-нерестующей сельди были перевернуты первые страницы. Все это позволило начать отечественный океанический промысел экспедиционного типа, для чего на Севере создается специализированный сельдяной флот, а на Балтике (Калининград) управление экспедиционного лова. Кстати, одним из первых его руководителей стал Н. И. Студенецкий, получивший опыт промысловой работы, будучи тралмейстером на мурманских траулерах, а затем начальником подразделения морского лова треста «Мурманрыба». Решение о создании сельдяного флота на Мурмане принято Советом Министров СССР 26 апреля 1949 года. Первые 20 рыболовных судов новый специализированный флот получил 21 сентября 1949 года: 7 средних рыболовных траулеров, 3 малых, 5 сейнеров, 3 вспомогательных судна и 2 плавбазы. Пополнение шло построенными в Германии по репарации среднетоннажными траулерами (логгерами) с отличными, по тем временам, мореходными качествами. Во всяком случае, с обученной командой и опытным капитаном на этих судах можно было работать в штормовой Северной Атлантике. С 1 января 1950 года флот начал свою производственную деятельность. * Мотоботы типа «Касатка» как правило, водоизмещением 40 тонн и скоростью хода до 6 7 узлов. В основном использовались как корабли морской пограничной охраны Баренцева моря. 6 7

5 2. Первопроходцы (имена) В этой главе мы назовем имена тех, кто стоял у истоков Мурмансельди, кто своим трудом обосновал необходимость организации промысла сельди в открытом море и создания для этого специализированного флота. Среди них немало судоводителей Морлова, Морзверрыбпрома и тралового флота «Мурманрыбы» с довоенным стажем. Именно они стали наставниками для славной плеяды капитанов первых СРТ и сами возглавили экипажи и службы Мурмансельди. В список вошли имена людей, сведения о которых в той или иной мере сохранились до наших дней и которые благодаря музеям и архивам, газетам, журналам и книгам, рассказам и письмам ветеранов, членов их семей, а также информации из интернета автору-составителю удалось донести до читателя. АНИСИМОВ Иван Васильевич*, г. Кемь после 1974 Капитан рыбопромысловых судов. С 1923 года рыбак, телеграфист. После окончания Архангельского рыбопромыслового техникума (1931) штурман, с 1937 года капитан на судах Мурманского тралового флота, в частности дизельного траулера немецкой постройки РТ-51 «Лещ». В приказе Наркомпищепрома 1171 от 28 октября 1938 года отмечалась успешная работа этого траулера на весенне-летней сельдяной путине в Баренцевом море. Хотя в целом трест «Мурманрыба» оказался в тот год неподготовленным к лову сельди в открытом море. Участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант. С 1945 года капитан-наставник. В 1950 х годах руководитель одного из районов промысла. С конца 1950 х капитан-наставник промысловой разведки управления рыбной промышленности Мурманского совнархоза. Из плеяды старшего поколения «баренцевоморских» капитанов, которые, как тогда говорили, знали это море лучше, чем собственную квартиру. Награжден орденом Трудового Красного Зна мени. С 1974 года на пенсии. * Все персоналии даны в алфавитном порядке. Первые дизельные траулеры немецкой постройки (г. Киль) БУРКОВ Федор Прокопьевич, д. Патракеевка Архангельской губернии, г. Мурманск Капитан на судах Мурманского тралового флота и Мурмансельди, один из старейших капитанов Северного бассейна. С 1919 года работник по найму в Архангельске: кок, матрос зверобойного судна «Тюлень». С 1925 года матрос экспедиционного судна «Персей»; с 1927 матрос, клипфискник, тралмейстер, 2 й, 1 й штурман, с 1937 капитан Мурманского тралового флота. В годы Великой Отечественной войны (с августа 1941 года) командир боевой части тральщиков (58 и начальник МТФ В. М. Маевский Ф. П. Бурков, капитан С. Д. Копытов (справа налево) и других) третьего дивизиона бригады траления Беломорской военной флотилии Северного флота. С 1945 года моряк Тихоокеанского флота; с июля 1948 го возглавлял экипажи ряда судов, в том числе плавбаз. Капитан на судах управления «Мурмансельдь». Награжден орденами Ленина, Отечественной войны II степени (1943), Трудового Красного Знамени, медалями. С октября 1961 года на пенсии. ВАЙНБИР Ефим Аркадьевич, Винницкая обл, г. Мурманск Инженер, первый начальник отдела добычи Мурмансельди. В середине 1930 х годов семья переехала в Москву в Лосиноостровское. В 17 летнем возрасте из за тяжелой болезни Ефиму удалили почку, поэтому в армию он не призывался. В 1947 году окончил Мосрыбвтуз по специальности «инженер-механик по технике добычи» и приехал по распределению в Мурманск. Был назначен начальником отдела добычи Морзверрыбпрома (МЗРП) Кольского госрыбтреста. Принимал активное участие в подготовке трех сельдяных экспедиций в Северную Атлантику х годов. Е.А. Вайнбир, В 1950 м начальник производственно-технического отдела Мурмансельди. Затем старший инженер отдела добычи (фото из архива 1970-е годы управления рыбной промышленности Мурманского совнархоза, старший инженер отдела промрыболовства главка «Севрыба». семьи Вайнбира) Награжден орденом «Знак Почета», медалями. 8 9

6 Обложка книги Е. А. Вайнбира «Всего одна жизнь» с авторской дарственной подписью К. П. Хазову С конца 1950 х годов активно сотрудничает с газетой «Рыбный Мурман», размещая на ее страницах аналитические публикации и очерки о тружениках Северного бассейна, которые затем вошли книгу Е. А. Вайнбира «Всего одна жизнь» (Мурманское книжное издательство, 1976). ПАПА МЕЧТАЛ О РАБОТЕ В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Из письма дочери Е. А. Вайнбира Галины Ефим Аркадьевич был удивительно разносторонним и творческим человеком. Он много читал, хорошо знал историю, увлекался музыкой, играл на аккордеоне и фортепиано, резал по дереву, рисовал. Особенно любил рисовать карикатуры. Во время учебы в институте редактор журнала «Крокодил» увидел его рисунки в стенгазете и пригласил на работу в журнал, но получил отказ папа мечтал о работе на Севере в рыбной промышленности. А свою любовь к рисованию и сатире реализовал в издании стенгазеты ГУ «Севрыба». Он был скромным и отзывчивым человеком, всегда старался помочь и близким, и незнакомым людям, проявлял к ним живой интерес. С особым уважением и теплотой относился к людям, оставившим заметный след в истории освоения богатств Баренцева моря и Атлантики, с которыми был хорошо знаком, со многими приятельствовал. Ефим Аркадьевич очень ценил этих людей-тружеников и, будучи человеком неравнодушным и беспокойным, не мог не рассказать о их жизни, характерах, трудовых подвигах, хотел, чтобы северяне больше знали о них и помнили. Так появились очерки в газете «Рыбный Мурман», а затем и книга «Всего одна жизнь». Эта книга дань памяти таланту, мужеству великих и простых тружеников моря, благодарность судьбе за то, что свела его с ними, что привела на так полюбившийся Север. В своих заметках Ефим Аркадьевич писал: «Если бы меня спросили: хотел бы ты родиться лет на 20 позже, я ответил бы нет". Нет потому что я тогда приехал бы в Мурманск не в 1947, а в 1967 году. Приехал бы в уже отстроенный, многоэтажный Мурманск, но не застал бы тот Мурманск с крысами из под деревянных мостков, пивными, которые имели каждая свое название: одна Капитанская, другая Тихая заводь третья Ужас над обрывом, четвертая Утоли мою печаль и т. д., неприютный Мурманск, разрушенный, но память о нем чем то очень дорога мне. Родись я на 20 лет позже, я бы сейчас был моложе, но, приехав в Мурманск, я не застал бы хромого Шамалуева первого русского тралмейстера; не застал бы первого русского конструктора тралов, автора первой книги по траловому делу, беспалого Михова; не застал бы капитана Полисадова первооткрывателя полярного залома; не застал бы Копытова Степана Дмитриевича разведчика необычайного таланта, феноменальной прозорливости; не застал бы капитана-сельдяника, чудесного человека с голубыми детскими глазами и смущенной улыбкой Геннадия Павловича Королькова; не застал бы человека железной воли, исключительного организатора Тисленко, мудрого Сапанадзе, обаятельного Киреева. Я многих не застал бы интереснейших, милых моему сердцу людей. Не видел бы их глаз, не слышал их голосов, не работал бы с ними. Не застал бы я москитную армаду прибрежного флота, состоящего из всяких удлиненных касаток, МРТ, дрифтер-ботов, комбайнов, сейнеров и не ходил бы с этой армадой на облов сельди (тогда она жаловала в губы) в Печенгу, в Титовку, в Гремиху. И не ходил бы на этих раздолбанных косорагах к самому батюшке Шпицбергену. И не выдел бы пляшущего Камаринского на палубе Марти, и не слышал бы Дугладзе, поющего мягким тенором в стиле бельканто арии Каварадосси. И не встретился бы я с такими капитанами москитного флота, как Кравченко, Бурых, Камкин, Федотов, Мухин, Седов и др. И не снаряжал бы я первых экспедиций в Норвежское море, а это дело было непростое. И не расшибал бы лоб в попытках освоить кошельковый лов с площадок- роялей, установленных впереди лебедок на СРТ; и не проводил бы бессонных ночей, размышляя, какой ячеи заказывать жаберные сети для норвежской сельди, чтобы не оказался флот в пролове и чтобы не затовариться; и не внедрял бы первый капрон; и не ошибался бы, и не радовался бы удачам, и не родилась бы у меня на глазах из недр МЗРП* Мурмансельдь. Ох, какие интересные люди и интереснейшие этапы истории нашего Северного бассейна, а значит и моей биографии, выпали бы из моей жизни родись я на 20 лет позже». Г. Е. Захарченко. Мурманск, ВАРЗУГИН Федор Егорович (Георгиевич) Капитан рыболовных судов. В 1930 х годах работал в Морлове, в 1938 м был выдвинут на должность капитана дрифтер-бота «Тюва», одним из первых осваивал дрифтерный промысел в открытом море. Капитан С. Д. Копытов вспоминал: «Из капитанов-разведчиков сельди большую роль сыграл один из зачинателей освоения поиска и промысла сельди в открытом море Мурманского бассейна Федор Егорович Варзугин»**. * Морзверрыбпром. ** Газета «Рыбный Мурман» (80 от 1960 года)

7 Участник Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года вел промысел в Баренцевом море на РТ «Сельдь», который погиб на переходе в Архангельск. В 1947 м руководил экипажем РС-49 «Харлов». ГРОЗНИКОВ Алексей Андреевич* Родился в селе Патракеевка Приморского уезда Архангельской губернии Помор, первый капитан плавбазы «Памяти Кирова». СТАХАНОВЦЫСЕЛЬДЯНОГО ПРОМЫСЛА Из статьи главного капитана Морлова А. Ветрова А. А. Грозников, фото 1900-х годов 3 августа с моря из очередного рейса возвратились суда Морлова: поисковый комбайн «Сазан» и дрифтербот «Тюва» Неплохих результатов добился дрифтер-бот «Тюва». Этим кораблем руководит выдвиженец капитан тов. Варзугин Ф. Г. За 14 промысловых суток дрифтер-бот выловил больше 20 тонн сельди. Он сдал 70 процентов своего улова первым сортом. За время пробного рейса команда обрабатывала в среднем по 85 сетей за дрейф. Весь коллектив дрифтер-бота «Тюва» работал в этом рейсе дружно и дисциплинированно. Особенно следует отметить образцовую работу старшего штурмана т. Сергеева и второго механика т. Полякова. Но моряки добились бы гораздо больших уловов, если бы имели хорошую радиоустановку. Из-за плохой связи кораблю пришлось затрачивать много времени на переходы из одного района в другой в поисках сельди. Отправляясь в свой очередной рейс, моряки дрифтер-бота «Тюва» взяли на себя обязательство еще выше поднять трудовую дисциплину, внимательно следить за исправностью корабля, орудий лова и обрабатывать не менее 100 сетей за дрейф, выловить не менее 40 тонн сельди. Газета «Полярная правда» (178 от 5 августа 1938 года). ГОЛУБИН П. А. Один из первых капитанов Мурмансельди. В 1948 году возглавлял экипаж одного из СРТ Морзверрыбпрома, участвовавшего в первой опытно-промысловой экспедиции к северо-восточным берегам Исландии. Руководил экипажем СРТ-4 «Гроза» в ходе экспедиции 1949 года, значительно перевыполнив плановые задания по добыче рыбы. Суровый Ян-Майен. Рис. А. Гастева А.А. Грозников, фото 1900-х годов В начале 1920 х годов А. А. Грозников капитан парусного судна «Гагара», вошедшего в дальнейшем в состав Северного морского пароходства. В 1937 году капитан плавбазы «Памяти Кирова», арендованной Мурманским рыбокомбинатом у тралового флота. В годы Великой Отечественной войны возглавлял экспедицию к берегам Новой Земли за сбором яиц на птичьих базарах. «Никто из играющих не заметил, как в трюм спустился начальник экспедиции Алексей Андреевич Грозников, пишет автор. Это был плотный, коренастый мужчина с густыми, черными с проседью волосами и пышными усами. Скуластый, узкоглазый, он чем то был похож на неповоротливого сердитого моржа. На самом же деле мы в этом убедились позже он был добрейшей души человеком, а ловкости и проворства, когда требовалось, у него хватило бы и на двоих молодых. Мы слыхали от старых моряков, что наш начальник очень смелый и удачливый капитан, его судно всегда приходило с моря с полным уловом. Когда началась война, Грозников находился в Германии, принимал новый тральщик. Только через два месяца его смогли обменять на какого то немецкого торгового представителя»**. ГРОЗНИКОВ Д.Ф. Капитан-наставник Мурмансельди. Возглавлял экипаж СРТ «Книпович», участвовавшего в сельдяной промысловой экспедиции к берегам Северо-Восточной Исландии в 1948 году. По словам флотоводца Г. М. Бородулина, капитаны мурманских траулеров «Сазан» и «Книпович» Г. П. Корольков и Д. Ф. Грозников, «не являлись новичками на рыбном промысле и сумели неплохо организовать работу». В 1950 году, первом промысловом сезоне Мурмансельди, перевыполнил план по добыче рыбы. Возглавлял передовые СРТ-178, СРТ- 153 «Алдан». В 1957 м капитан-наставник флота. Внес большой личный вклад в работу и деловой рост Дрифтер-траулер «Н. Книпович» молодых капитанов. * Источники, по которым составлена биографическая статья об этом человеке, весьма противоречивы. Можно только предположить, что и фото, на котором в начале ХХ века запечатлен поморский капитан с фамилией и инициалами А. А. Грозников, именно Алексей Андреевич Грозников уж больно похоже изображение со словесным портретом, хотя между ними разница как минимум в 30 лет. ** Вурдов Н. А. Робинзоны студеного острова. Архангельск,

8 ГУНИН Иван Дмитриевич Капитан рыболовных судов. Возглавлял экипаж дрифтер-траулера «Н. Книпович» в ходе Шпицбергенской опытно-промысловой сельдяной экспедиции 1947 года. Мореходная книжка Я.А. Гунина, начатая в 1933 году (хранится в музее МГГУ) ГУНИН Яков Алексеевич, д. Ворзогоры Онежского района Архангельской губернии, г. Мурманск Капитан дальнего плавания, начальник управления «Мурмансельдь» (), зам. начальника МТФ, Почетный гражданин Мурманска (). Я.А. Гунин в 1980-е годы (фото из архива газеты «Рыбный Мурман») Из поморской семьи. В 1929 году 15 летний Яков Гунин становится учащимся Архангельского морского рыбного техникума. Первую практику проходил в Мурманске на РТ «Максим Горький». После окончания техникума (1932) в тралфлоте: ходил в море третьим, вторым, старшим помощником капитана. С 1937 года капитан (первым траулером был РТ «Кета»). Участник стахановского движения рыбаков Мурмана. Возглавлял экипаж РТ «Скумбрия», который лидировал в соревновании на дрифтерном сельдяном лову. В годы Великой Отечественной войны командовал кораблями Северного флота, переоборудованными из рыболовных судов (СКР-17 РТ «Скумбрия», ТЩ-35 РТ «И. Папанин»). Обеспечивал траление фарватера от мин противника в Баренцевом море, снимал с камней американский транспорт «Баллот», проводил в порт Лиинахамари конвой в сложных условиях скопления подводных лодок противника, организовывал добычу, обработку и доставку рыбы в порты Полярный, Североморск, Мурманск, Лиинахамари для обеспечения питания личного состава армии. С 1946 года вновь в тралфлоте: капитан РТ, в частности траулера «Кета», на котором ходил в довоенные годы, капитан по перегону судов из Финляндии, Швеции, Польши и Германии * * В 1948 году экипажи промысловых РТ начали борьбу за вылов тысяч центнеров рыбы в год. Тогда же собрали комсомольцев со многих судов и направили на комсомольско-молодежный траулер со скромным названием «Кета». И вновь траулер возглавил Яков Гунин. Ветераны вспоминали, что он словно ворвался в спокойную жизнь экипажа, как бы передавая частицу своей энергии, запас которой у него был просто неиссякаем. Для команды капитан стал старшим товарищем В свободное от вахт время моряки разучивали песни, веселые репризы. Концерты нравились не только экипажу, поэтому к приходу траулера в порт вывешивались афиши о том, что в доме междурейсового отдыха выступают самодеятельные артисты с траулера «Кета». Капитан же на концертах всегда читал стихи Владимира Маяковского, Сергея Михалкова. В 1949 году Гунин был призван на кадровую службу командиром корабля Северного флота. В апреле 1950 года по ходатайству Министерства рыбной промышленности отозван из рядов ВМС и назначен зам. начальника, а с 1951 года начальником Северо-Атлантической и Шпицбергенской сельдяных экспедиций. С 1954 по 1957 годы начальник Мурмансельди, затем, до 1980 года, зам. начальника по промыслу, капитан-флагман, заместитель начальника управления, капитан-наставник отдела добычи Мурманского тралового флота. В 1990 году ушел на пенсию и в том же году умер. Почетный гражданин Мурманска. Кавалер восьми орденов, в том числе ордена Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I и II степеней. Неоднократно избирался депутатом Мурманского городского Совета. Именем Якова Гунина назван современный супертраулер Мурманского тралового флота. НАШ ОПЫТ РАБОТЫНА ПРОМЫСЛЕ СЕЛЬДИ Из письма экипажа РТ «Скумбрия» Я.А. Гунин в конце 1940-х годов (фото из архива газеты «Рыбный Мурман») В рубке плавбазы «Памяти Ильича», 1954 год (фото из музея МГГУ) Долгое время в мурманских рыбопромысловых организациях имела хождение вредительская теория о том, что в открытом море сельдь ловить нельзя. Вредители ориентировали рыбаков только на запорный промысел и всячески мешали внедрению активных методов лова сельди Сейчас рыбачество получило возможность широко освоить лов сельди в открытом море, в изобилии обеспечивать страну мурманской сельдью и в такие моменты, когда косяки ее не заходят в губы. Первый же рейс на дрифтерный промысел выявил широкие возможности активного лова. Мы сумели за 18 промысловых суток выловить центнеров крупной высококачественной сельди. Добыча за рейс составляет 99,7 процента годового производственного плана траулера. Как мы работали? Еще до прихода на промысел решили испробовать дрифтерные сети. В воду опустили порядок из 50 сетей. За 10 часов дрейфа выловили 70 кг 14 15

9 сельди. Потом перешли в другой район. Чтобы не допустить пролова, не пропустить сельдяного косяка, мы тщательно следили за местонахождением корабля, после каждой выемки сетей производили астрономическое определение. Капитан регулярно наносил на карту отметки, из которых было видно, где находятся другие суда и как они промышляют. Супертраулер «Яков Гунин» Эта карта сослужила нам большую службу. По ней мы определяли направление косяков сельди. Команда работала хорошо. Дрифмейстер тов. Зверевич учил моряков работать с дрифтерными порядками, обеспечил бережное обращение с сетями В результате того, что мы борьбу за высокий вылов дополнили борьбой за качество, нам удалось сохранить прекрасные качества селедки. 90 тонн сельди сдано высшим сортом, а остальная часть улова первым сортом. В результате высокой производительности труда и применения стахановских методов у команды нашего судна значительно повысился заработок. Капитан Гунин получил рублей, старший штурман Баранов руб лей Мы обращаемся ко всем морякам тралового флота, Морлова и к рыбакамколхозникам с призывом приложить все силы к тому, чтобы выполнить задание партии и правительства о вылове центнеров в 1938 году, сделать нынешний год годом полного освоения лова сельди в открытом море. Если потребуется стать на защиту границ нашей родины, мы готовы в любой момент пересесть с промысловых кораблей на такие суда, которые понесут смерть и разгром фашизму. По поручению команды траулера «Скумбрия»: капитан Гунин, помполит Назаров, рыбмастер Кондряков и другие. Газета «Полярная правда» (179 от 6 августа 1938 года). ДУБЕНСКИЙ Н.А. Капитан РТ тралового флота в 1930 е годы. В 1949 году участвовал в северной сельдяной экспедиции в районе Шпицбергена возглавлял экипаж парохода «Тамбов», переоборудованного под плавбазу для обслуживания восьми небольших промысловых судов «Морзверрыбпрома» (дрифтер-траулера «Дельфин», деревянных дрифтер-ботов мурманской постройки и мотоботов типа «Касатка»). Плавбаза «Тамбов» ЕГОРОВ Василий Александрович Капитан рыбопромысловых судов Мурманского тралового флота. В 1929 году участник приемки в Германии с новостроя траулера «Дальневосточник» и второй штурман во время перегонки этого траулера во Владивосток. Поступив в распоряжение «Дальгосрыбтреста», вместе с другими архангельскими поморами обучал промысловому делу местных рыбаков, ходил старшим штурманом на РТ «Дальневосточник». В 1935 году, когда Мурманский тралфлот начал пополняться новыми судами отечественной постройки, ступил на капитанский мостик РТ-94 «Жданов». Несмотря на конструктивные недоработки корабля, экипаж добивался хороших экономических показателей. В 1939 году капитан-флагман отряда судов МТФ. Один из первых капитанов-поисковиков промразведки самостоятельного отдела промысловой разведки при тресте «Мурманрыба» (создан приказом по Наркомпищепрому от 28 октября 1937 года). «Поисковые корабли были укомплектованы лучшими капитанами рыбного Мурмана, такими новаторами и патриотами советского промыслового дела, как В. А. Егоров, который освоил организацию поиска и лова сельди в отдаленных районах Баренцева моря», вспоминал зачинатель отечественного рыболовного промысла капитан С. Д. Копытов. В мае 1941 года поисковый дрифтер-бот «Сазан» под руководством капитана В. А. Егорова вышел на разведку в район Шпицбергена. В том рейсе впервые для облова сельди на различных горизонтах был применен дрифтерный порядок со ступенчатым расположением сетей. Завершить работы не позволила Великая Отечественная война. В военные годы командир СКР-26 «Мгла» Северного флота (бывший РТ 38 «Стрелок»). В марте 1942 года, находясь в боевом дозоре, в шторм сели на мель у мыса Цып-Наволок. Экипаж спасся. В. А. Егорова судили и отправили в штрафбат. Погиб в боях на полуострове Рыбачий. Награжден орденом Ленина (1939). Родной брат известного капитана А. А. Егорова. НЕ ТЕРЯТЬ ВЕРУ В ЧЕЛОВЕКА Из воспоминаний начальника Мурманского рыбного порта Я. С. Бургутто Мне часто приходится вспоминать, как много лет назад бывалый моряк, опытный капитан Василий Александрович Егоров кропотливо возился с каждым членом судового экипажа, чтобы сделать из него настоящего, полезного для Родины человека. Опыт таких воспитателей надо собирать по крупицам и передавать молодежи. В 1935 году траловый флот начал пополняться новыми кораблями отечественной постройки Стояла задача освоить новые корабли, выявить 16 17

10 все погрешности, чтобы внести свои коррективы в судостроение. Для этих целей на такие суда посылали опытных капитанов. В числе их был и В. А. Егоров, которому поручили командовать РТ-94. Я работал на этом судне третьим помощником капитана. В один из июльских дней, готовя корабль к отходу, мы недосчитались одной трети команды. Прохо Мурманский рыбный порт в предвоенные годы дили часы томительного ожидания возвращения отпущенных на берег моряков и нового пополнения. В кочегарке не было ни одного кочегара. У котла почти сутки находился машинист с учеником. На обычно спокойном лице Василия Александровича на этот раз появились багровые пятна. Чувствовалось, что он сильно волнуется и глубоко переживает все это. Находясь на мостике, он то и дело посматривал на часы. Около двух часов ночи резкий шум нарушил ночную тишину не только на нашем корабле, но и на стоящих по борту других судах. С грохотом и дребезжанием покатились по трапу с причала на палубу корабля пустые бутылки и пивные кружки, а вслед за ними из тачки буквально выкинули пьяного до беспамятства кочегара Злобина Кочегары «веселились». Поразмыслив, я пришел к выводу, что капитан немедленно спишет подобных «весельчаков» с корабля, как злостных нарушителей, но этого не произошло. Конечно, такое отношение к случившемуся вызвало недоумение, и я спросил, почему Василий Александрович не списал разгильдяев с корабля. Капитан ответил: «Это не разгильдяи. Это люди, которые заблудились в результате неправильного воспитания» В море мне довелось ближе познакомиться с каждым членом экипажа. Кочегары, любившие веселиться довольно дико, оказались прекрасными работниками, мастерами огня Егоров кропотливо возился с каждым членом команды, бывая в кубриках кочегаров и матросов, часами вел долгие, по отечески задушевные и строгие беседы. Он стал интересоваться жизнью и бытом каждого человека, изучать характеры людей, определять их индивидуальные способности, давать рядовым матросам полезные советы куда им поступить учиться, где и на каком участке они найдут лучшее применение своим силам. Все это подчас действовало лучше, чем самое строгое административное взыскание. Если же такие внушения не помогали, тогда капитан выносил дела нарушителей на обсуждение коллектива. Это была хорошая школа воспитательной работы и индивидуальной, и коллективной. В. А. Егоров погиб во время Великой Отечественной войны при защите советского Заполярья, но моряки и сейчас отзываются о нем с большой похвалой. Газета «Рыбный Мурман» (16, 17 от 1960 года). ЕГОРОВ Василий Михайлович Капитан на судах Мурманского тралфлота и Мурмансельди. Один из зачинателей промысла сельди в открытом море в конце 1940 х годов, опытный капитан-поисковик. В 1950 году, в первый промысловый сезон Мурмансельди, экипаж СРТ 154 под его руководством перевыполнил годовой план по вылову рыбы. Умер года в Мурманске. ЕДЕМСКИЙ Сергей Евгеньевич, г. Мурманск Капитан рыбопромысловых судов. С 1930 года матрос, штурман на судах Мурманского тралового флота. В годы капитан промысловых судов Морзверрыбпрома. Летом 1939 года руководимый им поисковый комбайн 6 «Авангард» вышел в отдаленные северо-западные промысловые районы, открытые ученым Ю. Ю. Марти и капитаном П. А. Полисадовым на боте «Н. Книпович». «Здесь, между параллелями острова Медвежий и мыса Зюйд-кап (южная оконечность Шпицбергена), были обнаружены концентрации крупной сельди, вспоминал капитан С. Д. Копытов. <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: