Личность как деятельный субъект. Социальные статусы и роли как механизм взаимодействия личности и общества.




Личность – это человек, как субъект адаптивно-адаптирующей внешневнутренней, сознательной и целенаправленной активности, т.е. деятельности.

В зависимости от уровня организации деятельности можно выделить 3 взаимосвязанные стороны личности:

1.Внутреннюю или субъективную, изучаемую главным образом общей философией и психологией личности.

2. Внешнюю или объективно детерминированную, опосредующую взаимодействие субъекта и окружающего Мира и исследуемую преимущественно науками о поведении, в том числе социологией.

3. Смешанную или интерсубъективную, согласующую позиции индивидов, их взаимные представления или ожидания.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно “правилам игры” ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.
Социальное поведение попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
- Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). - Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль.- Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. - Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. - Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности.

Таким образом, совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальных ролей.

Если статус – это сами функции, права и обязанности, то социальная роль – ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Для комфортного взаимодействия с другими людьми каждый человек берёт на себя определённые социальные роли и старается их выполнить. Самое главное – не ошибиться и выполнить роль хорошо (чтобы было комфортно самому и окружающим).

Совокупность социальных ролей принято называть ролевыми теориями личностей. Основные положения у различных авторов этих теорий таковы:

1. Дж. Мид акцентировал внимание на механизмах обучения ролям, освоения ролей в процессе межличностного взаимодействия (интеракций), подчеркивая стимулирующее воздействие ролевых ожиданий со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Ролевые ожидания должны быть реальными, а не эфемерными, не нужно строить иллюзий.

2. Р. Липтон обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.

3. Р. Дариндорф рассматривает человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в свою очередь отражает отчуждение личности.

4. Представители марксистской социологии (Осипов) различают институционализирующие и конвенциональные (по соглашению) роли.

Первые являются ведущими, т.к. обусловлены социальной структурой общества.

Вторые возникают относительно произвольно, в групповых взаимодействиях, и предполагают субъективную окраску их реализации (здесь недостаток: не хватает ролевой теории личности).

Т. Парсонс одним из первых предпринял попытку систематизации социальных ролей и выделил 5 наборов следующих основных 5 характеристик:

1. Эмоциональная сдержанность

2. Способ приобретения роли (предписанные, приобретенные)

3. Масштаб роли

4. Формализация (строго установленная или размытая роль)

5. Мотивация

Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух и более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом(душевным диссонансом).

В самом общем виде можно выделить 2 типа ролевых конфликтов:

1. Между ролями

2. В пределах одной роли

Опыт показывает, что очень немногие роли свободы от внутренних напряжений и конфликтов, которые часто приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, внутреннему стрессу.

Образовавшаяся напряжённость может быть снижена или снята посредством рационализации, разделения и решения ролей.

Рационализация ролей – неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения.

Не можешь изменить ситуацию – измени к ней своё отношение.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения её из сознания индивида. При этом человек как бы переключает свои роли, чередуя их, избавляясь от неприятного несоответствия.

Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли.

Первые 2 вида действия считаются неосознанными защитными механизмами, 3-й способ в основном используется осознанно, рационально.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: