Чернышев А.А. (отрывок .. на Дунае .)




Книга: Морская гвардия отечества

Накануне войны с Турцией 1877–1878 гг., в октябре 1876 г., когда стало ясно, что война неизбежна, главнокомандующий великий князь Николай Николаевич высказал пожелание иметь в своем распоряжении моряков для содействия операциям армии на Дунае. Поэтому в Гвардейском экипаже были подготовлены две роты под командованием лейтенантов Н.И. Скрыдлова и Ф.В. Дубасова, всего 340 человек, командовал полубатальоном капитан–лейтенант К.И. Тудер.

18 ноября 1876 г. полубатальон отправился на Днестр. Из С.–Петербурга доставили в Кишинев и далее на Днестр два быстроходных паровых катера — «Шутка» (наследника цесаревича — будущего императора Александра III) и «Мина», из Одессы 7 паровых катеров. «Шутку» и «Мину» моряки вооружили шестовыми минами. Всего на Дунай были перевезены 18 катеров, 8 шестерок, 5 ботов и 150 гальванических мин. С ними прибыли 26 офицеров и 436 нижних чинов Гвардейского экипажа.

С началом войны гвардейцы приступили к поставке минных заграждений на Дунае. 17 и 18 апреля 1877 г. были поставлены минные заграждения на Дунае у города Рении (устье реки Прут), с целью отрезать находившуюся выше него турецкую флотилию от низовьев Дуная и Черного моря. Попытки противника помешать постановкам мин были отбиты нашими береговыми батареями. 3 и 4 мая минные катера «Ксения», «Джигит», «Царевна» и 5 гребных шлюпок под огнем противника выставили в Мачинском рукаве Дуная две линии мин. 4 мая этот же отряд, для защиты города Браилов от бомбардировок турецкими судами, поставил выше города заграждение из 32 мин.

Турецкие суда сосредоточились в Мачинском рукаве Дуная. Лейтенанту Ф.В. Дубасову было поручено провести операцию по уничтожению судов противника. В ночь с 12 на 13 мая отряд в составе четырех минных катеров — «Цесаревич» (лейтенант Ф.В. Дубасов), «Ксения» (лейтенант А.П. Шестаков), «Джигит» (мичман Персии), «Джигит» (мичман М.Я. Баль) произвел рекогносцировку Мачинского рукава и обнаружил монитор, броненосную лодку и пароход турок. На следующую ночь —14 мая 1877 г. — катера атаковали турецкие суда. Катера «Цесаревич» (лейтенант Ф.В. Дубасов) и «Ксения» (лейтенант А.П. Шестаков) под огнем противника взорвали шестовыми минами турецкий монитор «Сейфи», который, получив две пробоины, затонул. Гвардейцы потерь не имели.

Следующей задачей моряков стала постановка минных заграждений на Среднем Дунае для прикрытия переправ наших войск. 23 мая все суда Гвардейского экипажа прибыли в Бухарест. Здесь отряд разделился на две части. Главные силы (в том числе все 10 паровых катеров) под командованием капитан–лейтенанта К.И. Тудера проследовали в село Мало‑де Жос на берегу Дуная. Остальные суда отправились в город Слатину (на реке Ольте). 7 июня основной отряд вышел по назначению с целью поставить минные заграждения у острова Мечка, выше Рущука, чтобы лишить возможности турецкие суда подниматься по Дунаю к месту предполагаемой переправы. Паровые катера вели на буксире гребные суда с минами. Под ружейным огнем противника гвардейцы поставили минное заграждение у острова Мечка. Прикрывали постановку быстроходные катера «Шутка» и «Мина». Вскоре от Рущука показался турецкий пароход «Эрекли». К сожалению, у «Мины» вышла из строя машина. «Шутка» (лейтенант Н.И. Скрыдлов) в одиночку вышла в атаку на противника. Она подошла вплотную к турецкому пароходу и ударила его в борт шестом, но взрыва мины не последовало, так как проводники оказались перебитыми. Катер, сам получивший повреждения, сумел отойти от судна противника, к которому его прижало течением. Пароход поспешно отошел к Рущуку. Прикрывал работы взвод Гвардейского экипажа, находившийся на берегу.

11 июня, когда моряки ставили мины у Фламунды, катера «Шутка» (мичман Нилов), «Мина» (гардемарин Аренс) и «Первенец» (унтер– офицер Петров) охраняли район постановки от неприятеля. Вскоре показался турецкий монитор, направлявшийся к катерам, ставившим заграждение «Мина» вышла в атаку, но снаряд с монитора перебил минный шест. Тогда «Шутка», вооруженная буксируемыми (крылатыми) минами, вышла в атаку, но быстрое течение не позволило подвести мины под вражеский корабль. Но решительные действия моряков и огонь береговых батарей заставили монитор отойти. Тихоходный «Первенец» находился в резерве и не смог поддержать атаку.

Установив мины, Гвардейский экипаж отправился в Слатину на реке Ольте для приготовления деревянных понтонов и проводки их к месту переправы. В то же время он занялся исправлением и приготовлением румынского парохода «Аннета» для содействия быстрейшему перевозу войск.

Уже после объявления войны выяснилось, что в нашей армии не имеется достаточного количества морских команд, столь необходимых для переправы и действий на широчайшей в Европе реке, а потому главнокомандующий просил о высылке ему еще 1000 человек матросов. Вследствие этого был отправлен на Дунай второй отряд морских команд, состоявший из двух рот Гвардейского экипажа, 175 человек из экипажа фрегата «Светлана», четырех рот Балтийского флота — всего 1000 человек под командованием капитана 1–го ранга Шмидта. Они предназначались для наведения переправ с помощью понтонов.

27 мая 1877 г. отряд отправился по железной дороге в армию. 12 июня он прибыл к месту переправы у Зимницы. Вечером 14 июня моряки спустили специальные гребные понтоны в рукаве Дуная. Ночью они вывели понтоны в главное русло Дуная и на рассвете прибыли к месту переправы. Приняв войска, понтоны в 2 часа ночи отвалили от берега. После высадки на турецком берегу противник поднял тревогу, был открыт огонь по судам. Несмотря на огонь, моряки совершили несколько рейсов. Утром 15 июня подошел пароход «Аннета» с баржами и паровыми катерами. 16 июня приступили к наводке моста на понтонах. В наводке моста участвовала рота Гвардейского экипажа под командованием лейтенанта Глазенапа. В это время со стороны Рущука показались турецкие мониторы и пароход. Немедленно катера вышли в атаку и отогнали турецкие суда.

В этот день к месту переправы прибыл император Александр II. На понтоне с гребцами своего катера из роты его высочества под командованием лейтенанта Палтова переправился на болгарский берег. Император обратился к морякам: «Вы, может быть, не сознаете, какое важное дело вы сделали, переправив войска».

В июле 1877 г. из С.–Петербурга был отправлен третий отряд Гвардейского экипажа — 504 человека под командованием флигель– адъютанта капитана 1–го ранга Д.З. Головачева, в его составе находился великий князь Константин Константинович.

Таким образом, на Дунай был отправлен весь личный состав Гвардейского экипажа. Для этого пришлось снять команды с фрегата «Светлана» и яхт Гвардейского экипажа. Начальником всех морских сил на Дунае стал командир экипажа контр–адмирал великий князь Алексей Александрович.

20 июля весь экипаж соединился в городе Фратешты. 22 июля он выступил в Слободзейский лагерь для сооружения батарей. К 1 октября экипаж перешел в село Петрошаны на зимовку. В это время турки решили построить около Силистрии плавучий мост для переправы на румынский берег, с целью нападения на тылы нашей армии. Из Петрошан был направлен к Силистрии отряд Гвардейского экипажа под командованием лейтенанта Ф.В. Дубасова, которому удалось спустить ночью брандеры на заготовленные турками для моста материалы и суда и сжечь их.

После заключения перемирия с турками отношения Англии к России настолько ухудшились, что император предложил минировать Босфор, чтобы не допустить прохода английского флота в Черное море, и использовать для этого Гвардейский экипаж…..

ОСЕНЕННЫЕ ГВАРДЕЙСКИМ СТЯГОМ — ГВАРДИЯ СОВЕТСКОГО ВОЕННОМОРСКОГО ФЛОТА (на Дунае … кратко)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: