ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОЕКТИРОВАНИЮ




В настоящее время ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников, направленный на формирование средств и способов самостоятельной мыслительной деятельности. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяются учебные проекты. Учебный проект- это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков. Процесс работы над учебным проектом направлен на достижение намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта), что позволяет научить школьников проектированию, которое помогает решать различные проблемы. Поэтому целью работы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».

Учитывая возрастные особенности детей данного возрастного периода, проектную деятельность начинают со 2-го класса. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий.

Основные условия применения учебных проектов сводятся к следующему: существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска; значимость предполагаемых результатов; структурирование этапов выполнения проекта; самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач. Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.

Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность проявить себя. Метод учебных проектов является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности, круг общения). Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации себя перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе. В групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик.

Одна из основных проблем организации проектной деятельности в начальной школе связана с особенностями возраста детей. Организация работы, удержание в поле зрения всех этапов, конечной цели - все эти составляющие проектной деятельности еще недоступны, или доступны лишь отчасти ученикам начальной школы. Решение данной проблемы возможно через опору на наглядный материал. Примером такого наглядного материала может стать «Папка исследователя», предложенная А.И. Савенковым. Она помогает не только наглядно и доступно объяснить детям принцип организации исследования, но и упрощает процесс самостоятельного исследования. По аналогии мною была разработана «Проектная папка». На лист картона формата А4 наклеены небольшие кармашки из плотной бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования» (спросить, понаблюдать, прочитать и т.д.). В эти кармашки вкладывается собираемая информация.

Еще одним важным, на мой взгляд, атрибутом организации проектной деятельности в начальной школе является «Проектный календарь», представляющий собой лист или несколько листов с прописанными этапами работы над проектом, где передвигающейся рамкой отмечен тот этап, над которым дети работают в настоящее время. Календарь позволяет школьникам держать перед глазами и предыдущие, и настоящие этапы работы.

Презентация результатов работы над проектом в начальной школе может проходить в разных формах.

В ходе самостоятельной учебной деятельности учащихся роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Основным тезисом понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: