Литературное развитие учащихся: понятие, критерии, возрастные особенности и этапы.




Впервые понятие Лит-е развитие было теоретически разработано Молдавской «Литературное развитие школьников в процессе обучения». Лит-е развитие – процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе, при усвоении уч.курса лит-ы, и в широком внешкольном общении с искусством.

В.Г. Маранцман выделяет следующие критерии литературного развития учащихся: 1. Начитанность школьника, направленность его читательских интересов. Любовь к чтению, потребность в книге. 2. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного. 3. Объем историко и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста. 4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость; активность и объективность читательского воображения, воспроизводящего и творческого; постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказы), аналитическом (размышление над прочитанным), синтезирующем (концепция, произведения в целом), осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции. 5. Связанные с анализом художественного произведения умения. 6. Способность и умения, связанные с литературно-творческой деятельность учащихся. Три уровня читательского восприятия: низкий (констатирующий – характеризуется фрагментарным восприятием произведения, крайне низкой взаимосвязью отдельных его компонентов. Этот уровень определяется также как наивно - реалистический, когда изображенный мир воспринимается как реальный.), средний (анализирующий, при котором выявляются причинно-следственные связи между событиями, образами, в некоторой степени понимается художественная условность изображенного, но образное обобщение не вырастает из конкретных образов, а привносится читателями извне, конкретный образ может не соотноситься с целым и как бы выпадать из контекста) и высокий (идейно-художественный, или целостный, при котором соединяются непосредственность переживаний, представлений и осмысление произведения в единстве формы и содержания. Произведение оценивается как художественная целостность).

 

По наблюдениям психологов, ученик в своем развитии проходит ряд стадий: младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый (13-14 лет) и период ранней юности (16-17 лет).

Возрастные этапы развития ребенка примерно совпадают с обучением его в определенных классах: младший подростковый возраст – 4-6 классы, старший подростковый – 7-8 и пора ранней юности – 9 и 10 классы. Деление учащихся на возрастные группы в известной мере условно, так как развитие человека протекает неравномерно.

Периоды литературного развития школьника 3 периода: 5-6 классы,7-8 классы,9-11 классы

5 класс Пересказывают (вместо анализа), забирая слова из текста, заимствуют речевые штампы. Нет ощущения чужого текста – цитаты пишут без кавычек. Литература для них – копия жизни, фиксация действительности.

Связь с жизнью, оценка произведения не с точки зрения того, как написано, а насколько совпадает с реальным жизненным опытом.Заимствуют мысли из других произведений при анализе.

Репродуктивное воображение очень развито.

6 класс Отдельный прорыв к анализу формы. Пересказ с элементами анализа, но тоже используют штампы. Не могут выделить суть – перечисляют по мелочи все события. Замена обобщения частным пересказом эпизода, трудно выйти на обобщение.

5-6 классы – период наивного реализма. Слияние искусства с действительностью при чтении. Книга воспринимается как фиксация жизни. Не запоминают имена авторов. Нет внимания к форме, главное – сюжет. Эмоциональная реакция. Увидеть позицию автора не может.

7 класс Большая способность к обобщению – выделяют суть. Больше логики. Ищут в книге поучение. Штампы используют более ограниченно. Творческое воображение развито, отождествляют себя с героем. Очень важно личное отношение – желание вмешаться в сюжет и изменить его. Попытка понять намерения автора, авторскую эмоцию, но могут подменить авторскую эмоцию своей. Могут уже мотивировать свои эмоции. Внимание к слову (детали).

9-11 классы Нет ссылок на эпизоду. Нет доказательства текстом. Перестают видеть отдельное слово. Говорят о творчестве автора в целом, о связях с другими произведениями. Осознание мира как целого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: