В отрядах детских лагерей отдыха издавна проводятся дела, игры и мероприятия, называемые КТД - отряд разбивается на творческие группы (4-6 или 5-9 человек, в зависимости от вида КТД) и группам выдаются задания, далее группы выдают результат в заданной форме. Задачи дел могут быть разными. Это может быть творческий конкурс, подготовка к общелагерному мероприятию (например КВН) и т.д.... Формы тоже могут быть разными. Их разнообразие ограниченно лишь фантазией вожатых. Общее для всех КТД - наличие детских творческих групп. С учетом возрастных характеристик детей подобные мероприятия проводятся в полном объеме на старших отрядах, в упрощенной форме на средних отрядах, на младших отрядах вообще не проводятся (разве только как групповая рефлекторная репродукция (как процесс отраженного воспроизведения задания - например зачитывается отрывок какого-нить произведения, а группа детей изображают действующих лиц и объектов(деревья, ветер, речка и т.д.)), хотя скорее всего это уже не КТД, но некоторые считают иначе). Подводя итог, заметим, что по смыслу правильней было бы называть данную разновидность деятельности в лагере КТИ (командно-творческой игрой), оставив название КТД указанной выше методике, но тем не менее продолжим…
Как провести КТД у себя в отряде?
Проводится в группе мало знакомых людей и уже в созданном коллективе. В течение дня можно провести несколько КТД, но с чередованием разных видов творческой деятельности детей. Обязательным условием является темп проведения. Время от начала до конца КТД обычно примерно 40-45 минут. По видам КТД делятся на: художественные (театральные, музыкальные), познавательные, оформительские, экологические и т.д.
Структура КТД (общий вид, в целом может не соблюдаться)
1. Настрой группы. Песни, игры, комплекс упражнений, помогающих творчески раскрыться.
2. Разбивка. Выделяют случайную разбивку и по симпатиям. Случайная разбивка: по голосам животных, по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д. Разбивка по симпатиям: по желанию выбирается несколько человек, которые по цепочке должны набрать себе команду.
3. Раздача задания. Общая идея дела одна, а задания разные, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока, варьете и т.д.
4. Подготовка выступления. Время от раздачи задания до начала проведения 15 – 20 минут.
5. Жеребьевка. Для установления очередности выступления.
6. Выступления групп. Перед началом всего дела разыгрывается игровая идея, которая продолжается перед каждым выступлением в форме творческого представления ведущих. Особое внимание обратить на поддержку выступающих аплодисментами, добрую атмосферу.
7. Подведение итогов. Награждение проводится по номинациям (звонкий соловей, танцующие звезды и т.д.) в виде вручения грамот, памятных призов, медалей.
8. Анализ дела. Может быть групповым или индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.
В свою очередь выполнение группой задания можно разбить на два этапа:
· Разработка задания (подробнее по технике и классификации участия детей в группе - Взаимодействие при обсуждении в группе)
· Реализация задания.
При выполнении задания желательно выделение в группе таких ролей, как организатор и исполнитель. Организатор, как человек структурирующий деятельность (на первом этапе он выступает в роли ведущего (капитана), позже - разводящего). Короче организатор - это человек, который умеет разбить работу на этапы, сформулировать задачи, распределить и проконтролировать выполнение задач, принять оперативные решения по модернизации структуры выполнения дела. А исполнитель - человек, который может реализовывать поставленные задачи.
Эти классификации позволяют вожатому (при работе с группой) понять, кто какую роль уже умеет играть и в процессе смены помочь ребятам освоить новые для них роли.
Естественно, работу с любым отрядом придется начинать с собственных предложений. Для этого существуют такие правила:
· Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ
· Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ
· Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие
· Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся
Все творчески, иначе – зачем?
Вот несколько советов того, как можно объединить различные интересы, сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого:
· Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей;
· Задуманное должно соответствовать интереса детей данного возраста;
· Подготовка должна создавать радость в работе, стимулировать поиск различных решений;
· КТД должно стать полем для самовыражения ребенка;
· Любая разумная идея должна быть услышана;
· Каждый ребенок должен найти для себя место.
Классификация таких КТД:
1. Дружинные В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д.
2. Отрядные Проводятся ежедневно, 1-2 в отрядное время. В «чистом» виде встречаются редко.
По структуре:
· Линейные Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, поиск талантов, общественный праздник)
· Конкурсные Представляют собой подборку конкурсов, объединенных одним лозунгом, одной темой. От тематических отличаются тем, что могут проводиться в любой день. («Моя семья», «Крестики-Нолики», «Кто во что горазд»)
По содержанию:
· Тематические Проводятся в подвязке к тематическим дням (конкурс пар в День Любви, «Универсальный солдат» в день Зарницы). По сути любой вид может являться тематическим: от познавательных, до спортивных. По структуре могут быть линейными или конкурсными.
· Нетематические КТД представляет собой набор конкурсов не связанных единой идеей (в лагере не приветствуются).
Есть несколько важных условий, которые надо нам соблюдать при создании КТД:
· Во-первых, это возраст. Помним, что то, что подходит малышам, будет не интересно взрослым ребятам и наоборот.
· Во-вторых, надо учитывать интересы ребятишек. Стоит их спросить, что же они хотят. Они обязательно поделятся интересными идеями. Правда за малышей придется думать Вам.
«Ассорти талантов»
Цепь: способствовать разностороннему развитию творческих способностей у детей.
Задачи: развить у детей творческое мышление; расширить кругозор, общий интеллектуальный уровень.
Возраст детей: 10-13 лет.
Место проведения: отрядное место.
Время проведения: 45-60 минут.
Оборудование: шишки, и др.
Подготовка: определение целей и задач; подбор конкурсов; определение плана проведения КТД; оформление КТД.
План проведения:
1) разбивка на команды;
2) конкурсы;
3) итоги.
Ход мероприятия
Весь отряд делится на две команды, которые в ходе мероприятия должны зарабатывать баллы. В конце мероприятия ведущий объявляет результат. Каждая команда придумывает название. В каждом конкурсе выигравшая команда получает по 1 баллу.
Й конкурс. «Пойми меня»
Изобразить без слов, при помощи жестов, мимики, поз:
а) наш отряд на речке;
б) наш отряд во время тихого часа.