Внимательно изучите презентацию.
Https://ppt-online.org/282873
Изучите лекционный материал.
Выполните задание в формате документа Word отправьте на почту преподавателя в день занятия.
Тема: «Происхождение и сущность сознания».
СОЗНАНИЕ. ПОЗНАНИЕ. ТВОРЧЕСТВО
Проблема сознания и познания в истории философии
Сознание является объектом внимания многих наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения своей науки. Общее знание о сознании дает философия.
Уже в античной философии выделялись 2 линии исследования сознания: линия Сократа и линия Платона
С точки зрения Сократа сознание не может дать объективной картины мира. Более того, оно может дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».
Платон считал, что кроме мира вещей, существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум. Душа человека бессмертна и по возвращении на землю в человеческом теле она вспоминает то, что видела там, в потустороннем мире.
В эпоху Средневековья была распространена 2-я точка зрения, так как она совпадала с основными положениями христианства. Эпоха Возрождения возродила интерес к человеку и сознанию, а философия Нового Времени в лице Декарта, Бэкона. Дж. Локка поставила ряд вопросов, связанных с сознанием. Декарт (представитель рационализма) подчеркивает, что главным в сознании является анализ внутреннего «Я» или разум.
С точки зрения сенсуализма, главным в формировании сознания являются чувства.
Мистическая точка зрения связана с верой в сверхъестественные силы, которые воздействуют на человека и его сознание. Она возникла в глубокой древности. Иррационалистическая точка зрения считает, что разум и чувства человека ограничены, а интуиция, инстинкт помогают человеку познать жизнь.
Представители немецкой классической философии показали, что сознание имеет сложную структуру. С точки зрения Канта чувства и разум не могут дать истину человеку. Человек может понять только явления, а не сами вещи. Гегель считал, что сознание зависит от изменения истории.
Материалистическое понимание сознания и познания связано с естественными науками.
Естественнонаучные данные о мозге, разуме и сознании
Современная наука считает, что сознание возникает в результате совместных действий множества клеток головного мозга, которые являются органом сознания. Основные элементы нервной системы - это нейроны. Они сильно отличаются от других клеток тела. Главная задача мозга и всей нервной системы - это приведение деятельности организма в соответствие с требованиями внутренней среды и внешними условиями. По мнению современных специалистов, мозг человека состоит из 45 миллиардов нейронов, каждый из которых имеет около 10 тысяч соединений с соседними. Они осуществляют переработку информации. Поверхность мозга (серое вещество) или кора головного мозга состоит из тел нейронов и имеет глубину 2-6 мм. Под корой – белое вещество, состоящее из отростков нейронов.
Особенностью головного мозга является его сложная поверхность называемая мозговыми извилинами, благодаря этому поверхность мозга в 3 раза больше, чем поверхность мозга без извилин.
Мозг человека имеет 3 функциональных блока:
1-й — обеспечивает его нормальную жизнедеятельность;
2-й — обеспечивает прием, обработку и храпение информации;
3-й - прогнозирование, регулирование поведения человека, контроль за его поступками. Все блоки работают в неразрывном единстве.
Сознание человека предполагает эмоции, учение и память. Они формируют интеллект, который зависит от врожденных особенностей и жизнедеятельности самого человека. По мнению ученых, интеллект развивается в процессе его самоупотребления.
Ученые доказали, что у человека ежесуточно отмирает примерно 10 тысяч нейронов. В первую очередь те, которые не используются.
Человек имеет доступ лишь к 4 % своих нейронов. Наш мозг хранит намного больше информации, чем мы в том нуждаемся. Однако доступ к этой информации и извлечение ее из памяти - сложное дело.
Процессы запоминания и забывания имеют индивидуально-избирательный характер. Эмоции способствуют или препятствуют запоминанию.
Ученые обнаружили, что у большинства людей левое полушарие отвечает за язык и речь, правое - за образное мышление. При этом у каждого конкретного человека доминирующим является либо одно, либо другое. Поэтому одни обладают склонностью к точным наукам, другие - к гуманитарным.
3. Современные философские представления о происхождении и
сущности сознания: язык и мышление
Все существующие в настоящее время философские теории сознания основываются на данных естествознания. Выделяют главные функции сознания: познавательная, коммуникативная (функция общения), рефлексивная (т. е. обращенность сознания на самого себя).
Отличается также его историчность (зависимость от развития истории, связь с предметной и орудийной средой, активность сознания).
Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой состоит в целенаправленном отражении объективного мира в мысленных образах.
Сознание - это свойство высокоорганизованной материи отражать окружающий мир в духовных (в мысленных) образах.
Совместная трудовая деятельность и членораздельная речь были двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны в течение многих сотен лет превратился в мозг человека.
Ученые считают, что у высших животных есть определенный практический интеллект, но мыслительная деятельность человека отличается тем, что человек обладает членораздельной речью и абстрактным мышлением.
Язык называют орудием мышления. Каждое слово является совокупностью знаний о данном предмете или явлении. Язык имеет две основные, связанные между собой функции: познавательная и коммуникативная.
Познание мира всегда связано с общением человека с человеком. Язык - форма выражения мысли и средство общения людей. Он закрепляет, сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности, и передает их из поколения в поколение.
Задание:
Ответьте на вопросы:
1. Что такое сознание? Дайте определение.
2. Каким образом объясняли сознание Платон, Декарт, Гегель?