Глава 1. Обоснование понятия «Малая Родина»




Малая Родина в произведениях арзамасского поэта Н. Б. Рачкова.

 

 

Выполнила:

ученица 10 «Б» класса

Орлова Виктория Николаевна

Руководитель:

Уварова
Елена Алексеевна,

учитель литературы
и русского языка

 

 

г. Арзамас, 2015 год

Содержание

Аннотация………………………………………………………………………….

Введение……………………………………………………………………………

1. Представление темы. Обоснование ее выбора. Актуализация……………….

2. Гипотеза. Цели. Задачи. Методы исследования………………………

Глава 1. Обоснование понятия «Малая Родина»

1. Что такое Родина?

2. Малая Родина в понимании Великих русских писателей

Глава 2.

1. Библиографический словарь о жизни и творчестве Н. Б. Рачкова. Мнение критиков.

2. Малая Родина в стихах поэта

2.1 Влияние малой родины на становление личности

2.3 Только любовью

Вывод……………………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………..

 

Аннотация

Наша страна в настоящее время переживает трудные времена - вызывает тревогу упадок нравственности в российском обществе. И многие задаются вопросом, как же снова встать на путь духовного возрождения нации? Это можно сделать, лишь следуя примеру истинного патриота своей Родины и носителя наилучших душевных качеств. Именно таким человеком можно назвать Николая Рачкова, Поэта и Учителя по призванию.

Любому русскому человеку, умеющему мыслить и чувствовать, близка проникновенная лирика этого великого человека. Следуя его заветам, можно прийти к истинному идеалу человеческой жизни, научиться жить в гармонии с природой, с людьми и с самим собой.

Юные арзамассцы начинают свой путь оттуда же, откуда в свое время начал и он. Так может быть, изучая произведения Николая Борисовича Рачкова, следует обратить особое внимание на детали, попытаться с их помощью осознать, что сделало его таким, какой он есть? Мудрым, честным, ответственным, словом настоящим человеком.

 

Введение

В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.

Т. Г. Шевченко

Русская литература богата именами великих поэтов. У каждого из них своя собственная судьба, свое творчество, свои музы. Тема Родины предстает в литературе как одно из главных поэтических направлений. Она раскрывается в образах «Большой» и «Малой» Родины. Многие из поэтов затрагивали тему Малой Родины, с радостью рассказывали в своих стихах о родном доме и улице, о первых детских воспоминаниях, событиях юности. Почти каждый из них хоть раз сообщал читателю в своем произведении о красоте природы, о людях своего родного края.

Нам, арзамассцам, изучая понятие Малой Родины, важнее всего будет затронуть произведения поэта, чье творчество берет свое начало именно в городе Арзамас. Николай Рачков поистине заслужил гордое звание «Певца Арзамасской земли». Очень многие его стихотворения посвящены селу Кирилловка Арзамасского района.

К сожалению, многие арзамассцы в наши дни читать не любят, а потому совершенно не знают творцов родной земли. Забывают свои корни, свои истоки. Эту проблему нужно решить. Необходимо воспитывать любовь к Родине и ее традициям. Актуальность же выбранной темы заключается в открывающейся перед современным читателем возможности узнать и понять, что вдохновляло творческую душу Николая Рачкова на создание прекрасных произведений. Понимание поэзии творцов своего края позволяет людям заложить в своем сердце основу искренней любви к родной земле, сформировать о ней правильное и устойчивое мнение.

Гипотеза исследования - родное село Кирилловка, город Арзамас и люди, что окружали его, способствовали становлению Николая Рачкова как мудрого, честного и открытого человека, достойного уважения и подражания. Истоки его известной на всю страну высокой нравственности берут свое начало на Малой Родине стихотворца. Именно полученные здесь знания и опыт стали условием формирования безусловно сильной личности поэта и нашли отражение в его творчестве.

Цель исследовательской работы – изучить, как понятие Малой Родины раскрывается в сочинениях Николая Рачкова.

Для решения этой проблемы были поставлены конкретные частные задачи:

1) Определить смысл и значение понятия Малая Родина;

2) Познакомиться с этапами жизни и творчества Николая Рачкова;

3) Изучить стихи поэта;

4) Определить, как Арзамасская земля повлияла на мировоззрение и судьбу стихотворца;

5) Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

Объектом данного исследования стали произведения арзамасского поэта Николая Рачкова.

Предметом изучения данной тематики является понятие Малой Родины, ее влияние на творчество и мировоззрение поэта.

Методы исследования:

-описательный

-метод логического анализа

-подбор и просмотр литературы по теме исследования

Выше перечисленные задачи определили структуру данной работы.

Исследование состоит из аннотации, введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Обоснование понятия «Малая Родина»

1) Что такое Родина?

Ро́дина, -ы, ж

1. Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является; место, где человек родился, провел юные годы (в возвышенном стиле – иногда с прописной буквы)

2. Родина – это место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновения чего-нибудь

3. Значение слова Родина равномерно значениям слов Отечество, Отчизна, Колыбель

 

2) Малая Родина. Что это такое? Где она начинается, и докуда простираются ее границы?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к поэтическим высказываниям знаменитых литераторов.

«Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного — это неоглядные степные просторы, у другого - орлы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солнце над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния. У одного — это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы» - выразился по этому поводу В. Пекелис (известный советский и российский писатель, публицист, популяризатор науки).

А вот высказывание о Родине Н. Смирнова:

«…Подобно тому как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли.
В раннем детстве мир наш ограничивается комнатами отчего дома, позднее - счастливым осознанием своей кровной причастности к тому священному и высокому, что называется именем родной страны.
В далёких скитаниях я бережно носил имя и образ Родины в сердце, как носят в потаённом медальоне портрет матери. Я люблю на своей великой Родине всё - и её печальные тундры, и её реки, и её новостройки, волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыни, и её дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы».

Таким образом, Малая Родина – необыкновенное место, она ассоциируется у человека с Домом. Домом с большой буквы, с местом, где человек провел свое детство и юность. Это особый уютный уголок, как бы отделенный, спрятанный от всего другого мира. С нее начинается любовь к своей стране, своему Отечеству.

 

Глава 2.

1) Биографический словарь о жизни и творчестве Н. Б. Рачкова. Люди о поэте.

Николай Борисович Рачков принадлежит к талантливому поколению советских литераторов. Он, прежде всего, известен как поэт малого города. Николай Борисович Рачков родился 23 сентября 1941 года в селе Кирилловка Арзамасского района Горьковской (ныне Нижегородской) области. Родом из крестьянской семьи. Его отец погиб на фронте в 1941 за несколько месяцев до рождения сына. Мать — домохозяйка. Она «для меня — святая,— пишет поэт.— Можно сказать, что она надорвалась, выводя меня и брата "в люди", и умерла рано. Время было трудное, жизнь бедной, почти нищенской. Но никакого уныния не было, помнится из детства и юности только светлое и радостное».

В 1964 Рачков окончил историко-филологический факультет Горьковского педагогического института. В 1967-1987 годах работал учителем в сельской школе, редактором многотиражной газете на заводе в г.Арзамасе.

С 1987 поэт живет в городе Тосно Ленинградской области, работает в редакции газеты «Тосненский вестник».
Первое стихотворение Рачкова «Моему другу» было напечатано в 1957 в газете «Арзамасская правда». С этого времени он начал посещать литературное объединение при этой газете, которым руководил поэт А.Плотников, ставший другом и учителем Рачкова. В 1964 в институтской газете была опубликована первая подборка стихов Рачкова со вступительной статьей известного поэта-горьковчанина М.Шестерикова. В эту пору стихи Рачкова публиковались в областной прессе. Первый сборник его стихов «Колодцы» вышел в 1967. Рачков писал о войне («Я не помню войны») и мирном труде, о седой старине и завтрашнем дне. Повышенный интерес к событиям давно минувших веков нашел выражение в стихотворении «Чудаки», «Зелен день», «Кости». Рачков обращался к образам «Слова о полку Игореве», пытаясь заново осмыслить поражение русского войска.
Критика находила в стихах Рачкова «богатство красок, яркость эпитетов, причудливые оттенки цветов, выразительность».

В 1981 Рачков стал членом Союза Писателей. Его стихи публиковались в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Наш современник», «Москва», «Нева» и др.

Вслед за сборником «Колодцы» выходят в свет 2 поэтические книги Рачкова — «Отчее крыльцо» 1979), «Неповторимый этот мир» 1983). Как определяющий в книгах звучал мотив возвращения на родину. Критика заговорила об эволюции поэта, отметив, что у него «чувство долга становится потребностью сердца, движения разума и души сливаются в его стихах в цельный и действенный образ, слово поистине становится делом» (Егоренкова Г. «Сохрани себя, свое сердце и слово»).

В последнее десятилетие XX в. Рачков выпустил несколько поэтических сборников: «Памятный дом» (1991), «Средь туманов и трав» (1994), «Избранная лирика», «Свет мой лазоревый» (оба — 1997). Два последних получили высокую оценку критики. Рачков «своим неброским, но проникновенным стихом отстаивает дух, быт и стиль родной земли» (Ганичев В.). «Стихи Рачкова,— писал О.Шарков,— в русле великой литературной традиции, которая, слава Богу, никогда у нас не исчезала со времен Кольцова и Никитина и нужда, в которой будет ощущаться еще очень и очень долго».

Вступая в новое тысячелетие, Рачков остался верен своим творческим принципам. В сборнике с характерным для Рачков названием «А Россия была и будет» (2000) Рачков декларировал: «Мы будем побеждать любовью». Рецензенты отмечали многоцветный образный мир автора, лаконичность языка, сдержанность поэтической интонации, наследование классических традиций отечественной поэзии. О чем бы ни писал Рачков — о войне, мирном труде, седой старине, о завтрашнем дне, о любви, основными в его лирике мотивами выступают русский мир, русская душа, русская судьба, боль за Россию и вера православного человека в ее особое предназначение. В.Ганичев писал: «Николая Рачкова надо знать. Он народный, национальный поэт России. Он из ее глубин, он от ее истоков, от земель нижегородских, от дорожек Серафима Саровского». В его стихах «какое-то постоянное свечение, радость, грусть, но с надеждой, даже с уверенностью, что "будет тяга к родному, кровному, вспыхнет светом любви очаг". И почти уверен, что его стихи обращены ко всем русским.

Народность, поэзии Рачкова определяется не только проблематикой его стихов, где поднимаются мотивы судеб России, русской природы, русской истории, где в центре ряда — образы Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Лирический герой Рачкова несет в себе набор основных черт русского национального характера, национальной психологии.

Вышедшая в 2001 году книга Рачкова «Рябиновая Русь» и явилась важным рубежом в его творчестве и объединила лучшие его стихи, написанные за четверть века.

Рачков — лауреат Всероссийских литературных премий — имени А. Твардовского и «Ладога» им. А. Прокофьева, Большой литературной премии России за 2003 год (за сборники стихов «Рябиновая Русь» и «Золотой венец»).

Малая Родина в стихах Арзамасского поэта Николая Рачкова.

Человек есть то, что его окружает. Это его родители, семья, впоследствии учителя, друзья и товарищи, это ворота родного дома, любимая улица, близкий лес. Это и деревня, в которой вырос, и сад, в который пробирался в детстве за яблоками. Все это – олицетворенное детство, воплощение Дома и Родины. Традиции, сложившиеся в семье и в близком окружении, великолепие и безобразие, представляющиеся юному взгляду, - все вносит свой вклад в формирование и развитие личности. Накладывает на молодого, еще не окрепшего духом человека особый, индивидуальный отпечаток. Не каждый способен к поэтическому осмыслению мира, как не каждый способен и к благородным побуждениям. Но все же существуют в мире уникумы, которым и хочется и нужно подражать.

Николай Борисович Рачков воспитан добрым, честным и умным человеком, способным подмечать и восхвалять красоту, видеть и высмеивать уродство. Поэт обладает невероятным даром, которым не боится делиться с другими. Он пишет стихи. И каждая строчка наполнена глубоким философским смыслом. Изучая его произведения, читатель вновь откроет и усилит в себе гордость за Отечество, проникнется любовью к родному краю, к его людям и к его природе.

Николай Рачков – истинный патриот своей Родины. В своих стихах он воплощает события старины, образы российской природы, описывает загадочную русскую душу. Он гордится историей своей славной страны, красотой русской земли и ее людьми, хоть и четко видит их недостатки. Но больше всего в его стихах все же не гордости, а любви. Любви к мирному уголку, в котором он вырос, к месту, где появился на свет и провел свои юные годы, к своей Малой Родине – селу Кирилловка Арзамасского района.

 

Снова большая дорога пылится.

Старая церковь. Речушка. Ветла.

Вижу далекие, милые лица

Прежних друзей из родного села.

Вижу наш дом, занавески из ситца,

Ветхий сарай, где сидели гурьбой…

Наше счастливое бедное детство,

Звезды надежды над головой!

В каждой строке этого стихотворения – нежная любовь к родной стороне. А также осознание, что в человеческой жизни все быстротечно. И никак не избежать этой удручающей грусти о прошедших днях! Но поэт знает, что это вовсе не плохо – грустить. Напротив, это огромное счастье – иметь воспоминания о счастливом детстве. Это говорит о Рачкове, как о человеке, умеющем чувствовать и имеющем чувства. В наши дни это многого стоит. Поэт понимает: все проходит. Радости юной жизни в том числе. Он поступает мудро, принимает свою грусть и щемящую тоску по родному краю как данность, не прячется и не уходит от этих чувств. Поэт позволяет им вылиться на бумагу. Он грустит, но не отчаивается и не унывает. А это огромная душевная сила!

Старинное село. Как многих уже нет.

На улице своей свою не встречу ровню.

Чужие по домам, чужой теперь сосед,

И тех, кого я знал по именам не вспомню.

Да, мы уже не те. И детство не вернуть,

Как не вернуть – зачем? – того, что с нами было.

Ведь каждому один положен в жизни путь,

Одна дана судьба, одна потом могила.

Поэт осознает конечность жизненного пути каждого человека. И значимость прожитой жизни исчисляет добрыми, светлыми воспоминаниями. Он не пытается вернуть прошлое: «Зачем?», но не желает потерять его. Помнить, никогда не забывать! Ведь забытье – самое страшное! Забыть свое прошлое, детство, Малую Родину, значит забыть себя! А забыть себя значит прекратить быть личностью, которой являешься! Рачков осознает ценность воспоминаний прошедших дней.

 

На пересохшей речке Шамке,

Где омута в осоке спят,

Мы с другом, выйдя спозаранку,

Ловили решетом щурят.

И солнышко для нас в июне

Волчком скакало по кустам.

Все пацаны, глотая слюни,

Тогда завидовали нам

 

Истинное отношение к своей родной деревне Кирилловке Николай Рачков выражает всего одним словом – «завещаны».

 

С детства завещаны были мне

В посвистах птичьих кусты,

Эти дороженьки пыльные,

Эти седые кресты.

 

Завещана, заветная… А что такое завет? Это наставление, совет данный потомкам. Поэт чувствует, что обязан сохранить деревню, хотя бы в своем сердце. Он получил наказ от своих предков. И не имеет права не сдержать данное слово, потому как не может осквернить их светлую память. То, что стихотворец обращается к усопшим, подтверждает и эпитет «седые кресты». Это погост, где покоится прах ушедших в иной мир родных и близких. Это олицетворение светлой Памяти о них. Поэт знает, что нельзя уйти от своего прошлого, потому что нельзя уйти от своей совести.

 

Где ни ездил бы ты, ни бродил,

Жил по-всякому – сложно иль просто,

Не забудешь родимых могил,

Не уйдешь от родного погоста.

Поэт боится потерять Деревни, в том числе и родную. Ведь Деревни – это сердце русской земли. Воплощение ее древних традиций! На его глазах разрушается старый уклад жизни. А новые порядки не могут в полной мере заменить утерянного! Постепенно в русский быт проникает что-то чуждое, не характерное для русского менталитета. Николай Рачков глубоко переживает потерю. В стихотворении «Заброшенный хутор» он словно общается с Душой давно покинутого селения, слушает ее рассказы о былом, понимает и разделяет ее горе.

 

Беспощадное время сровняло тропинки.

Позабытый омшаник зарос лопухами.

Отпылал иван-чай. Лишь одни паутинки,

Как обрывки созвучий летают над нами.

Как обрывки далеких, былых разговоров,

Полных пылких надежд, и страстей, и страданий.

А какие здесь мальвы цвели вдоль заборов!

Сколько звезд улыбалось во время свиданий!

Тишина… Вдалеке где-то трактор бормочет

И вздыхает, шумя камышами, болото.

А закат – одинокий оставленный кочет –

В темных липах все ищет

И ищет кого-то…

Поэт, упоминая трактор в последней строфе, намекает, что вымиранию деревни способствует прогресс. А точнее – неправильное его толкование некоторыми несмышлеными людьми, что пытаются гнаться за новизной и считают, что все новое должно строится лишь после того, как до основания будет разрушено старое и неперспективное, по их мнению.

Но деревня – старый дуб. Там, где ураган с корнем вырвет молодую березу, выстоит, выдержит мудрое дерево. Так и деревня может склониться на время под гнетом, но не потеряет, не забудет себя и после – восстанет. Расцветет. Достигнет вершины своего великолепия вновь! Нет, не уничтожить кровь и плоть русской земли!

 

Хоть в наше время – это верно –

Она попала в переплет,

Неперспективная деревня

Еще живет, еще живет…

…Неперспективная? Наверно.

Но как бы вьюги ни мели,

Она останется, деревня –

Как кровь и плоть

Моей земли!

Опять же под словом «вьюги» подразумевается вовсе не природное явление, но сила, чью мощь нельзя отрицать, но коей все же недостаточно, чтоб разрушить русскую деревню, ее самобытность. По мнению Николая Рачкова, человек когда-нибудь осознает, что не может жить без связи с природой и захочет вернуться в деревню.

 

К концу идет двадцатый век.

Пустеет лес, мутнеют воды.

И прозревает человек,

Что он не может без природы.

Мечта иная дорога

Теперь ему: он снова хочет

В поля,

В вечерние луга,

Где под березой ключ клокочет.

Вскопать охота огород,

Сложить стог сена на поляне,

Пройти по тропке до ворот

По пояс в голубом тумане.

 

Рачков скучает по своей Малой Родине. Покинув ее, поэт не перестал считать ее своей неотъемлемой частью. Он забрал с собой ту нежную любовь к зеленой траве, синему небу и золотой листве, что чувствовал в детстве. И нет грусти в его стихах, обращенных к природе. Описываемые им пейзажи деревенских, Кирилловских просторов всегда полны ярких красок, живых эмоций. Стихотворец вспоминает их с искренним восторгом. Он ощущает покой, гармонию и радость от общения с природой. Рачков – человек, глубоко влюбленный в деревенские просторы. Он не видит в природе зла, не замечает в ней ничего страшного, напротив, он понимает, что ближе природы человеку ничего нет. Он живет в единстве с ней, ощущает себя ее частью.

 

За темным оврагом, за пестреньким лугом

Такой – даже сердце зайдется – покой.

Там детство мое заплуталось меж тропок

В рубашке фланелевой, в кепке худой.

Там бабка от сглазу и свято и робко

Кропила меня родниковой водой.

Редкий поэт пройдет равнодушно мимо красоты природы, а потому в русской литературе немало произведений, посвященных ей. И все же стихи Николая Рачкова выделяются среди прочих. Несмотря на чувства, которые они вызывают, будь то радость или грусть, стихи всегда звучат необыкновенно тепло и жизнеутверждающе.

 

Горит рябиновое пламя

В просторах стынущей земли.

Стога усталыми волами

В полях осенних прилегли…

Ни в одном произведении Николая Рачкова не найдет читатель страха перед буйством природы, только искреннюю любовь и уважение к ней.

Николай Рачков так же относится и к людям. С уважением, с любовью и с пониманием. Нет в его произведениях осуждения или злобы, обращенной на кого-либо. Поэт по-настоящему любит людей, сопереживает им. Но это вовсе не значит, что он игнорирует их пороки, совсем наоборот. Но Рачков способен разглядеть в любом человеке положительные черты, даже если окружающие уже успели осудить этого человека и поставить на нем клеймо.

Его проникновенный, чуткий взор часто обращается к известным деятелям прошлого, чьи имена были увековечены в веках, хотя поэтический мир Николая Рачкова заселен и простыми людьми. Не стал исключением и Малюта Скуратов, чье прозвище уже давно сделалось в народе нарицательным названием злодея и палача. Рачков же не стремится так категорично осуждать его. Не думая отрицать зверств, совершенных Малютой, поэт пытается открыть своим читателям глаза на многие достоинства этого человека.

 

Малюта – пес!

От вдовьих слез

Ослабла Русь, ослепла.

Попасть к Малюте на допрос

Куда страшней, чем в пекло.

Малюта!

В дрожь бросает всех

Повсюду поневоле…

Грех?

Можно смыть тяжелый грех

На славном бранном поле.

В последних быть он не любил.

И под огнем

Без страха

На стену лез –

Рубил,

Рубил

Врагов мечом с размаху.

Избитый, иссеченный щит,

Медвежьей силы руки.

Один в кругу врагов стоит,

Один!

А где же слуги?

Не верил, что попал в капкан,

Зажав рукою рану…

Кто пожалел его?

Иван?

Не до него Ивану…

Да, он пожертвовал собой!

Лез в пекло головою!

Но, павши в битве как герой,

Он не вошел в герои.

Развеялся сраженья дым.

Судьба решила круто:

Пусть помнят люди –

Был один

Проклятый

Пес

Малюта!

 

Поэт негодует, что люди вспоминают Малюту лишь как жестокосердного душегуба, тогда как на самом деле он был героем. Сильным, смелым и мудрым человеком с нелегкой судьбой, решительным полководцем, отважно выполнявшим свой долг и не побоявшимся возглавить войско самолично. Он не желал отсиживаться за спинами своих слуг. Тогда как многие известные личности, в отличие от Малюты любимые народом, никогда бы не смогли решиться на такое. Николай Рачков расстроен тем, что люди редко обращают внимание на положительные качества человека (иногда и игнорируют их), а замечают лишь недостатки.

Та же идея проскальзывает и в произведении, носящем название «Потемкин». Дипломат, известный своим тщеславием, так до сих пор и остался в народной памяти лишь фаворитом Екатерины. Вспоминая его промахи, никто почему-то не задумывается о его достижениях. Почему же темные стороны личности всегда закрывают от взора светлые ее черты? Почему же человечество так односторонне смотрит на вещи? Почему все цветное имеет тенденцию в человеческом сознании подразделяться на черное и белое без каких-либо полутонов? Много вопросов. Где искать ответ?

Рачков призывает научиться принимать свои и чужие недостатки. Он уверен, что в таком случае жизнь станет проще, легче, чище.

Не все люди становятся «плохими» по своей воле. Так много в мире вещей, на которые, несмотря на все старания, повлиять не удается. Эту простую истину поэт усвоил, благодаря общению с одним человеком. Егор – персонаж, не раз появлявшийся на страницах стихотворных сборников Николая Рачкова. Его прототипом был обычный деревенский мужик, Кирилловский сосед стихотворца. Это был очень трудолюбивый и талантливый человек. Но характер – не сахар. И вредная привычка – алкоголь. Все село давно поставило на нем клеймо алкоголика. Но ценило за невероятную тягу к труду. Соседи и родня пытались образумить, но не выходило. Но не по своей воле человек шагнул в эту бездну. Его подтолкнула война.

 

Скоро семьдесят. Уместно

Отдохнуть бы.

Есть резон…

Всей Кирилловке известно,

Как работать любит он.

Вот он выйдет

Шатко-валко,

Дунет-плюнет, взяв топор.

- Это ж надо. Елки-палки!..

- Что за руки!..

- Ну, Егор…

Брызжут щепки,

Вьется стружка,

Пахнет терпкою смолой.

Дом веселый,

Как игрушка,

Теплый, светлый. Золотой.

- Ну, Егор…

Но если честно,

Нрав у плотника – не мед.

Всей Кирилловке известно,

Как Егор Иваныч пьет.

За поллитрой четвертушку

Без закуски,

Как-нибудь.

Спать согнется:

Бей из пушки –

Ни поднять, ни разогнуть.

От мертвецкого запоя

В голове – сплошной гудеж…

В жизни он видал такое,

Что и водкой не зальешь.

С фронтовой своей дороги

Он привез в урочный час

Обмороженные ноги,

Семь осколков возле глаз.

Отдышался и за дело

Взялся скоро инвалид.

Нету дела – ноет тело,

Вся душа насквозь болит.

Вот мы и дошли до сути.

У него судьба своя.

Может, есть Егору судьи,

Я Егору – не судья.

Скоро семьдесят.

А жалко

Выпускать из рук топор:

- Это ж надо, елки-палки!..

- Что за руки!..

Ах, Егор…

Если сравнивать два стихотворения – о Малюте и о Егоре, то можно заметить, что поэт не относится к этим двум людям по-разному. Хоть один из них является важным историческим лицом, а второй – лишь воспоминанием, родом с Малой Родины. Он рассматривает в первую очередь их достоинства, предпочитает их недостаткам. Считает их в равной степени важными и нужными, для окружающих, для Родины, для России.

Рачков призывает читателя научиться принимать чужой выбор. Осуждать и критиковать хочется лишь от непонимания причин, побудивших других на тот или иной поступок. А еще люди не принимают тех, кто просто не во всем похож на них. Пытаются надавить, сделать стандартными, заставить слиться с толпой. Иногда это доходит до абсурда: люди ругаются и воюют из-за незначительных различий в религиозных постулатах. Этот процесс стандартизации проходит и на бытовом уровне. Например, женщина по имени Дуня из стихотворения Рачкова, не вышедшая замуж до 35 лет была обречена на осуждение всей толпой родственников, знакомых, соседей. Ее настойчиво убеждали «не ломаться» и идти замуж. И никто не понимал, что это дело личное, совершенно никого не касающееся. И что их мнение в данном вопросе не авторитетно. Что от настойчивого давления лучше не стало никому. Не понимали, что делали только больнее. Не осознавали, что их мнение – не единственное на этот счет, пусть даже его и разделяло большинство. Об этом говорится и в стихотворении Николая Рачкова «Дуня». Никому были не интересны желания этой женщины. Не зная истинных причин, народ считал, что та до сих пор не замужем лишь потому что страдает излишней гордыней. Что лучше хоть какой-нибудь муж, чем никакого. Не бьет – и ладно. А ведь такая женщина есть почти в каждой даже самой захудалой деревеньке! Рачков жалеет бедную Дуню и всех, кому не посчастливилось разделить ее судьбу. Ведь реакция людей на отклоняющееся поведение везде и всегда одинаковая – осуждение. Дуня и Егор – это отчасти собирательные образы. Таких людей встречал на своем пути поэт. Он успел их искренне полюбить и зауважать. Он хочет, чтоб и другие разделили его отношение к ним. И начали жить любовью. Любовью к людям. Ведь именно в любви видит Николай Рачков основу жизни, работы и творчества. Недаром один из наиболее известных сборников Николая Рачкова носит название «Только любовью».

Присутствуют в произведениях Николая Рачкова и практически «святые» образы. Это настоящие русские женщины. Трудолюбивые, самоотверженные, отважные, с красивой душой. Лучшие матери. Это олицетворение Жизни, Труда, России, Родины и Села.

 

Мне тетя Поля, тетя Поля

Так говорила про свое:

- Кому, сынок, какая доля,

Тому такое и житье.

Варила щи, сынов растила,

В работе день и ночь, беда.

Живя в России –

И России

Я не видала никогда.

Поеду к сыну нянчить внука,

Уж то-то бабке будет рад.

А я, старуха, нынче, ну-ка,

Москву увижу,

Ленинград!..

Всю жизнь она не отдыхала,

Трех сыновей война взяла.

Сама на тракторе пахала.

Стирала,

Нянчила,

Скребла.

Сейчас на кухне деловито

Гремит ухватом, чугуном.

На полке чашки перемыты

И пахнет щами теплый дом.

То сын, то внук, то дом, то поле, -

Жизнь безоглядно пронесло.

…Ах, тетя Поля, тетя Поля.

Россия.

Родина.

Село.

 

Это его образ идеальной женщины. Женщины, что является основой семьи, ее надежной, нерушимой опорой. Источником домашнего уюта и тепла. Такой была тетя Поля. Такой была и мать поэта. Именно в своей семье он впервые встретил этот идеал. На таких женщинах и держится Русь. Многое ли смог бы российский народ, не имея за спиной таких преданных женщин? А ведь часто именно они оказываются забытыми первыми. Не имея геройских имен, они все же являются героями и заслуживают геройские почести.

 

Хорошее сыскали место

Ей под рябиновым кустом.

Хоронят бабку без оркестра

На сельском кладбище простом.

Еще на той неделе, вроде,

Она сгоняла кур в сарай,

Полола грядки в огороде:

«Да нынче жизнь –

Не жизнь, а рай…»

Поставьте гроб

Повремените.

Да ведь таким вот, как она,

Мы всем обязаны,

Поймите!

Ну что могла без них страна?

Когда фашистская орава

Нам навязала смертный бой,

На плечи их легла держава

С ее великою бедой.

В тот год

В то пекло проводили

Они мужей и сыновей

И здесь, в тылу, опорой были

Земле измученной своей.

Впрягались в плуг,

Да так что грудью

В натуге рвали и ремни.

Скажите, кто работать будет

Так, как работали они?

Все слезы позади, все муки.

Ее душа в иных мирах.

Лица не видно,

Только руки

В крученых жилах и буграх.

Все в черном тихие старушки

Ей память вечную поют…

В честь этой бабки

Я из пушки

Велел бы дать тройной салют.

В глазах поэта, настоящая русская женщина – личность сильная. Она готова на многое ради родных людей. Она совмещает в себе хрупкость и крепость духа. Русская женщина – храбрая, смелая, она не боится физического труда, она не знает жизни без него. Думает в первую очередь о близких, а не о себе. Не скрывает счастья и поддерживает в горе. Русская женщина никогда не жалуется на свою судьбу. Она чувствует ответственность за себя и других. Это заложено в характере русской женщины. И именно этим она так восхищает поэтическую душу Николая Рачкова.

Вывод

На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что истоки творчества Николая Рачкова находятся на Малой Родине. Здесь он научился любить и уважать людей, принимать их выбор, не осуждать за ошибки. Тут он узнал, что жить по-человечески – это жить просто, честно и без фальши. Благодаря людям, окружавшим его Николай Рачков открыл для себя многие жизненные истины. Восторгаясь красотой родных просторов, Рачков в первый раз почувствовал любовь к природе и сохранил ее в своем сердце. Малая Родина не раз появлялась в его стихах. Это и тоска по родному дому, и любовь к матери, и воспоминания о счастливом детстве, озорной юности. Здесь его научили ценить историю своей страны, гордится своими славными предками. Никогда осквернять честную память мертвых своими дурными поступками. Не забывать своих корней, чтобы не забыть себя. Тема Малой Родины – основа его творчества. На примере села Кирилловка и его жителей, Николай Рачков показал многие прелести и ужасы человеческой жизни. Малая Родина оказала огромное влияние на мировоззрение поэта. А мировоззрение человека тесно связано с его судьбой, ведь быть достойным человеком значит прожить достойную жизнь.

Результаты

В ходе выполнения данного исследования, поставленные цель и задачи, были реализованы.

1) Определен смысл и значение понятия Малая Родина;

2) Изучены этапы жизни и творчества Николая Рачкова;

3) Исследованы стихи поэта;

4) Определено влияние Арзамасской земли на мировоззрение и творчество поэта;

5) Полученные результаты проанализированы, вывод сделан.

Заключение

В данном исследовании были рассмотрены лишь немногие из произведений Николая Борисовича Рачкова, относящиеся к теме Малой Родины. Гипотеза, выдвинутая во введении, подтвердилась. Детство, проведенное в селе Кирилловка Арзамасского района, способствовало становлению Николая Рачкова как честного и доброго человека. Полученное здесь воспитание стало основой формирования личности поэта и нашло отражение в его стихах. С помощью выбранных методов исследования тему удалось раскрыть достаточно полно.

 

Литература

1. Рачков, Н. Б. Стихи «Неповторимый этот мир» - М., «Современник», 1983

2. Рачков, Н. Б. Стихи «Отчее крыльцо» - Горький, Волго-Вятское издательство, 1979.

3. Рачков, Н. Б. Стихотворения и поэма «Только любовью» - Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1987.

Интернет ресурсы:

4. Биографический указатель. Рачков Николай Борисович (режим доступа: https://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rachkovnb.php)

5. Высказывания о Родине – gcbs.ru

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: