Проблема сбалансированности структуры государственного бюджета




Сбалансированность бюджета - один из основных принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Если расходы равны доходам, то имеет место баланс государственного бюджета.

Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит.

Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток.

Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путем заимствования:

- у центрального банка

- у населения

При монетизации дефицита госбюджета государство получает сеньораж -

Доход, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег. Он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск.

Доход от сеньоража всегда получает государство, исключая случаи, когда граждане держат свои активы в инвалюте или используют валюту другой страны в качестве официальной.

Если дефицит бюджета финансируется при помощи выпуска государственных займов, то увеличивается рыночная ставка процента, соответственно объем инвестиций сокращается.

Выделяют первичный дефицит бюджета – разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу.

Управление государственным долгом осуществляется такими мерами.

Для того, что бы рассчитаться с держателями облигаций старого займа, государство может прибегнуть к:

- рефинансированию

- конверсии

- консолидации государственного долга

Различают структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Структурный дефицит представляет собой повышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости.

Циклический дефицит – разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Он возникает в результате циклического падения производства.

Определить глубину бюджетного дефицита невозможно без анализа величины государственного долга.

Ниже представлена таблица со способами решения проблемы сбалансированности госбюджета. Проблема решается на всех уровнях. Рассмотрим пути при формировании и исполнении государственного бюджа.

Таблица 5

При формировании При исполнении
лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;  
совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;   последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;  
планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов;  
построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;    
сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;  
использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков;     использования бюджетных резервов и т.д.

Концепция функциональных финансов основана на идее сбалансированности экономики, а не бюджета.

Государственный долг – это сумма, накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов.

Различают внешний и внутренний долг.

Внешний долг – задолженность государства перед гражданами и организациями других стран.

Внутренний долг – задолженность государства перед гражданами и организациями своей страны.

Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает целый ряд проблем:

- При оценке реального дефицита госбюджета. Реальный дефицит бюджета – это номинальный дефицит бюджета – величина госдолга на начало года и темп инфляции.

- При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, то естьучитывать как активы, так и обязательства.

- Бюджет должен включать неучтенные обязательства, то есть будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет, рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность – происходит перераспределение расходов в пользу держателей государственных аблигаций.

Покрытие бюджета за счет внешнего государственного долга имеет свои препятствия. Денежные средства, формируемые как внешний долг, имеют целевую форму использования в основном на закупку товаров в стране-инвесторе, что уменьшает сумму денег, используемых для подъема национальной экономики. В результате экономической зависимости страна-инвестор может оказывать как экономическое, так и политическое давление на страну-заемщика. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта внутри страны за рубеж.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: