Естественнонаучные данные о мозге, разуме и сознании




Внимательно изучите презентацию.

Https://ppt-online.org/282873

Изучите лекционный материал.

Выполните задание в формате документа Word отправьте на почту преподавателя в день занятия.

Тема: «Происхождение и сущность сознания».

 

СОЗНАНИЕ. ПОЗНАНИЕ. ТВОРЧЕСТВО

Проблема сознания и познания в истории философии

Сознание является объектом внимания многих наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения своей науки. Общее знание о сознании дает фи­лософия.

Уже в античной философии выделялись 2 линии исследования созна­ния: линия Сократа и линия Платона

С точки зрения Сократа сознание не может дать объективной картины мира. Более того, оно может дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

Платон считал, что кроме мира вещей, существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум. Душа человека бессмертна и по возвращении на землю в человеческом теле она вспоминает то, что видела там, в потустороннем мире.

В эпоху Средневековья была распространена 2-я точка зрения, так как она совпадала с основными положениями христианства. Эпоха Возрождения возро­дила интерес к человеку и сознанию, а философия Нового Времени в лице Де­карта, Бэкона. Дж. Локка поставила ряд вопросов, связанных с сознанием. Декарт (представитель рационализма) подчеркивает, что главным в сознании является анализ внутреннего «Я» или разум.

С точки зрения сенсуализма, главным в формировании сознания являются чувства.

Мистическая точка зрения связана с верой в сверхъестественные силы, кото­рые воздействуют на человека и его сознание. Она возникла в глубокой древности. Иррационалистическая точка зрения считает, что разум и чувства человека ограни­чены, а интуиция, инстинкт помогают человеку познать жизнь.

Представители немецкой классической философии показали, что сознание имеет сложную структуру. С точки зрения Канта чувства и разум не могут дать истину человеку. Человек может понять только явления, а не сами вещи. Гегель считал, что сознание зависит от изменения истории.

Материалистическое понимание сознания и познания связано с естествен­ными науками.

Естественнонаучные данные о мозге, разуме и сознании

Современная наука считает, что сознание возникает в результате совме­стных действий множества клеток головного мозга, которые являются орга­ном сознания. Основные элементы нервной системы - это нейроны. Они сильно отличаются от других клеток тела. Главная задача мозга и всей нерв­ной системы - это приведение деятельности организма в соответствие с тре­бованиями внутренней среды и внешними условиями. По мнению современ­ных специалистов, мозг человека состоит из 45 миллиардов нейронов, каж­дый из которых имеет около 10 тысяч соединений с соседними. Они осущест­вляют переработку информации. Поверхность мозга (серое вещество) или кора головного мозга состоит из тел нейронов и имеет глубину 2-6 мм. Под корой – белое вещество, состоящее из отростков нейронов.

Особенностью головного мозга является его сложная поверхность назы­ваемая мозговыми извилинами, благодаря этому поверхность мозга в 3 раза больше, чем поверхность мозга без извилин.

Мозг человека имеет 3 функциональных блока:

1-й — обеспечивает его нормальную жизнедеятельность;

2-й — обеспечивает прием, обработку и храпение информации;

3-й - прогнозирование, регулирование поведения че­ловека, контроль за его поступками. Все блоки работают в неразрывном единстве.

Сознание человека предполагает эмоции, учение и память. Они форми­руют интеллект, который зависит от врожденных особенностей и жизне­деятельности самого человека. По мнению ученых, интеллект развивается в процессе его самоупотребления.

Ученые доказали, что у человека ежесуточно отмирает примерно 10 ты­сяч нейронов. В первую очередь те, которые не используются.

Человек имеет доступ лишь к 4 % своих нейронов. Наш мозг хранит на­много больше информации, чем мы в том нуждаемся. Однако доступ к этой информации и извлечение ее из памяти - сложное дело.

Процессы запоминания и забывания имеют индивидуально-избирательный характер. Эмоции способствуют или препятствуют запоминанию.

Ученые обнаружили, что у большинства людей левое полушарие отвеча­ет за язык и речь, правое - за образное мышление. При этом у каждого кон­кретного человека доминирующим является либо одно, либо другое. Поэтому одни обладают склонностью к точным наукам, другие - к гуманитарным.

3. Современные философские представления о происхождении и
сущности сознания: язык и мышление

Все существующие в настоящее время философские теории сознания основываются на данных естествознания. Выделяют главные функции созна­ния: познавательная, коммуникативная (функция общения), рефлексивная (т. е. обращенность сознания на самого себя).

Отличается также его историчность (зависимость от развития истории, связь с предметной и орудийной средой, активность сознания).

Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головно­го мозга, сущность которой состоит в целенаправленном отражении объек­тивного мира в мысленных образах.

Сознание - это свойство высокоорганизованной материи отражать окру­жающий мир в духовных (в мысленных) образах.

Совместная трудовая деятельность и членораздельная речь были двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны в течение многих сотен лет превратился в мозг человека.

Ученые считают, что у высших животных есть определенный практиче­ский интеллект, но мыслительная деятельность человека отличается тем, что человек обладает членораздельной речью и абстрактным мышлением.

Язык называют орудием мышления. Каждое слово является совокупно­стью знаний о данном предмете или явлении. Язык имеет две основные, свя­занные между собой функции: познавательная и коммуникативная.

Познание мира всегда связано с общением человека с человеком. Язык - форма выражения мысли и средство общения людей. Он закрепляет, сохра­няет накопленные людьми знания, нормы и ценности, и передает их из поко­ления в поколение.

Задание:

Ответьте на вопросы:

1. Что такое сознание? Дайте определение.

2. Каким образом объясняли сознание Платон, Декарт, Гегель?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: