Конспект урока литературы в 6 классе.
План урока
1) Тема урока: «В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои».
Задачи:
Образовательная задача
-Вызвать интерес к жизни и творчеству писателя
-Выявить и рассмотреть автобиографический пласт произведения.
Предметный результат
-Обучающиеся знают основные факты биографии писателя, необходимые для понимания рассказа
- Обучающиеся умеют видеть автобиографические черты в рассказе
Воспитательная задача
-Формировать в обучающихся такие нравственные качества, как честность и совестливость
Личностный результат
- Формируются представления о моральных устоях.
Развивающая задача
-Научить выстраивать диалог с текстом, выделять ключевую информацию.
Метапредметный результат
- Обучающиеся умеют выделять необходимую информацию в тексте.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал (рабочие листы), выставка произведений В.П. Астафьева
2) Литература:
1. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5 — 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 303 с.
2. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под. ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012. – 288 с.
3. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой: Сборник рассказов/ Искательпресс, 2016. – 100 с.
3) План урока
I Орг. момент (1 минута)
II Мотивация и актуализация знаний (4 минуты)
III Слово учителя о писателе (7-10 минут)
IV Комментированное чтение текста (20 минут)
V Итог урока (3 минуты)
VI Рефлексия (3 минуты)
VII Домашнее задание (4 минуты)
Ход урока
I Орг. момент (1 мин)
II Мотивация и актуализация знаний (4 мин)
-Посмотрите, ребята, на слайде написан эпиграф к сегодняшнему уроку, но одно слово в нём пропущено (читает ученик). Как думаете, что это может быть за слово? Давайте запишем правильный вариант в рабочий лист у вас на партах.
Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.
Василий Александрович Сухомлинский,
советский педагог
- Как вы думаете, что значит «воспитывать сердце»?
- Мир детства – особое место в нашей душе. Однажды оно уходит навсегда и безвозвратно, но мы всю оставшуюся жизнь храним его в уголках памяти. Поделитесь своими воспоминаниями о детстве? (отвечают несколько желающих).
Ваше детство осталось не так далеко позади, вы хорошо его помните. Чем взрослее вы будете становиться, тем ярче и счастливее будет казаться эта пора.
Судьба некоторых людей бывает тяжела. Детство писателя В.П. Астафьева было сложным, ему пришлось пережить то, что с трудом переносят даже взрослые люди. Но и из такого периода он смог унести с собой во взрослую жизнь счастливые воспоминания.
III Слово учителя о писателе (7 мин)
Еще когда Виктор Петрович Астафьев был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла, поехав однажды навестить его. Детство писатель провел с бабушкой и дедом. Однако об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии. Мальчик остался на попечении бабушки. Этот период его жизни лег в основу многих его произведений.
Давайте обратимся к нашей выставке. Какие произведения В.П. Астафьева вы уже знаете? (Сборник «Последний поклон» и рассказы «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро»)
После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.
Игнатий Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детском доме, стал его другом на долгие годы: писатель уважал его за «требовательность и человеческое внимание». Другим наставником Астафьева был директор детского дома Василий Соколов. И Рождественский, и Соколов заметили, что мальчику легко даются литература и русский язык, и советовали ему подумать о писательской карьере.
- Юность писателя выпала на сороковые годы 20 века. Какое тяжёлое событие пришлось пережить нашей стране в то время? (Подготовленный ответ одного из сильных учеников)
«С началом Великой Отечественной войны Виктор Астафьев, как и многие его сокурсники, не захотел оставаться в тылу и пошел добровольцем на фронт. На войне Астафьев сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом. Во время войны он получил несколько наград за борьбу с фашистской Германией в войне 1941–1945 годов».
Давайте обратимся к статье в учебнике (Коровина В.Я.)
Чтобы проверить, что вы узнали из биографии Астафьева, составьте в рабочем листе табличку с вопросами: «тонкими» - с однозначным ответом, датой или названием, «толстые» - вопросы на размышление или требующие объяснения.
Примеры:
1) Как называлось родное село писателя? (Овсянка)
2) Почему у Астафьева не получилось писать рассказы о «героической стройке»? Кто «населил» его творения?
РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ6 КЛАСС
Тема урока: ____________________________________________________________________________
Годы __________— это прежде всего воспитание сердца.
Василий Александрович Сухомлинский,
советский педагог
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
1… | … |