Дополняют и сопровождают речь




Ход урока.

 

I. Инициация.

Цель: настроиться на сотрудничество, создать доброжелательную обстановку.

Методы: АМО Приёмы: «Портретная галерея».

Форма: коллективная.

* Здравствуйте, дорогие ребята. Рада вновь приветствовать вас на уроке. Очень бы хотелось, чтобы наш урок прошёл интересно и продуктивно, однако одной мне не справиться. Вы согласны помочь мне? Но сначала я хотела бы узнать, с каким настроением вы сегодня пришли. Для этого предлагаю создать ваш коллективный портрет. Дорисуйте смайлики, лежащие на ваших партах, согласно вашему настроению, и поднимите их. А я вас сфотографирую на память. (Дети поднимают смайлики, учитель фотографирует.)

 

* Отлично! Вижу, что вы в хорошем расположении духа, а значит, мы можем двигаться дальше.

II. Погружение в тему и определение целей урока.

Цель: ввести учащихся в тему, определить цели урока.

Методы: проблемный.

Приёмы: создание проблемной ситуации.

Форма: фронтальная.

* Наш урок я хочу начать с отрывка из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Цыплёнок».

(Учитель читает сказку без мимики и жестов.)

«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.

Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.

Вот так.

И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»

* Вам все понятно? Почему? (Нет, не все. Какой «такой» цыпленок? Как он задирал голову? Как выглядят мама и кот – мы не узнали..., потому что их не показали)

* Оказывается, наша речь не всегда бывает понятна без жестов и мимики.

* Как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? (ответы детей: о жестах и мимике)

* Верно. Они относятся к невербальным средствам общения, поэтому наш урок и будет называться «Невербальные средства общения».

Слайд 1.

* Запишите тему в тетрадь.

* Слово «невербальные» для вас новое, попытаемся выяснить его лексическое значение.

* Посмотрите, пожалуйста, на экран. Возможно, эта запись поможет вам понять значение слова «невербальные».

Слайд 2.

Вербальный – от лат. verbalisсловесный

Невербальный -? (без слов)

Вывод 1 .(Учащиеся формулируют определение слова «невербальные».)

Молодцы!

* А что бы вы хотели узнать на уроке? (ответы учащихся, учитель коротко записывает их на доске)

* Ну что ж, цели поставлены, теперь будем их реализовывать.

III. Изучение нового материала.

Цель:

- сформировать понятие о мимике и жестах как невербальных средствах общения и их роли в жизни человека;

- научить уместному употреблению жестов и мимике;

- обогатить словарный запас учащихся.

Методы: словесный, наглядный, познавательный, творчески-воспроизводящий, практический, АМО, исследовательский, репродуктивный.

Приёмы: беседа, работа со словарём, анализ текста, «Собери словечко», сообщение, сопоставление, иллюстрация, решение ситуативных задач, просмотр фильма, выразительное чтение.

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Средства невербального общения.

А) Выявление средств невербального общения.

Слайд 3.

* Невербальных средств, которые помогают нам в словесном общении, много, но мы сегодня будем говорить именно о мимике и жестах, ведь ещё древнеримский оратор Цицерон говорил о том, что “все движения души должны сопровождаться жестами и мимикой, способными разъяснить дела души и мысли".

На доске: Невербальные средства общения

 

Мимика

Жесты

* Отобразите это в тетради.

Б) Лексическая работа в группах.

* Что же такое – мимика и жесты? Давайте определим лексическое значение этих слов. Для этого я предлагаю вам поработать в группах.

Слайд 4.

1 и 2 группы – учёные лингвисты, я попрошу помочь мне собрать рассыпавшиеся предложения с определениями мимики и жестов.

(1 группе предложение в разрезке: Мимика – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

2 группе предложение в разрезке: Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.)

3 группе – экспертам - я предлагаю поработать со словарём, найти там определение слов мимика и жест и проверить, правильно ли ребята 1 и 2 группы выполнили своё задание.

А 4 группа – исследователи - поработает с текстами.

(Тексты для 4 группы:

Задание: прочитайте внимательно тексты, найдите описание жестов. Подумайте, заменяют они речь или дополняют?

1. – Дениска, - сказал папа, - твой двоюродный дядька Харитон Васильевич приедет. Он давно с тобой хотел познакомиться…

Я спросил:

- А кто он такой?

Алексей Михайлович поднял палец кверху:

- Капитан дальнего плавания – вот кто он такой.

2. – Ты неплохо устроилась, - как-то сказала мама. – Значит, Лёва будет учиться, совершенствоваться, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!

- А сестра Чехова, по-твоему, тоже была иждивенкой? – спросила я в ответ.

- Ну уж … хватила!

Мама изумлённо развела руки в стороны. Когда нечего сказать, легче всего разводить руками…

 

Примечание: Иждивенчество – стремление во всём рассчитывать на помощь других, жить за чужой счёт.)

В) Выступление групп.

1 группа читает получившееся определение слова мимика.

* Спасибо, хорошо. Попросим 3 группу проверить вас (3 группа по словарю читает определение слова мимика).

2 группа читает получившееся определение слова жесты, 3 группа проверяет по словарю.

* Молодцы! А теперь дадим слово 4 группе: найдите и прочитайте описания жестов и определите их значение.

Вывод 2: Итак, мы с вами узнали, что такое мимика и жесты, и выяснили, что жесты могут дополнять и сопровождать нашу речь или заменять её.

Жесты

На доске:

 

Заменяют речь

Дополняют и сопровождают речь

 

* Зарисуйте эту схему в тетради.

Г) Из истории жестов.

Жесты отражают национальные традиции. Один и тот же жест у разных народов может иметь противоположные значения.

* Например, что обозначает у нас кивок головой? («да») А у болгар этот жест обозначает – «нет». Не забудьте об этом, когда будете в Болгарии.

Слайд 5. По-разному приветствуют друг друга разные народы.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Французы целуют друг друга в щёку.

Латиноамериканцы обнимаются.

* А какой жест приветствия используем мы, русские? (Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки.)

Рассказывать об истории жестов можно очень долго. Если кто-то заинтересуется, может найти материал в книге Владимира Матвеева «В мире вежливости».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: