Подготовила: Бурнашова Александра Анатольевна
По дисциплине: «Основные концепции социальной педагогики»
Студентка 2 курса, заочного отделения
Специальность 96147 «Психология и социальная педагогика»
Ярославль
2018 год
Понятие "социализация" (от лат. socialis - общественный) все активнее используется как научная категория представителями широкого спектра наук - философии, социологии, психологии, политологии, педагогики и др..
Социализация - процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе [3: 442].
Основными институтами социализации признают систему образования и воспитания. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Ядро воспитания составляет процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, то есть образование.
Личность - это конкретный, живой человек, который, как член общества, находится в определенных отношениях с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек должен достичь определенного уровня психологического развития и быть в состоянии воспринимать себя как единое целое, отличное от других людей.
Актуальность темы заключается в том, что педагоги по-разному определяют эффективность социализации: одни считают, что никакие глубокие изменения в врожденную основу личности внести невозможно, согласно другим теориям природные анатомо-физиологические задатки не имеют значения, а все зависит от влияния окружающего мира.
Многие педагоги изучали данную проблему (Э. Эриксон, А. Бандура, Т. Парсонс, Н.Голованова), они считали, что в процессе жизни индивида происходит взаимодействие его с окружающей средой, которое влияет на него. Но внешние обстоятельства влияют на ребенка через внутренние условия, через те качества, что у нее сформулированные ранее. При этом в психике, развивается, возникают противоречия между требованиями, которые ставит жизнь и общество к личности, и тем, чем оно уже обладает. Отсюда стремление человека к дальнейшему познанию мира, к обогащению своего опыта.
Современные технологии обучения и воспитания предполагают учет возрастных и индивидуальных особенностей развития каждой личности. Учитывая это, важное звучание приобретает наследство Василия Александровича Сухомлинского - ученого, непревзойденного педагога, который занимался судьбой детей. Ученый большое значение придавал всестороннему развитию детей, в частности становлению подростка как личности. Педагогика Сухомлинского стала животворным источником развития теории и практики гуманистического воспитания. Педагогическую наследство В.А.Сухомлинского пронизывает идея целостного формирования, развития личности и ее социализации. Педагог одним из первых в 60х годах XX века выделяет проблему социализации как фактора гармоничного развития личности, и является объектом нашего исследования. К приоритетным задачам этой публикации относим определение основных факторов влияния на социализацию ребенка в научном наследии В.А.Сухомлинского.
Труда психологов, таких как Б.Г.Ананьев и В.С.Мерлин, доказывают, что развитие личности - это совокупность процессов качественного изменения психологической целостности человека, совершенствование его функциональной готовности, формирование операционных систем и таких
психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные трудности. В своем исследовании мы исходим из того, что в процессе взаимодействия личных ресурсов и условий среды как специально организованных для воздействия на развитие, так и другого назначения, в структуре психики ребенка проходят качественные изменения.
Воспитание [4: 23], как один из факторов психического развития, выступает на трех уровнях. Прежде всего - это социально-педагогический уровень воспитания, который является одним из элементов жизнедеятельности общества, цель которого - обеспечить развитие личной социальной структуры и культуры.
Следующий уровень - организационно-педагогический. На этом уровне проходят целенаправленные взаимодействия воспитательной системы общества с теми группами людей, в развитии которых необходимо вызвать социально желательные изменения. В качестве объекта воспитания выступают все возрастные группы населения (школьники, молодежь) или группы людей со специфическими характеристиками.
О результатах воспитательной деятельности на организационно-педагогическом уровне можно говорить только оценивая развитие крупных групп воспитанников (например, класс, школа, общественное объединение школьников).
Измерение эффективности воспитания на этом уровне проводится, как правило, социологами и педагогами.
Воспитание как фактор психического развития выступает еще и на психолого-педагогическом уровне. В этом случае воспитание можно определить как целенаправленную взаимодействие воспитателя и воспитанника. На организационно-педагогическом уровня объектом исследования всегда конкретный питомец. При этом ведущую роль играет общение воспитателя с воспитанником. И поэтому весь процесс воспитания характеризуется как взаимодействие его участников. В таком случае общественная направленность воспитания сохраняется только тогда, когда учитель на основе психологической и педагогической науки и глубокого знания своих воспитанников, конкретной ситуации, цели и задач воспитания может правильно направить поведение детей на успешную деятельность и общение.
Следует отметить, что А. Сухомлинский первым в отечественной педагогике определил пути реализации этих подходов?? В в учебно-воспитательном процессе Павлышской школы и стремился к тому, чтобы каждый его воспитанник сознательно нашел себя, раскрыл себя, выбрал себе тот жизненный путь, на котором его труд достигает высшей ступени мастерства - творчества. Самое главное в решении этой задачи - заметить в каждом ребенке ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в этом деле, что больше раскрывает ее задатки.
Воспитанник в понимании Сухомлинского - это активная, самодеятельная человек, живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство, - подчеркивал ученый, - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а действительно, яркое, самобытное, неповторимое жизни» [5, 22].
Проблема питомца занимала видное место в педагогическом наследии выдающегося ученого-практика. Решая ее, В.О.Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие психологического развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и др..), А с другой - те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, работа, то есть ее микросреда). Идея всей педагогической системы Сухомлинского - развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке, ее эффективно социализации.
В.О.Сухомлинский ставит вопрос социаизации как важного фактора формирования воспитательного воздействия коллектива. «Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях, отношениях с другими людьми. Познавая мир и себя как часть мира, вступая в различные отношения с людьми, ребенок входит в общества, становится его членом. Этот процесс вовлечения личности к обществу и, соответственно, процесс формирования личности ученые называют социализацией »[5: 51].
В.А.Сухомлинского больше всего волновал вопрос как каждый ребенок, в определенный период жизни становится членом коллектива, «входит в общество». Педагог подчеркивал: «Опыт показывает, что правильная социализация основывается на богатстве, идейной полноценности эмоциональной жизни» [5: 54].
На начальных этапах социализации, в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте, по мнению В.А.Сухомлинского, в сознании ребенка еще трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. В основе их духовной жизни лежат образные представления, переживания, чувства. Это своеобразные «отпечатки» того образа жизни, который доминирует в поведении ребенка в семье, в общении со сверстниками. Обращаясь к родителям и учителям, он подчеркивал: «В семье, в тончайших прикосновений отца и матери к детскому сердцу и разуму пишется мудрая, самая тяжелая и в то же время простая - потому что она доступна каждому родителю, каждому матери - страница книги, которую мы называем общественным воспитанием. Общество - это огромный дом, построенный из маленьких кирпичиков-семей »[6: 15].
В.О.Сухомлинский был сторонником ранней социализации ребенка, приобщение его к нравственным и духовным ценностям общества: «Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями », - писал педагог [8: 187-188]. В подростковом возрасте возрастает роль труда в жизни учащихся, расширяется их участие в продуктивной трудовой деятельности и вне ее. Подростки способны уже в относительно длительной систематической работы, осознают ее общественное значение, стремятся к ее результативности. Общественно полезный труд, результативность которой оценивают взрослые, становится для них особенно привлекательной. Характерным для подростков есть тяга к тому виду труда, выполняют взрослые.
Подростков привлекает такая работа, в которой они могут проявить некоторую инициативу и творчество, свое трудолюбие, вступить в общественные связи с другими людьми, добиваться лучших результатов, соревноваться с другими. Потребность в труде, любовь к ней успешно формируются тогда, когда труд связан с обучением и одновременно имеет общественно полезный характер, осознаваемый учениками, когда школьники психологически готовы к ней, когда они овладевают трудовыми умениями и навыками, проявляют инициативность и творчество, когда труд имеет коллективный характер. Сущность гармонического развития личности В.О.Сухомлинский видел в неразрывной связи трудового воспитания с другими (нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим).
Итак, В.О.Сухомлинский определяет несколько основных факторов влияния на социализацию ребенка. К ним он относит:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
- раннюю социализацию
- влияние коллектива
- семью
- общество
- окружающая среда.
Существуют суждения, педагогика Сухомлинского несколько опередила свое время. Ее отличал определенный романтизм и завышенные ожидания. Однако она стала закономерной и серьезным противодействием официальной педагогике, которая долгое время не замечала ни Сухомлинского, ни других учителей-новаторов. Поэтому социально-педагогические идеи В.А. Сухомлинского, его взгляды на гражданское воспитание, гармонию отношений личности и социальной среды, роль семьи в воспитании ребенка и другое требуют дальнейшего исследования в контексте современного развития психолого-педагогической науки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.Учебное пособие для студентов
Высшей учебном заведений. - С.-Пб.: Речь, 2004.
2. История социальной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб.
заведений /Под ред. М.А.Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 544 с.
3. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: Пособие. - М.: Академвидав, 2003.
4. Рудестам К. Груповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.,
1993. - 96 с.
5. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975.
6. Сухомлинский В.А. Мы продолжаем себя в детях /Сост. О.С.Курин. - М., 1975.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. - М., 1975.
8. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. - М., 1965.
9. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника: Соч. в 5т. - М.: Сов. школа, 1976.
10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Соч. в 5 т. - М.: Сов. школа, 1976.
11. Янкович А.И. Проблемы социальной работы с семьей в творчестве
Сухомлинского //Научные записки ТДПУ. Серия: Педагогика. - 2002. - № 5. - С.89-92.