Тема. Государственный долг. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения




09.04.2020

 

Практически все страны привлекают внешние заемные ресурсы и имеют внешние непогашенные долги, большинство из них является чистым заемщиком, в том числе и среди развитых государств. Во многих сложилась долговая экономическая система, дефицитная по внутренним инвестициям и текущим платежам, систематически восполняющая нехватку национальных ресурсов привлечением зарубежных вложений. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. Обслуживание внешнего долга до сих пор остается большой проблемой и для России.Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.Для функционирования и развития воспроизводственного процесса в стране не хватает необходимых условий и средств, что также обуславливает потребность во внешних государственных заимствованиях. В результате образовался огромный государственный внешний долг. Сегодня проблема его погашения и обслуживания приобрела в России особую остроту и актуальность

 

.1 Понятие, сущность и виды государственного долгаГосударственный долг - сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами России на долг Правительства России, Центрального Банка России. Иными словами государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.Также в других источниках государственный долг- это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Г осударственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних [22].Г осударственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее

правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг[1,с.328].Определенный интерес предоставляют два противоположных подхода к определению роли заимствований в государственных финансах, особенно остро обсуждаемые в последние годы. Значительная часть ученых- экономистов, не говоря уже о политиках, рассматривает заимствования как исключительно негативное явление и призывает к полному отказу от долгового финансирования расходов бюджета. Другие экономисты, и их абсолютное большинство, считают, что развитие экономики в государстве без использования возможности привлечения в определенные периоды дополнительных средств в виде займов практически невозможно. Тот же К.Маркс определял значение долга для первоначального накопления капитала следующим образом: "Государственный долг делается одним из самых сильных рычагов первоначального накопления. Он одаряет непроизводительные деньги производительной силой и превращает их таким образом в капитал". Определение, данное К.Марксом столетие назад, на самом деле перекликается с современным представлением о роли фондового рынка в экономическом процессе.Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).Размер сальдо бюджета и объем реального валового внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения7

инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга[2,с.302].Гашение государственного долга производится за счет доходов государственного бюджета. Когда доходов не достаточно, для погашения государственного долга выпускаются новые государственные займы. Это называется рефинансированием государственного долга. Государственный долг погашается через казначейство и банки, путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, а также проведением тиражей погашения по выигрышным облигациям.Существует следующая классификация видов государственного долга По способу размещения:- свободно размещающиеся (займы, размещающиеся правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков);- размещающиеся по подписке (подписчиками выступают правительственные учреждения, корпорации, частные инвесторы);- принудительное (государство осуществляет в принудительном порядке размещение займов).По сроку погашения:- краткосрочные со сроком погашения до 1 года;- среднесрочные - до 5 лет;- долгосрочные - свыше 5 лет.По видам доходности:- процентный (держатели получат ежегодно твердый доход по утвержденной ставке);- выигрышный (доход, выплачиваемый при выходе облигации в тираж полгашения).По месту размещения:1. внутренние займы, в национальной валюте(задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте)8

2. внешние займы, реализуемые на иностранном денежном рынке(задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте) [23, с. 274].Структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств и может быть в следующих формах: [3,с.56].1. в виде кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;2. госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;3. договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;4. договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20-25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств [3,с.62].Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Таким образом, можно сказать, что государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.1.2 Методы управления государственным долгом на современном этапеВозникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов [5,с.22].Методами управления государственным долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения, аннулирование ссуды и реструктуризация.1. Конверсия государственных займов предполагает изменение^ первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений).Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.2. Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения10

Таким образом, можно сказать, что государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.1.2 Методы управления государственным долгом на современном этапеВозникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов [5,с.22].Методами управления государственным долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения, аннулирование ссуды и реструктуризация.1. Конверсия государственных займов предполагает изменение^ первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений).Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.2. Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения10

(унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.3. Унификация ссуд - объединение нескольких ссуд в одну, в этом случае облигации ранее выпущенных государственных ссуд обменивают на облигации новой ссуды. В отдельных случаях обмен может осуществляться по регрессивному соотношению - когда облигации предыдущих выпусков приравниваются к одной новой облигации в разных пропорциях: 2:1, 5:1, 10:1 и т.д.4. Отсрочка погашения ссуды - осуществляется в период, когда выпуск новых ссуд используется на обслуживание ранее выпущенных государственных ссуд. Отсрочка погашения ссуды происходит тогда, когда государство уже выпустило большое количество долговых обязательств и условия их эмиссии не были выгодны. В таком случае большая часть поступлений от реализации облигаций новых ссуд направляется на выплату процентов и погашение ранее предоставленных кредитов. Правительство сообщает об отсрочке погашения ссуд, которое отличается от консолидации тем, что не только продлеваются сроки погашения, но и прекращается выплата пособий.5. Обмен облигаций государственной ссуды по регрессивным соотношениям. В этом случае определенное количество ранее выпущенных облигаций ссуды равняется одной опять выпущенной облигации государственной ссуды.6. Аннулирование долговых обязательств государства - предопределено финансовой несостоятельностью государства оплатить свои обязательства из-за неблагоприятной экономической ситуации ил из политических мотивов. Под аннулирование государственного долга понимаются мероприятия, в результате которых государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным ссудам. Аннулировать свои ценные бумаги11

государство может в случае банкротства или в результате прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.7. Реструктуризация - это метод управления долгом, используя который можно значительно облегчить долговой груз за счет пересмотра условий и сроков уплаты общей стоимости кредита и процентных платежей. Важную роль в управлении долгом и его реструктуризации играет сотрудничество с Парижским клубом, который разработал стандартизированные формы, методы и условия переоформления долгов.Среди инструментов реструктуризации выделяют две основных группы:1) План Парижского клуба- Для стран с низким уровнем дохода на душу населения (Неаполитанские условия, 1994 г.); отсрочка выплаты основной части долга сроком до 3-х лет.- Для стран со средним уровнем дохода на душу населения (Хьюстонские, 1990 г.); конверсия соответствующих долгов на акции, предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую можно купить акции национальных компаний2) План Бреди предусматривает:- Избежание простого списания долгов.- Вмешательство во внутренние дела государства (вроде политики МВФ). -Разнообразные схемы предоставления новых ссуд странам, которые чувствуют нехватку ликвидных средств.- Удлинение сроков выплаты долгов и списания некоторой их части при условии, что страны-кредиторы извлекут двойную выгоду, выкуп страной- должником части своих обязательств (10-15%) по резко сниженному валютному курсу.- Прекращение оттока капитала и в некоторых случаях - возвращение его в страну.-Реструктуризация долгов, которая предусматривает предоставление преимущества некоторым из них.12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: