Принцип работы и устройство ведущего моста.
Цель работы:
Получить представление об устройстве ведущих мостов автомобилей на примере заднего моста автомобиля ВАЗ.
Пояснение к практической работе:
Мостами автомобиля называются металлические балки с колесами. На автомобилях применяются различные типы мостов.
Ведущим называется мост с ведущими колесами, к которым подводится крутящий момент двигателя. На автомобиле ведущими мостами могут быть только передний, только задний, промежуточный (средний) и задний, одновременно все мосты. Наиболее распространены задние ведущие мосты (на автомобилях ограниченной проходимости с колесной формулой 4х2 и предназначенных для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых дорог).
Управляемым называется мост с ведомыми управляемыми колесами, к которым не подводится крутящий момент двигателя. Управляемыми на большинстве автомобилей являются передние мосты.
Комбинированным называется мост с ведущими и управляемыми одновременно колесами. Эти мосты применяют в качестве передних мостов в переднеприводных легковых автомобилях ограниченной проходимости, в полноприводных автомобилях повышенной проходимости и автомобилях высокой проходимости, предназначенных для тяжелых дорожных условий.
Поддерживающим называется мост с ведомыми колесами, которые не являются ни ведущими, ни управляемыми.
Задний ведущий мост грузового автомобиля КамАЗ имеет стальную сварную балку 9, к которой приварены фланец для крепления картера 8 главной передачи и дифференциала, фланцы для крепления суппортов тормозных механизмов, цапфы ступиц 3 колес, кронштейны крепления реактивных штанг и опоры рессор подвески.
Главная передача – двойная, центральная, состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Ведущая коническая шестерня главной передачи закреплена на шлицах ведущего вала 5, а ведомая коническая шестерня 6 – на валу ведущей цилиндрической шестерни 7, которая выполнена за одно целое с валом, установленного на трех роликовых подшипниках. Ведомая цилиндрическая шестерня связана с корпусом 13 дифференциала, который установлен в картере главной передачи на двух конических роликовых подшипниках.
Дифференциал – конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный.
Дифференциал предназначен для распределения крутящего момента между ведущими колесами и для того, чтобы они могли вращаться с неодинаковыми скоростями при движении автомобиля на поворотах или по неровностям.
Корпус дифференциала разъемный, состоит из двух половин. Внутри корпуса находится крестовина 11 с четырьмя сателлитами 10 и полуосевые шестерни 12, установленные на шлицах полуосей 14. Полуось – фланцевые, разгруженные. Каждая из них крепится фланцем к ступице 3 колеса автомобиля, которая установлена на наконечнике балки моста на двух конических роликовых подшипниках, закрепленных гайкой 15, замковой шайбой 1 и контргайкой 2. Ступица колеса уплотнена манжетами.
В балке моста имеются резьбовые отверстия с пробками для заливки и слива масла, а также сапун 4 для связи внутренней полости моста с окружающей средой.
На автомобилях применяют шестеренчатые конические дифференциалы (рис. а), которые состоят из полуосевых шестерен 3, сателлитов 4 и объединяющего их корпуса, прикрепленного к ведомой шестерне главной передачи.
Дифференциала - колеса вращаются с одинаковой частотой, б - движение колес на повороте1 - ось сателлитов, 2 – ведомая шестерня, 3 - полуосевые шестерни, 4 - сателлит,5 - ведущая шестерня, 6 - полуоси.
Дифференциалы такого типа используют между колесами ведущих мостов как межколесные. Для различных автомобилей они отличаются конструкцией корпуса и числом сателлитов. Конические дифференциалы используют также и в качестве межосевых. В этом случае они распределяют крутящий момент между главными передачами ведущих мостов.
На рисунке для упрощения не показан корпус дифференциала, поэтому для рассмотрения принципа действия будем считать, что ось 1 сателлитов установлена в корпусе. При вращении ведущей шестерни 5 и ведомой шестерни 2 главной передачи крутящий момент передается на ось 1 сателлитов, далее через сателлиты 4 на полуосевые шестерни 3 и на полуоси 6.
Задание студентам:
1. Зарисовать схему ведущего моста. В отчете написать назначение ведущего моста и описать его устройство.
2. На практической работе разобрать задний мост для изучения устройства.
3. При домашней подготовке изучить принцип работы заднего моста.
Порядок выполнения практической работы:
1. Осмотреть конструкцию заднего моста.
2. Зарисовать устройство заднего моста.
3. Осмотрите карданную передачу в сборе и сравните с изображением на плакате.
4. Разберите задний мост.
5. Осмотрите и определите наличие на трущихся поверхностях задиров и следов выработки. Обнаружить недостающие детали. Результаты осмотра записать в рабочую тетрадь по форме 1, а об отсутствующих – по форме 2.
Форма 1.
Детали | Количество, шт. | Материал, из которого изготовлены | Состояние |
Форма 2.
Наименование детали в узле или механизме | Количество, шт |
6. Сборку произвести в обратном порядке.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные части карданной передачи и их назначение.
2. Объясните работу карданов.
3. Расскажите устройство частей карданной передачи.
Оборудование и инструмент применяемый при выполнении практической работы:
1. Набор гаечных ключей
2.Учебный стенд «карданной передачи»
3.Вилка, крестовина, игольчатый подшипник
Литература:
А.Г. Пузанков «Автомобили. Устройство автотранспортных средств»
И.Ц. «Академия» 2006 Стр. 325 - 331
Правило безопасного выполнения практических работы:
Руководствуйтесь общими правилами безопасного выполнения практических работ.