Методы научного исследования. Введение




1. Сущность и функция метода. В структуре науки метод выступает важнейшим компонентом наряду с субъектом, объектом и специфическим научным языком. Научное исследование рождается только во взаимосвязи всех этих компонентов, которые отвечают на вопросы: кто? (субъект), что? (объект), как? (метод), в чем выразить? (язык). Метод (греч. methodos – путь исследования, учение) – в самом широком смысле – «путь к чему – либо», способ деятельности. Понятие «методология» имеет несколько широко употребляемых трактовок:

философское учение о методах познания;

наиболее общий, философский метод познания, отвечающий на вопрос что познавать и как;

особая отрасль знания о методах познания в конкретных науках, например, методология политической науки;

система методов, которые используются в той или иной науке. Она также называется методикой.

В двух первых ипостасях методология выступает как наука методология, в двух вторых, как методология науки.

Методология реализует три основные функции:

получение и создание нового знания;

преобразование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, идей, теорий;

организация использования новых знаний в практической деятельности.

Методология познания базируется на следующих основных принципах. Принцип единства теории и практики означает, что они являются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности. Принцип определенности требует полного и всестороннего отражения наиболее существенных сторон и закономерностей действительности. Принцип конкретности означает, что отражение действительности в мышлении не может быть расплывчатым, приблизительным. Как писал В.И.Ленин: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Принцип познаваемости означает, что объективный мир, существующий вне и независимо от нас, может быть познан. Принцип подчиненности состоит в утверждении объективной закономерности обусловленности одного явления другим и требует учета многообразия отношений и связей. Принцип развития заключается в том, что он требует от исследователя полного и всестороннего отражения процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количественных и качественных изменений. Принцип объективности требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какие они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений.

Центром методологии, ее отправной точкой является проблема метода. Сущность и главная функция метода – это не что иное как организация процесса познания. В силу этого метод можно рассматривать в качестве совокупности правил, приемов, способов, норм, предписаний, требований в исследовании объекта и получении истинного знания о нем. Настоящий, проверенный метод служит своеобразным компасом, позволяющим субъекту прокладывать свой исследовательский путь, избегая ошибок. Метод организует и направляет деятельность субъекта, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Ученые всегда высоко оценивали метод. Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого – либо вопроса, идя ложным путем. Бэкон стремился создать такой метод, который мог бы быть «органоном» (орудием) познания, и, в конечном счете, обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию, которая предписывает исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента, чтобы на этой основе двигаться к обобщениям, причинам и законам.

Р.Декарт считал, что метод – это «точные и простые правила», соблюдение которых важно для ученого. По Декарту, лучше не помышлять о поиске каких бы то ни было истин, чем делать это без метода, особенно дедуктивно – рационалистического.

Г.Гегель подчеркивал, что метод есть «орудие», некоторое стоящее на стороне субъекта средство, через которое он соотносится с объектом. Гегель образно называл метод душой предмета. Л.Фейербах в выборе этого средства придавал первостепенное значение человеку, сформулировав свой знаменитый афоризм «человек – центр всей методологии». Ф.Ницше писал: «Наиболее же ценные открытия – это методы».

Важность проблемы метода подчеркивается тремя имеющимися разновидностями творчества, причем не только научного. Итак, творчество – это:

постановка новых задач при условии их решения традиционными методами;

разработка новых методов для решения традиционных задач;

разработка новых методов для решения новых, нетрадиционных задач, своеобразное творчество в квадрате.

Признавая важность метода, недопустимо впадать в две противоположные крайности. Одной крайностью является «методологический негативизм», когда метод и методологические проблемы недооценивают, считая их незначительным делом, отвлекающим от настоящего исследования, подлинной науки. Другой крайностью является «методологическая эйфория», когда преувеличивают значение метода, считая его более важным, чем предмет, к которому его хотят применить. У таких исследователей метод превращается в универсальную отмычку ко всему и вся, а исследование в представление метода ради метода. В отношении метода нужно знать и чувствовать меру и помнить, что, по словам И.Пригожина и И.Стенгерс, «ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования». Любой метод может оказаться неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью», не творчески, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов.

Любой метод разрабатывается на основе теории. Происходит процесс, называемый «теория, которая сжимается в метод». Имеет место и обратный процесс, когда «метод расширяется до теории». На примере методов политической науки это видно очень ярко. Институциональная теория переросла в метод, который в свою очередь расширил и обогатил теорию.

При этом не стоит забывать, что теория и метод не тождественны. Теория объясняет, предсказывает, а метод организует и направляет деятельность. Теория – это система понятий, суждений, умозаключений, положений и т.д., а метод – это система правил, предписаний, регуляторов и т.д. Теория нацелена на решение проблемы, а метод – на организацию исследования этой проблемы. Теория всегда выступает как результат предыдущей деятельности, а метод – это исходный пункт и предпосылка деятельности будущей.

 

2. Философия – методологическая основа науки. Наука методология и методология науки базируются на философии. Философия является методологической основой науки. Методология выделилась из проблемного поля философии и приобрела самостоятельный статус в 1950 – 1960 – е гг. Это произошло потому, что философия по сути своей обращена к решению экзистенциальных проблем, а профессиональная методология создает условия для развития любой деятельности: научной, инженерной, художественной. Методология изучает все виды, типы, формы, способы и стили мышления. За ней прочно закрепилась функция определения стратегии научного познания.

Проиллюстрируем основные характеристики философии в качестве методологии современного научного познания.

Философия вооружает все науки общим методом познания, теорией мышления, учением об истине, путях и способах ее постижения, благодаря чему занимает ключевую позицию в системе современных наук. Это гносеологический аспект философии в качестве методологии. Одним из разделов философии является гносеология – учение о познании. Любое познание мира, в особенности научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной «сеткой логических категорий». Переход науки к анализу новых объектов ведет к переходу к новой категориальной сетке. Если в культуре не сложилась категориальная система, соответствующая новому типу объектов, то последние будут воспроизводиться через неадекватную систему категорий, что не позволит раскрыть их сущностные характеристики. Формулируя и шлифуя свои категории гносеология и философия готовят для естественных и общественных наук своеобразную предварительную «площадку» их будущего понятийного аппарата.

Онтологический аспект роли философии заключается в том, что она разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Такая философская картина мира в ее универсально – объективными характеристиками, служит условием для разработки физической, биологической, химической, исторической, социологической, политологической картин мира. В философской картине мира заложены прогностические функции, которые используются другими науками.

Философия дает науке общие методологические установки, которые, будучи творчески применены, становятся общим руководством к действию. От философии исследователь получает определенные мировоззренческие, ценностные установки, научные и жизненные ориентиры. Это чрезвычайно важно и для жизненной позиции ученого и для построения фундаментальных теорий. Именно в этой связи В.Гейзенберг говорил о том, «что дурная философия исподволь губит хорошую физику». А. Эйнштейн справедливо полагал, что философия является «матерью всех наук».

Философия в своей методологической ипостаси выполняет функцию вспомогательного, производного от практики критерия истины. Например, если исследователь видит в научной работе нарушение таких принципов диалектики, как всесторонность, конкретность, историзм, то никакой практики уже не нужно, чтобы убедиться в неполноте или ошибочности полученных результатов.

Философия выполняет интегративную, синтетическую функцию, обобщая разные формы познания, практики, культуры, опыта всего человечества. Философское обобщение – это не простое механическое соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

И, наконец, философия для науки выполняет критическую функцию. Недаром научное знание называют критическим знанием. По словам К.Поппера, принцип «все открыто для критики» является «величайшим методом науки». Способность философии к конструктивному анализу, нацеленность на развенчание заблуждений, суеверий, предрассудков, стереотипов, «идолов разума», по выражению Ф.Бэкона, докучливых и тягостных противников, парализующих ищущую мысль, - важнейшая черта философского познания.

Реализация всех перечисленных методологических функций помогает не только развитию науки, но и самой философии, становясь, по словам А.Эйнштейна, «источником новых философских воззрений».

 

3. Роль философии в генезисе компьютерной революции. Ярким примером методологической значимости философии для всех наук является ее роль в компьютерной революции. Казалось бы, философия – фундаментальная наука, форма духовного производства, - и компьютеры – детище прикладных наук, своеобразный венец материального производства. Что может быть дальше друг от друга? И, тем не менее, без философии не было бы компьютеров.

В современной методологии для объяснения истории, предшествующей появлению технологических феноменов, применяются две категории: протогенез и генеративная ситуация.

Протогенез – это более или менее протяженный период, в течение которого возникают, развиваются и оформляются определенные социальные функции, для осуществления и реализации которых, начиная с определенных пороговых состояний, и становится необходимой новая технология. В долгом процессе протогенеза компьютерной революции в обществе сформировались следующие социальные потребности - потребность в управлении и контроле над общественным производством и социально значимой деятельностью. С конца Х1Х в. исследователи выделяют настоящую революцию контроля, при которой объем операций и процедур в контролирующей деятельности увеличивался поистине взрывообразно. Традиционные технологии с ним уже не справлялись. Следующие потребности, характерные для протогенеза, - это потребности в общении (т.е. обмене информацией, сведениями), индивидуальной и социальной памяти (накоплении важной для человека и социума информации), совершенствовании материального производства, познании. Протогенез содержит в себе и напрямую подводит к генеративной ситуации.

Генеративная ситуация – это период появления философских идей, научных знаний и непосредственных технических изобретений, позволяющих создать новую технику и технологию. В генеративной ситуации компьютерной революции выделяется несколько линий. Если некоторые из них обусловлены развитием инженерного мышления, формированием так называемого технологического разума, то другие - исключительно философскими знаниями. Это может показаться странным и неправдоподобным, но дело обстояло именно так. Р.Декарт в ХУП в. в своем первом методологическом трактате высказал мысль о том, что разум определяется тремя основными характеристиками: объемом памяти, числом и набором логических операций и скоростью их выполнения. Он также утверждал, что животное может быть представлено в виде машины. Позднее Ламетри и Кабанис по аналогии стали утверждать, что человека также можно сравнить с машиной. Б.Спиноза описал мышление как автоматический процесс. Б.Паскаль и В.Лейбниц – два великих философа и математика – попытались сделать рассуждающие машины и фактические создали работающие технические вычислительные устройства. Паскаль получил на свою работавшую машину королевский патент. В трудах вышеперечисленных философов процесс мышления был впервые отождествлен с процессом вычисления. Идентификация этих процессов в настоящее время лежит в основе всех гипотез, обусловивших разработку искусственного интеллекта, компьютеров пятого поколения, дискуссий о соотношении естественного и искусственного интеллекта.

Обозначим еще несколько линий генеративной ситуации, прямо не связанных с техническими изобретениями. Для компьютерной революции огромную важность имело развитие логики и математической логики, физиологии высшей нервной деятельности и психологии мышления и познания, семантики (науки и смыслах и значения естественных и искусственных формализованных языков) и структурной лингвистики.

Все эти линии, соединившись с многочисленными техническими изобретениями телеграфа, радио, телевизора, вычислительных машин, и привели в середине ХХ в. к созданию первых компьютеров и соответственно первой компьютерной революции. В картине генеративной ситуации важны все элементы, тона и полутона, которые к тому же не могут рассматриваться в качестве основных и дополнительных. Более того, технические изобретения, предшествовавшие компьютеру тоже питались названными философскими идеями. Вот так философия не просто сыграла свою роль в генеративной ситуации, но и была методологией компьютерной революции.

Политические, и все гуманитарные науки, еще более тесно и самым непосредственным образом связаны с философией. Применительно к истории М.Блок говорил, что по правую руку от историка находится философ, а по левую – поэт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: