Обычай ношения орденов на левой стороне груди




Традиции подводного мореплавания.

Посвящение в подводники – ритуал, установленный одновременно с появлением первых субмарин. Его проходит каждый, впервые погрузившийся под воду, независимо от должности и звания. Находясь на глубине, моряки зачерпывают плафон морской воды определенного объема (обычно 300-500 грамм.), и заставляют выпить ее новоиспеченного подводника...

Среди многочисленных традиций, которые существуют на флоте, традиция встречать корабли жареным поросенком имеет свои не столь давние, но корни. Произошло это в Полярном, в 42-м году, и вот грузится одна из подводных лодок в море, идет в ответственный район, командир лодки капитан II ранга Уткин обнаруживает, что недогрузили хлеба, ему докладывает помощник. В это время на причале оказывается гордый, слегка такой полноватый командир базы капитан III ранга Моденко, к которому подлетает командир, хватает его за грудки и говорит: "Вася, ну как же так, ну елки-моталки, уходим в море, не моемся, не бреемся, топим корабли, под минами, под самолетами, а ты не можешь организовать как следует поесть. Давай так договоримся: если я вернусь с победой, с тебя жареный поросенок". Моденко пожал плечами, говорит: "Ну, попробуй". И действительно Уткин вернулся с победой и ничего не пришлось другого делать, как приготовить роскошного большого поросенка при встрече. И этот поросенок, никто уже не помнит, как он выглядел, но он положил начало замечательной традиции. И потом уже подводники, которые уходили в море, приходили в подсобное хозяйство - это мне рассказывали ветераны легендарной краснознаменной К-21 - с баночкой "Кузбасс-лака" и выбирая самую жирную свинью прямо кисточкой у нее на борту писали "К-21", это уже наша свинья, забита. И вот эти свиньи появлялись на столах в Доме офицеров, где традиционно после победы встречались подводники и за рюмочкой положенных победных 100 грамм съедали этого замечательного поросенка. И сегодня, когда лодки возвращаются в базу, мы тоже видим продолжение этих традиций. И когда, шел репортаж, и фотографии мы видели, наш уважаемый президент побывал у подводников-североморцев, его тоже встретили замечательным, роскошным жареным поросенком. Замечательная, вкусная традиция флота. Пусть она живет.

Парусный флот напрямую зависел от ветра. Это не могло не сформировать морских традиций по «вызыванию ветра». Кроме молитвы Святому Николаю существовал и до сих пор практикуется обычай царапать мачту, желательно с той стороны, откуда ожидают ветра.

Главный праздник моряка – «День Нептуна». Традиционно он отмечался в момент пересечения экватора. Тех, кто пересекал экватор впервые, было принято купать и подвергать различным испытаниям. Неофит проходил своеобразную инициацию, целью которой было не только приобщение моряка к «морскому братству», но и «задабривание» морского бога и его приближенных

Из морской терминологии все мы знаем выражение «бить склянки». В старину время в море учитывалось по песочным часам. Количество песка и диаметр канала рассчитывались так, чтобы время, потребное на полную пересыпку песка из одного конуса в другой, равнялось одной минуте и получасу (или больше, вплоть до одного часа, в зависимости от назначения). Прибор назывался «склянка». В русском флоте со «склянками» была особая традиция. Юнга становился на вахту и всякий раз, когда проходило полчаса, переворачивал склянку, ударял в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал. Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш». Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. «Скляночная» систему очень удобна при несении вахты, она позволяет чередовать сроки её несения и не путаться.


Свистать всех наверх!». Что бы это значило, когда на кораблях традиционно свист считается дурной приметой и «свистуна» могли просто-напросто кинуть за борт? Свистеть на кораблях мог боцман, и не просто свистеть, но делать это при помощи «боцманской дудки». Системой звуковых сигналов боцман управлял матросами, что обеспечивало слаженную работу на судне. Во время шторма, когда слышимость приближена к нулю, только звонкий свист боцманской дудки мог обеспечить непрерывность исполнения вахтенных команд.

Морская вежливость:

 

Идя на шлюпке, считается невежливым обогнать старшего.

Невежливо, видя прогуливающегося командира по палубе, продолжать идти по той же стороне, а надо перейти на другую.

Отдание чести

 

Весьма вероятно, что манера отдания чести приложением правой руки к головному убору пришла со времен рыцарства от рыцарей, которые при встрече поднимали забрало лат, дабы показать лицо, и делали это всегда правой рукой, так как левая несла щит. Оттуда же пришло и то, что первый отдавал честь младший, ибо тогда уважение к старшему было основой воспитания и свято исполнялось.

Первоначальная форма отдания чести на флоте состояла в снятии головного убора. Во флоте снятие головного убора при отдании чести старшему было заменено приложением правой руки к тулье фуражки вскоре после Севастопольской кампании в царствование императора Николая I.

Отдание чести кораблями

 

Вызов команд наверх, а иногда, в старое время, посылка людей по марсам и реям, как отдание чести кораблем, сопровождаемое общим “ура”, — очень старый морской обычай, пришедший к нам из седой старины и фактически бывший в употреблении почти за сто лет до создания русского военного флота.

Отдание чести кораблями в море было введено впервые англичанами, слабый салютовал сильному первым.

Честь кораблями отдавалась в следующих случаях: при возвращении или уходе с рейда и при прохождении мимо других судов, как своих, так и иностранных; как ответ на отдаваемую честь другим проходящим судном. Отдание чести состояло в вызове караула, горниста и музыкантов, если таковые были на корабле. Игрался сигнал “захождение”, по которому все находящиеся на палубе становились смирно и там, где их застал сигнал. Отдание чести с вызовом команды наверх производилось при проходе мимо адмиральского корабля, как своего, так и иностранного. Отдание чести производилось только в течение дня, то есть с момента подъема флага и до спуска его. В течение ночи, при прохождении военных судов, на флагштоке или гафеле включались огни (белый и под ним на три фута ниже — красный).

Имя корабля

 

Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.

Традиция давать судам имена восходит ко временам Древнего Египта: суда фараонов «Явление в Мемфисе» и «Дикий бык» наводили трепет на средиземноморские берега еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

Первоначально правом на собственное имя обладали только военные корабли, так как во время боевых действий было необходимо знать, какие суда участвуют в сражении, кого потопили, и кто вышел в итоге победителем. Гражданские суда стали обзаводиться названиями только в середине XIX века.

В России традиция давать имена кораблям окончательно установилась только в конце царствования Петра I. Уже при постройке первых военных кораблей Петром I было узаконено, что утверждение и выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства.

Также Петром I были заложены основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота. Так, наиболее крупным кораблям и фрегатам давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали самые значительные победы, городов и земель, а также святых, корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо символико-аллегорическими терминами, скампавеи (малые галеры), галеры и другие малые суда носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.

С 1902 г. стали давать эскадренным миноносцам в качестве названий имена прилагательные.

Появились корабли с именами «Скорый», «Страшный», «Осторожный», «Легкий», «Храбрый», «Правый», «Счастливый», «Спешный». Такие имена были призваны символизировать мужественный дух нации или государства, выраженный в боевых качествах этих кораблей.

Одной из главных традиций, заложенной Петром I, является преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях.

К 1914 г. в России была выработана и документально закреплена новая система наименования кораблей военного флота, которая восприняла многие традиции, зародившиеся в петровские времена. Основная особенность системы заключалась в беспрекословном требовании гармонии имени и ранга судна.

В послевоенные годы в системе названий кораблей было несколько направлений. Во-первых, стали называть корабли именами известных полководцев и флотоводцев, а также именами крупных городов. Во-вторых, вернулись к названиям кораблей дореволюционного флота. В-третьих, называли корабли в честь героев Великой Отечественной войны. Одновременно старались придерживаться правила давать серии кораблей одного и того же класса родственные по смыслу названия, но это далеко не всегда выдерживалось.

В последние годы восстанавливается давняя традиция русского флота давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви и князей.

Сейчас появились новые типы кораблей, поэтому традиции наименования кораблей преобразуются. В России подбором имен военным кораблям занимается специальный отдел в Министерстве обороны. На именованный корабль составляется анкета, выписывается «свидетельство о рождении». Имя кораблю присваивается приказом главнокомандующего ВМФ России.

 

Погребение в море

 

Погребение в море имело место с первых же дней мореплавания и сопровождалось в старину церемониями умиротворения богов. Например, у римлян в рот опускаемого в море клались монеты для уплаты Харону при перевозе им погребенного через реку Стикс. Согласно старому обычаю, при зашивании тела умершего парусник последнюю застежку делал, пропуская иглу через нос покойника. Все сделанные исследования этого обычая не дали веских оснований утверждать что-либо положительно. Надо считать, что этот обычай явился наследием старого суеверия.

Согласно старому обычаю, доктор или фельдшер немедленно докладывает вахтенному начальнику, когда бы смерть на корабле ни случилась, будь то ночью или днем. Последний заносит факт в вахтенный журнал и докладывает командиру. По обычаю же, тело зашивается в парусину, к ногам прикрепляется тяжелый груз, все умещается на специальной чисто оструганной доске, выносится на шканцы, ставится на небольшое возвыше­ние и покрывается Андреевским флагом. При наличии священника производится обряд отпевания; в его отсутствие обряд отпевания совершается командиром корабля. Такая почесть отдается всем служащим на военном корабле, погребаемым в море, без различия от занимавшегося покойным служебного положения.

Несоблюдение ранга — признание, что пред лицом смерти все равны. Занятие старшими по чину мест впереди в похоронной процессии, соблюдение того, что “первые да будут последними, а последние первыми”. Покрытие тела флагом есть указание на то, что покойник служил государству и что государство ответственно за то, что он, как военнослужащий, при жизни сделал. Три холостых залпа в воздух, по преданию, делаются для того, чтобы отогнать дьявола, который может войти в сердце присутствующих на погребении, ибо, по старому поверию, двери сердца человека в этот момент открыты настежь и дьявол может легко войти в него. Звук горна — последнее прости-прощай и обещание величайшего трубного звука архангела Гавриила в момент воскресения мертвых.

Кортик

Появился в конце XVI века. Первоначально применялся как оружие в абордажном бою. В дореволюционной России кортик носили офицеры и гражданские чиновники морского ведомства. В советский период – элемент парадной формы офицеров и мичманов ВМФ. По традиции кортик в России как личное оружие вместе с лейтенантскими погонами вручается выпускникам высших военно-морских училищ одновременно с вручением им диплома об окончании высшего учебного заведения и присвоением первого офицерского звания.

Кортик – предмет форменной одежды в военно-морских флотах и сухопутных подразделениях, а также полиции различных государств. В российском ВМФ входит в состав форменной одежды адмиралов, генералов, офицеров, мичманов. Носится по особому указанию при парадно-выходной форме, на парадах.

Обычай ношения орденов на левой стороне груди

 

Военными всех наций ордена носятся на левой стороне груди. Делается это в силу обычая, пришедшего со времен крестоносцев. Они носили почетный знак своего ордена на левой стороне: таким образом он был ближе к сердцу, а так как щит носился на левой руке, то знак ордена (и сердце) был лучше защищен.

Погоны и эполеты

 

Происхождение наплечного знака — погона — идет также со времен крестоносцев, как составная часть лат, предохранявших плечо бойца от сабельного удара. Гусарские полки настоящих дней в Англии имеют на плечах род погона (эполета), сделанного из металлической сетки, кольчуги. Эполеты наших уланских полков — чешуйчатые и также напоминают латы. Во многих кавалерийских частях было в обычае иметь погон в виде стальной пластинки, обшитой галуном. Эполеты своим возникновением обязаны Франции и в первоначальном виде были представлены пучком лент. С течением времени погоны потеряли свое первоначальное назначение и стали внешним знаком, символом власти. Вот в силу чего так дорог погон истинному офицеру.

 

Присяга

 

Военная присяга – церемониальная торжественная клятва (обещание), даваемое каждым гражданином при поступлении (призыве) на военную службу в вооружённые силы государства. Военная присяга существует, с глубокой древности, в вооруженных силах (ВС) большинства государств мира. В различных ВС имеет своё специфическое содержание, традиции и обряды по её принятию в зависимости от исторически сложившихся традиций и обычаев того или иного народа (народов), его ВС и сущности строя данного государства.

За многие века в России сменялись цари, правительства, государственный строй и притом многократно переписывался текст военной присяги. Однако во всех вариантах её смысл сводился к одному: присяга являлась и является торжественной клятвой на верность Родине. Подразумевается, что принимающий её клянется отстаивать интересы своего Отечества, причем даже ценой собственной жизни.

Венки на воде

 

В море памятников не ставят. Но на навигационных картах координаты мест, где совершены подвиги нашими моряками, отмечены особо. Проходя близ этих мест, на корабле приспускают флаг, над могилами погибших опускают в море венки из живых цветов.

Для увековечения подвигов военных моряков и памяти погибших приказами командующих Северным, Балтийским, Черноморским и Тихоокеанским флотами определены места, в которых экипажи боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ при плавании отдают воинские почести.

В Балтийском флоте мест боевой славы восемнадцать. Среди них города и гарнизоны, покрывшие себя неувядаемой славой в годы 1-й мировой и Великой Отечественной войн: Свеаборг и Либава, Таллинн и архипелаг Моонзунд, п-ов Ханко и о. Мощный (Лавенсари), Кронштадт и многие другие. Каждый балтиец знает, что линия, соединяющая маяки Таран и Розеве в Гданьском заливе, проложена в тех водах, где подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга А. Маринеско отправила на дно фашистский лайнер «Вильгельм Густлов».

На Черном и Азовском морях такие места – на подходах к городам-героям Севастополю и Одессе, Новороссийску и Керчи. Черноморские корабли отдают там почести героям лидера «Харьков», эсминцев: «Беспощадный» и «Фрунзе».

Есть свои места боевой славы и в Тихоокеанском флоте. Это места Цусимского боя и гибели подводной лодки Л-19 в проливе Лаперуза. Это подходы к о. Шумшу, на котором военные моряки Н. Вилков и П. Ильичев закрыли свей грудью японские амбразуры.

Волны быстро уносят венки, опущенные в воду, а венки нашей памяти вечны. Память о тех, кто задолго до твоего рождения вошел в бессмертие, отдав свою жизнь за свободу и независимость Отчизны, за твою счастливую судьбу, – священная память.

Виват, Парад!

 

Одной из таких старых и особо чтимых традиций на протяжении всей флотской истории остаются морские парады.

В 1698 году молодой русский царь Петр I находился в Англии с целью изучения теоретических оснований науки кораблестроения. Здесь он впервые наблюдал морской парад и маневры флота. Тогда по приглашению английского короля Вильгельма он имел возможность ознакомиться с условиями службы, жизни и быта британских моряков.

Стоящие на рейде в строгой линии боевые корабли, расцвеченные множеством флагов, обход их первым лордом-адмиралом флота, встреча его на флагманском корабле под свист дудок, звуки горна и сияющие на солнце трубы духового оркестра – весь этот торжественный ритуал произвел на Петра неизгладимое впечатление. Окрыленный реформаторскими идеями, он решил перенять эту традицию для строящегося русского флота.

Первый парад был проведен Петром I 18 марта 1699 года.

Первым же настоящим парадом с точки зрения соблюдения ритуалов, следует считать парад 9 сентября 1714 года в честь победы русских моряков при Гангуте.

Постоянными парады становятся только после революции 1917 года. Руководство молодой Советской Республики сделало смотр кораблей регулярным мероприятием революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября. Уже после войны 1941–1945 годов морские парады стали организовывать и в день Военно-Морского Флота в последнее воскресенье июля.

Кают-компания

 

Согласно Морскому уставу кают-компания традиционно служила столовой для офицеров. Морской устав указывал и время сервировки стола. Принимая во внимание условия совместной жизни, устав строго определил время, когда в помещении кают-компании должен быть прекращен всякий шум, и запрещал все то, что так или иначе могло повести к ссорам и излишним трениям (например, игра в карты, разговоры о политике и религии).

Взгляд на кают-компанию как на общество офицеров-моряков – братство офицеров-моряков, а не место для столовой, был у русского адмирала Ушакова, и у достойных последователей его – адмиралов Лазарева и Нахимова, Макарова и Эссена.

 

Своеобразные традиции

Первые «отчеты» о традиции крещения корабля относятся еще ко второму тысячелетию до нашей эры, когда египтяне спускали на воду судно фараона. Затем, несколько упоминаний касаются трудов в этом направлении римлян и греков. Как это происходило, информации мало, ясно только, что люди моря хотели любым способом задобрить богов, чтобы судьба у судна была счастливая. Для этого предпринимались разные меры.

 

Окропить палубу кровью (и не только жертвенных животных) было обыденным делом во времена викингов.

В Средневековье, пока Великая Инквизиция занималась поиском ведьм, всей процессией крещения новых кораблей руководили священнослужители. Все (как и при крещении ребенка): молебен, благословение, освещение «водой» (на самом деле – вином, как минимум!), наречение именем. Затем, отдавали приказ о спуске на воду, причем, выбивать клинья из-под корабля должны были преступники, приговоренные к смертной казни. На всякий случай, чтобы опасная работа, если и сыграет злую шутку с человеком, то его было не так жалко.

 

В более позднее время, в 16-м веке, народ, видимо, морально не смог выдержать традицию, когда серебряный кубок, из которого поливали палубу вином, выбрасывался в море в дар Посейдону. Поэтому, кубок заменили бутылкой. Доподлинно известно, что впервые о нос корабля разбили бутылку именно в Англии в 1699 году. А в 19-м веке священника заменила женщина – «крестная мать» судна. Нет, женщина к беде – на корабле, а возле – она - «крестная». История умалчивает, почему, но именно с тех пор, процесс спуска на воду кораблей изобилует курьезными и, порой, печальными моментами.

 

Однажды, назначенная «крестной» одна принцесса, не рассчитав сил, отправила на больничную койку почетного гостя церемонии. Бутылка разбилась (судьбе корабля ничего не грозило!), но вот голова гостья пострадала изрядно. После этого события пришлось предпринять меры – бутылку стали привязывать к форштевню. А после того, как несколько раз зеваки были ранены осколками бутылки, саму емкость пришлось закутывать в сетку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: