Общие сведения о произведении




Аннотация

«Странное рождество видевше»

Из цикла «Песнопений и молитв»

Г. Свиридова

Содержание

1. Общие сведения о произведении……….……..…………………………...3

2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..9

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………..13

4. Исполнительский анализ…………………………………………………...21

Литература…………………………..………………………………………….23

 

 

 

Общие сведения о произведении

 

 

Русская духовная музыка – огромный пласт русского искусства. Она имеет продолжительную историю своего развития: от принятия христианства через все эпохи до конца XX века. При этом на протяжении более чем трех веков не ослаблялся интерес, потребность в обращении к гимнотворческому наследию Русской Православной Церкви со стороны профессиональных композиторов. Каноничность, неизменность словесного содержания богослужебных текстов не означало неизменности их музыкального оформления. От господства монодического пения в средневековье путь шел к появлению строчного многоголосия, партесного пения в эпоху барокко. Влияние итальянской школы в период классицизма (творчество Д. Бортнянского) и немецкой романтики сменяется осознанием, что «древняя мелодия церкви, - по мнению исследователей XIX – начала XX вв. – должна сопровождаться древнею гармонией». Практическим подтверждением этому постулату явился натурально-ладовый способ гармонизации у М. Глинки. Таким образом, в творчестве композиторов происходит смена интересов от классического, «правильного» музыкального оформления богослужебных текстов к истинно древнему. К вершинам духовной музыки второй половины XIX века относится и творчество А. Кастальского, заимствовавшего в своих произведениях подлинные образцы знаменного распева. Начало ХХ века определилось развитием «русской идеи», возрождением исконно русского древнего пения в условиях многоголосия. Это нашло воплощение в духовных произведениях М. Иполитов-Иванова, фактура которых отличалась особой «певучестью», свойственной русскому мелосу. При этом он использовал обиходные мелодии. По-иному звучали произведения П. Чеснокова, в которых знаменные мелодии органично сочетались с красочными и терпкими гармониями. Религиозно-философская мысль конца XIX – начала XX века выдвинула идею «новой простоты». В музыке это вылилось в так называемое 4 «тональное направление», которое выступило как антипод всевозможным экспериментам в сфере атонального мышления. Эта идея развивалась на протяжении века у С. Рахманинова, В. Кикты, Г. Дмитриева, Г. Свиридова. Таким образом, в духовной музыке в ХХ веке, особенно во второй его половине, можно наблюдать, по выражению А. Лихачева, «… не только процесс изменения, но и процесс сохранения прошлого, процесс открытия нового в старом…», так называемое нахождение «новой старины». Всё позднее творчество Г. Свиридова находится в русле этих творческих устремлений.

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1988) – выдающийся русский композитор, внесший вклад не только в советское, но и мировое искусство, является ярчайшим продолжателем великих традиций русской народной музыки. Творчество Г. Свиридова отличается неповторимым своеобразным индивидуальным стилем, яркой национальной окрашенностью музыки, простой и демократичностью.

Обращение к новым жанрам - очень важная черта композитора, но всё же, наиболее близким ему оказалось вокальное творчество. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьева.

Обращение Г. Свиридова к вокальной музыке неслучайно. Широко известна его тесная связь с национальной культурой с самого детства. Вся народная музыка всегда была связана со словом. Песня в широком значении этого понятия, стала основой стиля композитора. Во всем разнообразии и полноте своих проявлений она представлена в вокально-симфонических произведениях композитора.

Национальная природа музыки Свиридова во многом определила тематику его творчества. Прежде всего, его волновала тема Родины. Образ русской земли, ее природы и людей предстает в многочисленных произведениях вокально-хоровых жанров.

Свиридов выступал первооткрывателем многих поэтов для серьезной музыки. Так, он показал разнообразные возможности интонационного воплощения поэзии Маяковского в «Патетической оратории» (1959); не только в речитативно-декламационной, лозунговой манере скандированного марша, но и широко мелодичной кантиленой, по-русски распевной.

Свиридов открыл для нас подлинного Есенина – национального поэта большого масштаба, не только певца русской деревни, но художника, правдиво и страстно показавшего драматический перелом в истории России – в «Поэме памяти Сергея Есенина» (1956), в сочинении, объединившем темы «поэт и Родина» и «поэт и революция».

Свиридов обладал богатейшим мелодическим даром. Особенность стиля композитора – это песенность. Русская, задушевная, распевная мелодия – основа творчества Свиридова. Поэтому для его произведений характерна кантилена в высшем понимании.

Г. Свиридов работал в так называемом тональном направлении, в стороне от авангардистских установок. В своем последнем сочинении – цикле «Песнопения и молитвы» – он сумел найти «новое в старом». Обращаясь к духовной тематике, композитор по-своему раскрывает старые традиции. В своих хоровых опусах Свиридов опирался на достижения русских классиков и романтиков: П. Чайковского, А. Кастальского, С. Рахманинова. В области духовной музыки он продолжает традиции русских профессиональных композиторов от ХХ века. Активность интереса со стороны исследователя обусловлена рядом причин. Во-первых, только в последние десятилетия наметилось и стало заметно развиваться «сотрудничество» медиевистики и академического музыкознания, что позволило музыковедению глубже проникнуть в основы церковной певческой традиции. Кроме того, процесс взаимопроникновения и сочетания древней ладовости с новой тональностью (по выражению Н. Гуляницкой) до сих пор не завершился, он протекает гибко и изменчиво.

Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» - последнее сочинение Свиридова, над которым он работал на протяжении почти десяти лет (с 1988 по 1997г.). Это произведение стало не только завершением творческого пути композитора, но и логическим итогом вызревавшего в течение последних трех десятилетий так называемого духовно-музыкального направления в его композиторской деятельности. Сам композитор говорил о влиянии церковного пения на его музыкальный язык, часто вспоминал свои детские впечатления от курских храмов. В связи с этим он писал: «Сильное впечатление производила вся церковная служба, храм, всегдашняя чистота его, запах воска и ладана Пение хора входило составной частью в службу, довершая необычность обстановки и значимость происходящего». Пропитаны религиозной символикой и тематикой, евангельскими образами и многие произведения Свиридова, не относящиеся, строго говоря, к литургическим жанрам. Среди них – поэма «Отчалившая Русь», кантата «Светлый гость», хор «Душа грустит о небесах», хоровой цикл «Песни безвременья». Вместе с тем сам композитор относил их к области литургически-музыкальных.

История формирования цикла «Песнопения и молитвы» неразрывно связана с его концертной жизнью. Именно в исполнительской практике Петербургской капеллы под управлением В. Чернушенко на протяжении пяти лет (с 1992 по 1997 гг.) сочинение обрело отчетливую форму. Источником текста цикла стал Православный «Молитвослов», который наряду с молитвами утренними, в продолжение дня, на сон грядущим, последованием ко Святому Причащению нередко содержит последование литургии Св. Иоанна Златоуста, Пасхальные песнопения. Но не только тексты молитвослова легли в основу духовного творчества Свиридова. Как человек православный он не оставил без творческого внимания и тексты годового церковного круга с его праздничными песнопениями. Смерть застала композитора при работе над третьей редакцией сочинения в 1997 году. Стоит сказать, что ни сюжетно, ни тематически тексты между собой не связаны, они не составляют единое литургическое целое. Подобный тип свободно- ассоциативной музыкально-поэтической композиции характерен для творчества Свиридова в целом. Сам композитор отказывается от традиционного подзаголовка «из православного обхода» и заменяет его иным – «из литургической поэзии», подчеркивая именно заимствование поэтической составляющей христианской гимнографии.

При работе с литургическим текстом Свиридов вносил изменения. Во- первых, композитор, стремясь сделать текст наиболее доступным для современного слушателя, записывает некоторые тексты в соответствии с нормами современной орфографии и лексики. Так, например, в «Заутренней песни» слово «Яко» заменено словом «Да». В результате возникает четкая римтическая поступь, приводящая к кульминации. Порой слова «мя», «ны», «тя» заменяются привычными для современного слуха «меня», «нас», «тебя» («И приди во еже спасти нас»). Происходят также замены окончаний некоторых слов, диктуемые музыкальными соображениями. В хоре «Се жених грядет во полунощи» слово «воспрянь» звучит довольно прямолинейно, но затем композитор смягчает форму слова фонетически исходным «воспряни». Во-вторых, Свиридов меняет синтаксическую конструкцию стиха за счет сокращения или изъятия отдельных сегментов. Так, в «Заутренней песни» выпускается третий стих «Да избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя». В-третьих, композитор компонует несколько текстов в одном песнопении. Так, «Моление Святому апостолу Иоанну Богослову» состоит из текстов тропаря, глас 2-й и кондака, глас 2-й, взятых из службы 26-го сентября на Преставление св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. «Заутренняя Песнь» соединяет в себе тропарь 1-го гласа, исполняемого в Великий пост и псалма 5, стихи 4,3.

 

Данный цикл Г. Свиридова «Молитвы и песнопения» состоит из 5 крупных разделов. Таким образом, 3 раздел цикла называется «Странное рождество видевше», который состоит из 7 произведений:

1.Слава Пресвятой Троице (быстрая)
2. Приидите, поклонимся
3. Слава (монастырская)
4. Покаяние блудного сына
5. Слава (тихая)
6. Помилуй нас, Господи
7. Странное Рождество видевше

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: