Образовательный модуль
К дистанционным курсам по теме
«,…….»
Составитель: Иванова Е.А., доцент кафедры здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса.
Составление индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация к образовательному модулю
В модуле содержатся сведения о том, какой информацией необходимо владеть педагогу (педагогам), составляющему индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае с ЗПР и нарушением интеллекта), а также схема дефектологического обследования ребенка.
Далее в модуле представлен образец составления индивидуальной коррекционно-развивающей программы для учащегося с ЗПР.
Важное место в коррекционной работе занимает разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Рассмотрим на конкретном примере содержание этого вида деятельности учи-теля-дефектолога.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с учащимся 2В класса Сергеем Ч.
Краткие сведения: поступил во второй класс КРО на основании решения ПМПК округа, анамнез отягощен, занятия дефектолога ранее не посещал, на диспансерном учете специалистов не состоит.
Проблемы: стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.
Результаты обследования: см. дефектологическое представление.
Планируемые сроки реализации программы: сентябрь—январь с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут (40 занятий).
Дефектологическое представление на учащегося
Фамилия, имя, отчество: Сергей Ч.
Школа № — класс: 2 класс КРО
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакции на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легка, адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие мелких мышц руки.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает): испытывает трудности понимания многозвенье-вых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования не сформирован, самостоятельно инструкцию прочесть не может.
Обучаемость:
- восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь): нуждается в помощи направляющего и обучающего характера;
- способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет частично, требуется дополнительное время на закрепление навыка.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.
Темп работы (на учебном и неучебном материале): снижен в результате слабой организованности.
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при этом интеллектуальную нагрузку выдерживает.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует нижней границе нормы.
Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомотор-ная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости, дифференцированности зрительного восприятия, незначительное недоразвитие слухомоторной координации.
Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.
Особенности памяти: сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.
Особенности мышления:
—уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
—словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.
Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом.
Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.
Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются семейной ситуацией социально-педагогической запущенности.
Математика:
—сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
—вычислительный навык: навык сформирован на уровне низкой границы программных требований;
—навык решения задач: испытывает трудности;
- характерные ошибки.
Русский язык:
- навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), не запоминает прописные буквы;
—навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
—списывание текста: трудности перекодировки печатных букв в прописные;
—выполнение грамматических заданий: выполняет устно некоторые задания;
—характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.
Чтение:
—темп чтения: не сформирован навык чтения;
—способ чтения —
—понимание прочитанного —
—навыки работы с текстом —
—характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): выраженно не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, произвольность; учебные задачи принимает формально, не проявляет поисковой и познавательной активности.
Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Планируемые мероприятия специалиста: занятия с дефектоло-гом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.
Дата обследования Подпись специалиста