Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности




Введение

 

В городах России неуклонно расширяется сеть спортивных сооружений, увеличивается количество квалифицированных кадров. Однако вовлечение учащихся только в специально организованные секции, группы недостаточно для охвата абсолютного большинства школьников систематическими занятиями физическими упражнениями. Поэтому большое значение приобретает обучение учащихся умению заниматься физическими упражнениями. Этим и обусловлено выделение в программе по физической культуре для 5–11-х классов раздела «Навыки и умения самостоятельных занятий», способствующего активизации работы по внедрению физической культуры и спорта в быт школьников, повышению двигательной активности учащихся.

Следует отметить, что обучение этим навыкам и умениям не только способствует внедрению физической культуры в быт, но и развивает у молодежи качества самостоятельности. Бесспорным является то, что люди, обладающие развитой с детства самостоятельностью (имеется в виду качество личности), в различных жизненных ситуациях более решительны, не ждут подсказки со стороны, умеют отстаивать свое мнение, собственную позицию. Это прямо относится и к данной теме – умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Человеческая деятельность существует в форме действия или цели действий. По словам психолога С.Л. Рубинштейна, произвольное действие человека – это осуществление цели, и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается.

Однако, как ни существенна цель, одного осознания цели недостаточно. Для того, чтобы ее осуществить, надо учесть условия, в которых действие должно совершенствоваться.

Непосредственным продолжением урока физкультуры являются домашние задания. Опыт показывает, что результативность их повышается, если содержание заданий планируется учителем в течение учебного года и если они направлены на развитие физических качеств. Кроме общих домашних заданий для всех учащихся особо определяем индивидуальные задания отстающим в физической подготовке и имеющим высокий уровень. Предварительно на уроках учащиеся обучаются контролю за нагрузкой и ее регулированию. При объяснении домашних заданий используем кинограммы, слайды, рисунки, записи телевизионных передач и т.п. Это создает правильное представление об изучаемом движении.

Проверка домашних заданий проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого в начале или в конце урока отводим 3–5 мин. Остальные в это время выполняют упражнения по интересам. Оценка за выполнение домашних заданий не выставляется. Основным показателем являются те изменения, которые происходят в физической подготовке учащихся. И эти продвижения могут оцениваться при подведении итогов за четверть.

При систематическом использовании домашних заданий повысилась результативность уроков физической культуры, учащиеся лучше стали усваивать программный материал. И главная польза от домашних заданий в том, что они способствуют повышению интереса к своему здоровью, воспитанию воли и дисциплинированности, соблюдению режима дня. В итоге повысились результаты контрольных…

 

 


Домашнее задание как фактор повышения физической подготовленности

Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности

 

Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемость классов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом т. к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступен отдельным категориям семей, имеющих детей.

Неудовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияют на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность младших школьников [3, 5].

Проблеме самостоятельных занятий физическими упражнениями школьников посвящены научные исследования [1, 2, 4, 7, 8, 9]. Однако, в указанных работах вопросы организации самостоятельных занятий в начальной школе раскрыты не в полном объёме, поэтому изучение этого вопроса позволит увеличить двигательную активность учащихся. Данная проблема зависит, прежде всего, от успешной разработки теоретических основ и практической технологии организации самостоятельной учебной двигательной деятельности учащихся 1–2 классов с учётом их возрастных особенностей.

При поступлении в школу происходит ломка динамического стереотипа, сложившегося за дошкольный период воспитания, что приводит к нарушению состояния здоровья, наиболее выражено у первоклассников [6]. Один из способов выйти из сложившийся ситуации это физические упражнения, выполняемые школьниками самостоятельно. Но у школьников не достаточно сформированы навыки самостоятельного использования физических упражнений, танцев, пробежек, прогулок для снятия утомления, выхода из стрессового состояния. Одним из путей решения этой проблемы, на наш взгляд, является самостоятельная работа учащихся по физической культуре.

Для повышения двигательной активности детей в нынешних условиях школы следует применять самостоятельные занятия физическими упражнениями в младших классах, т. к. младший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для развития двигательных качеств, формирования умений и навыков здорового образа жизни [1, 2, 3, 9]. Особенно важным является изменение учебно-воспитательного процесса с таким расчётом, что бы любой учебный предмет был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию ребёнка, но и сохранял физическое и соматическое здоровья. Чтобы школьные занятия не снижали, а повышали адаптивные способности детей, увеличивали резервы их здоровья. Для решения этой задачи урок физической культуры должен иметь ярко выраженную инструктивную направленность на организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Таким образом, преподаватель, реализуя инструктивную направленность уроков физической культуры, формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся, (см. рис. 1). Учитель определяет цель, задачи, содержание, принципы, методы, формы и средства, в результате этого у школьников формируются умения, навыки самостоятельного выполнения физических упражнений через приобретённую сумму знаний.

В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:

1. Упражнения должны быть несложными по координации и не требующие страховки.

2. Необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений детьми, доходчиво объясняя цель каждого.

3. Задания по физкультуре дети получают после ознакомления с учебным материалом на уроке.

4. Каждое задания должно подробно объясняться с тем, чтобы учащиеся ясно представляли содержание и технику выполнения упражнения.

5. Для самостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

6. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные. Задаются индивидуально и по группам. По данным опроса учителей индивидуальные задания по физкультуре более эффективны, чем групповые по данным опроса учителей.

7. Контроль за их выполнением осуществляется на уроках преподавателем физической культуры, в домашних условиях взрослыми.

8. Проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей. Поэтому важно на начальном этапе точно определить максимальные возможности учащихся в выполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельного выполнения, чтобы быть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельной деятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практически каждый учащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательной подготовки. С учётом уровня физической подготовленности, задания со временем усложняются.

9. Для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация к физической культуре, т. к. отношение учащихся к урокам физкультуры, интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности

10. Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитывается интерес к физической культуре:

11. Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играет занимаемая позиция семьи учащегося в этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культуры с младшего школьного возраста

12. Каждый ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда.

С целью выяснения отношения к самостоятельным занятиям по физической культуре и её использования в учебно-воспитательном процессе в школе было проведено анонимное анкетирование 93 учителей физической культуры, среди которых 55% – мужчины, 45% – женщины, имеющих высшее специальное образование и педагогический стаж от трёх лет и выше (77%).

По мнению 70, 9% учителей уровень физического здоровья школьников за минувшее десятилетие ухудшился.

Примерно столько же учителей (67, 74%) отмечают ухудшение уровня двигательной подготовленности школьников. Интересен тот факт, что улучшение физического здоровья и двигательной подготовленности отмечают 19,35% учителей, педагогический стаж работы, которых не превышает пяти лет

Большинство учителей 98,73% считают, что двух уроков физкультуры в неделю недостаточно. 13,8% учителей рекомендуют увеличить двигательную активность школьников во внеурочное время до 20–30 минут в день, столько же – до 60–90 минут, 58,6% учителей – до 40–60 минут. Все учителя считают целесообразным использование домашних заданий по физической культуре в процессе физического воспитания, рассматривая их не только как процесс становления самостоятельности школьников, но и как способ развития творческих способностей.

Однако в своей работе домашние задания по физической культуре используют 29,9% в 1–2 классах, 31,5% в 3–5 классах, и лишь 14,75% в 10–11 классах. Данные цифры свидетельствуют о недостаточном стимулировании самостоятельных занятий физическими упражнениями учителями физической культуры. Хотя более половины (58,54%) учителей отмечают необходимость введения домашних заданий по физкультуре с 1–2 класса, 26, 83% – с 3–5 классов. Наибольшая ответственность выполнения этих заданий учителя отмечают в 1–2 классах – 46,51% и в 3–4 классах – 39,53%. По мнению тех же учителей наиболее ощутимый результат домашние задания дают в начальных классах (1–2 класс – 38,64%, 3–4 класс – 47,43%).

89,3% учителей считают, что нужна научно-обоснованная система домашних заданий по физкультуре. Как любой предмет в школе имеет свой учебник, так и «физическая культура», считают 75,86% опрошенных, должна иметь свой, доступный для детей учебник. При этом 60,4% учителей считают, что такой учебник необходим в первую очередь для начальных классов, для средних классов – 24,53%, для старших классов – 15,09%.

Анализируя программу по физкультуре 43,1% опрошенных учителей считают, что домашние задания отображены в малом объёме, недостаточно полно – 31,3%, в достаточном объёме лишь 8,62%.

Используют рекомендации действующей программы по физической культуре в качестве домашних задании 36,84% учителей, полагаются на собственный опыт 23,74%, имеют разработанную систему домашних заданий – 10,5%, 28,95% учителей не имеют чёткой системы домашних заданий по физкультуре.

Нет единого мнения среди учителей по критериям оценки домашнего задания. Более трети (37,14%) оценивают выполнение домашних заданий по приросту результата от исходного, примерно столько же (34,3%) положительно оценивают улучшение выполнения заданного упражнения, у 29,4% основным критерием оценки домашнего задания является прилежание

Таким образом, анализ ответов учителей физкультуры по вопросам анкеты показал отсутствие единого мнения о содержании, организации, критериях оценки выполнения домашних заданий по физической культуре.

Собственный опыт работы по данному направлению позволяет утверждать, что домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе, повышают интерес к предмету «физическая культура», способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности, чувства ответственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: