Тема «Наше дерево - ольха»




Цель: создание условий для развития представлений о серой и черной ольхе – дереве, которое часто встречается в лесах, скверах и парках Ленинградской области.

Задачи:

1. Развивать представления детей о деревьях - серой и черной ольхе.

2. Способствовать поддержке познавательной активности и внимания детей в выполнении исследовательских заданий.

3. Развивать логику мышления диалогическую речь в высказывании предположений.

4. Развивать воображение, творчество и желание создавать из природного и бросового материала оригинальные поделки.

5. Воспитывать эстетическое восприятие картин природы во время рассматривания деревьев на слайдах, желание любоваться ими и сохранять.

Предварительная работа:

Рассматривание и выборочное чтение «Лексическая тетрадь для занятий с дошкольниками: мир растений» Е.М.Косиновой.

Материал и оборудование:

1. Подборка книг К.И. Чуковского для выставки в центре речевого развития.

2. Берестяная корзиночка с природным и бросовым материалом для художественного труда.

3. Тематическая презентация Power Point.

4. Мультимедийное оборудование.

Вводная часть:

Воспитатель приветствует ребят и предлагает обратить внимание на уголок книги (центр библиотеки), там на столике лежат чьи-то вещи.

Моделирование ситуации: на столике лежат белый колпачок, халатик с красным крестиком и деревянная трубка (старый аналог фонендоскопа).

Ребята, посмотрите, чьи это вещи? И кто их оставил? Может, мы сможем найти отгадку?

Дети рассматривают белый колпачок, халатик с красным крестиком и фонендоскоп. Ребята догадываются, что приходил врач. Педагог обращает внимание на выставку детской книжной литературы.

Кто же мог оставить все эти вещи? (на книжных полках стоят произведения писателей и одно из них«Доктор Айболит» Корнея Чуковского)

Основная часть:

Скажите, кто автор этой сказки? (Корней Иванович Чуковский)

Ребята, а кто из вас вспомнит слова из этой сказки? Как она начинается?

Дети вспоминают:

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Педагог открывает книгу «Доктор Айболит»дети рассматривают иллюстрацию.

А как вы думаете, под каким деревом сидит доктор? Как оно называется? Какие деревья вы знаете? (дуб, клен, сосна, ель, береза, рябина…)

Воспитатель обращает внимание на силуэтные картинки с изображением разных деревьев и просит по ним сориентироваться, под каким деревом сидит доктор Айболит. Дети выдвигают предположения.

Похоже, что под дубом, но у этого дерева тоньше ствол, у дуба желуди и нет шишек, а у этого дерева мелкие шишки…

Воспитатель напоминает, что шишки есть у сосны.

Может это сосна?.. (Нет, у сосны хвоинки вместо листьев, а у этого дерева листочки и они меньше, чем у дуба и клена). Что же это за дерево такое? Может загадка-описание нам поможет?

Шишечки есть И сережки красивые. Дерево скромное, И очень милое... Ольха С округлыми листочками и майскими цветочками, С соцветиями тонкими, и с шишечками звонкими. И строгой осенью она стоит, как летом, зелена. И лист роняет за листом, к зиме готовится притом. Ольха

Показ слайдов и рассказ воспитателя.

В лесном царстве оно встречается как дерево или высокий кустарник. Это очень интересное дерево. Не надевает ни золотых, ни багряных нарядов. До самых суровых дней осени сохраняет оно своё темно-зелёное одеяние. Ранней весной, когда природа улыбается, это дерево тоже пытается поднять нам настроение, «надевает» серёжки – яркие и красочные.

Кто из вас его узнал? Это ольха, с весенними сережками она выглядит настоящей красавицей.

Показ слайда с изображением ольхи.

Ольха растет у нас в Ленинградской области, бывает серой и черной – отличается цветом ствола. А еще говорят, что черная ольха любит болотистые места, а серая – только влажную почву и теплое солнышко.

Ольха похожа на сосну, ведь у нее есть шишки. И на березу, так как весной у нее распускаются сережки.

Ребята, как вы думаете, ольха – дерево хвойное или лиственное? Как вы догадались?.. Это лиственное дерево, у него листочки, но не хвоинки.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чьи детки» (цель: учить различать хвойные и лиственные деревья).

Педагог дает ребятам задание: найти и назвать дерево, которому принадлежат листочки или иголочки. Дети и воспитатель, определяя дерево по листочку или иголочке, вспоминают поэтические строчки.

Кленовый лист запомнить просто очень, Найти всегда сумеешь среди прочих. На нём увидишь острые верхушки: И на боках, и прямо на макушке. Листки похожи на раскрытую ладошку. Взгляни, их клён роняет на дорожку. * * * Осторожно, очень колки Все иголочки на... (елке) Ну и платье: сплошь иголки, Его носят вечно... (елки) Волнистые листочки Растут из липкой почки У дерева дубочка – Его сыны и дочки. Листочки дуба-колдуна В лесу отыщем без труда. Узнать их очень просто: Нет окантовки острой. Дубы растут из желудей Их жизнь длинней, чем у людей  

 

Ребята, а как вы думаете, почему именно ольху выбрал доктор Айболит? (предположения ребят) Да, это дерево лечит, оно обладает целебными целительными свойствами.

На экране появляется игровой персонаж – «Ученый Архивариус»:

Добрый день, дорогие мои путешественники по «Азбуке Ленинградской области», будущие ученые и знатоки природы. Я хочу рассказать вам о дереве, с которым вы сегодня познакомились. Запамятовал я, о каком дереве вам нужно рассказать? (ребята подсказывают)

Ах, да, ольха… Черная ольха растет в наших лесах по краям болот, по берегам рек – вдоль берегов реки Лавы. А серой ольхи много на побережье Финского залива. (показ слайдов) Как вы думаете, почему ольха растёт возле воды? Да, она любит влажные и болотистые почвы. Ольха – целительное дерево. Кора, листья, шишечки ольхи отваривают, настаивают и пьют как лечебный чай, он заживляет, убивает болезнетворные микробы.

Доктор Айболит рассказал мне, как он с помощью почек (это будущие шишки ольхи) вылечил уточку.

Ольховые почки

Утка крякнула с порога:
- Простудилась я немного.
Я минуту каждую
Кашляю и кашляю…
Доктор книгу полистал,
И в рецепте написал,
Подчеркнул две строчки:
«Ольховые почки».
Не лекарство – просто чудо,
Вмиг пройдет твоя простуда.
(В. Лукша)

Ребята, я собрал вам шишечки ольхи, сосны и ели, а также веточки и семена –летучки, чтобы вы могли поближе рассмотреть их и заняться художественным ручным трудом – сделать подарки для ваших мам, пап, воспитателей.

Может, и меня чем-нибудь удивите! До встречи, ребята!

Воспитатель обращает внимание ребят на берестяную корзиночку, в которой лежит природный и бросовый материал, предлагая ребятам рассмотреть его и выбрать все необходимое для изготовления подарков, сувениров. Советуется с каждым воспитанником по поводу темы подарка и сувенира.

С помощью пластилина и природного материала дети делают сувениры и подарки.

Заключительная часть

Занятие завершается выставкой поделок из природного материала. Педагог спрашивает ребят:

Что они узнали, услышали и запомнили сегодня. Что им понравилось больше всего и почему? С кем бы хотели встретиться еще раз?

Проводится игровое словесное упражнение «Мы узнали». Дети стоят по кругу и по очереди, поворачиваясь друг к другу, говорят:

Что узнали мы? Про лес, там, где тысяча чудес..

Про деревья, про траву, речку, поле, синеву,

И про тихое болото, там живет, конечно, кто-то,

Про красивые цветы, все узнали я и ты!

Тематические игры и игровые упражнения:

«Угадай, о каком дереве я говорю?»

Цель: развитие умение определять дерево по описанию:
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

«Чьи детки»

Цель: найти и назвать дерево, которому принадлежат листочки или иголочки.

Посадила девочка Около крылечка Маленькое деревце, Листики сердечком. Посадила, убежала, позабыла, что сажала. (М.Мишакова)   А у сосны и ёлочки Листочки, как иголочки. Все тонкие, колючие, Зелёные, пахучие… И все они с секретом – Растут зимой и летом!   У красавицы берёзки Очень пышная прическа. На её кудрях-листочках По краям растут «зубочки». Только их не бойся ты! Ей они для красоты.   Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой – зимой, Вся в сережках – весной, Сарафан зеленый – летом, В день осенний – в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. Березка Кленовый лист запомнить просто очень, Найти всегда сумеешь среди прочих. На нём увидишь острые верхушки: И на боках, и прямо на макушке. Листки похожи на раскрытую ладошку. Взгляни, их клён роняет на дорожку.   Волнистые листочки Растут из липкой почки У дерева дубочка – Его сыны и дочки. Листочки дуба-колдуна В лесу отыщем без труда. Узнать их очень просто: Нет окантовки острой. Дубы растут из желудей Их жизнь длинней, чем у людей.   Осторожно, очень колки Все иголочки на... (елке)   Ну и платье: сплошь иголки, Его носят вечно... (елки)   Распустили ветви-косы Белоствольные... (березы)   В парах листики рябинки На ветру качаются. А плоды, как бисеринки В гроздья собираются.

«Узнай дерево»

Цель: определить по описательной загадке дерево.

Тонкая и нежная Надела платье белоснежное, А солнышка осенний свет Покрасил косы в желтый цвет. Таким нарядом каждый год Она встречает осени приход. Березка Он до зимы зелёным Может сохраниться. Гладкий, плотный и холёный, Как не удивиться! Тополь С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают: Шкуру тонкую сдирают Липа У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. Сосна Летом - снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? Пух с тополя Никто не пугает, а вся дрожит. Осина Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой – зимой, Вся в сережках – весной, Сарафан зеленый – летом. В день осенний – в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. Береза Белый ствол, густая крона Рассылает всем поклоны Листья тихо шелестят Меж собою говорят. Березка Желтеет очень рано Широкий, легкий лист... Он как будто веер модный: Надёжный и удобный. Клен Тонкие, колючие, Зелёные, пахучие… И все они с секретом – Растут зимой и летом! Елочки Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане. Береза Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. Ива Ее в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Ель Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, А в один из теплых дней май сережки дарит ей. Береза Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. Лиственница Весной зеленела, летом загорела, Осенью надевала красные кораллы. Рябина

Тематические загадки:

Осторожно, очень колки Все иголочки на... (елке) Ну и платье: сплошь иголки, Его носят вечно... (елки) Тонкая и нежная Надела платье белоснежное, А солнышка осенний свет Покрасил косы в желтый цвет. Таким нарядом каждый год Она встречает осени приход Береза Он до зимы зелёным Может сохраниться. Гладкий, плотный и холёный, Как не удивиться! Тополь С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. Липа У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. Сосна Летом - снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? Пух с тополя Никто не пугает, а вся дрожит. Осина Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой – зимой, Вся в сережках – весной, Сарафан зеленый – летом, В день осенний – в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. Береза Белый ствол, густая крона Рассылает всем поклоны Листья тихо шелестят Меж собою говорят. Береза Желтеет очень рано Широкий, легкий лист... Он как будто веер модный: Надёжный и удобный. Клен Тонкие, колючие, Зелёные, пахучие… И все они с секретом – Растут зимой и летом! Елочки Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане. Береза Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. Ива Ее в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Ель Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, А в один из теплых дней май сережки дарит ей. Береза Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. Лиственница Весной зеленела, летом загорела, Осенью надевала красные кораллы. Рябина

Примерные рассказы воспитателя о деревьях:

Сосна

Вся в иголочках она.

Но, не елка, а... (сосна)

Сосна– дерево первой величины, она самая высокая в лесу. Маленькие сосенки похожи на конусы, а у большого дерева форма кроны похожа на зонтик. Коричнево-золотистая окраска ствола и всегда зеленая крона придают соснам праздничный и нарядный вид. Сосна быстро растет и долго живет, до 350 лет. Сосна очень любит свет, не боится мороза. Может расти на чистом песке, в горах и даже на болоте. Сосна хорошая соседка и рядом с ней свободно растут: ель, липа, клен, осина. Она как дерево – пионер, всегда первой захватывает свободные пространства, а затем образует целый сосновый бор.

«Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь или едешь, бывало по старому сосновому бору – точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землею. Тихо в сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые сосновые вершины.

Елка и ель

Ее всегда в лесу найдешь - пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.

(Ёлка)

Ель и елочка – это одно и тоже дерево, только елочкой называют маленькое деревце, а елью – большое, а еще мы всегда говорим о елочке новогодней, праздничной. Иногда возле болот можно встретить маленькие елочки, будто высаженные по линейке одна за другой. Это елочки, которые выросли из упавшего и сгнившего дерева. На солнце их веточки опускаются. Кора молодых деревьев в верхней части ствола гладкая, по цвету – серая с красным оттенком. На старых стволах кора тонкая, с поверхности ее отслаиваются мелкие пластинки. Вместо листочков у нее, как и у сосны, хвоинки. Растут елочки, в отличие от березы и сосны, медленно. А потому нельзя их так много вырубать под Новый год и Рождество, иначе наступит время, когда их просто не станет совсем. У елочек и елей всегда сохраняется треугольная форма веток. Ель и елочки не боятся морозов, что позволяет им расти далеко на севере. Но ветра они боятся, особенно маленькие елочки.

Лесники уделяют большое внимание уходу за молодыми посадками елочек. Древесина ели легкая, мягкая, но и прочная, поэтому ее используют в строительстве и изготовлении бумаги. Из нее изготавливают музыкальные инструменты. Кора обладает целительными свойствами, а еловая смола – используется для изготовления мазей для больных людей. Высаженная вдоль железных дорог и автомобильных трасс, она выполняет снегозащитную роль.

Береза

Береза – это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березу, чтобы сделать воздух чище. У нее белый, тонкий, стройный ствол. Ствол и ветви березы покрыты тонкой белой корой. Крона раскидистая, листья на черенках, округлой формы, по краю зубчики. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Все лето береза стоит зеленая, радуя своей зеленой кроной мир. Осенью листья желтеют и опадают. Береза любит свет и тепло, но и мороза она не боится поэтому может расти на севере. Растет береза быстро. Почки ранней весной собирают для приготовления лекарств. Сок березы считается целебным напитком. Береза — очень красивое дерево, поэтому в народе ее называют русской красавицей. Ее ажурная крона с темно-зелеными листьями - летом и, желтым, медовым цветом - осенью в сочетании с белыми стволами создают неповторимые по красоте пейзажные уголки в лесах, парках и скверах городов Ленинградской области.

Лес

В лесу

Краснеют на солнце сосен стволы,

Разносится всюду запах смолы;

А ландышей белых кисти висят;

Как тонок и нежен их аромат.

По лесу иду я, песню пою,

И слушают сосны песню мою.

Сквозь ветви густые солнце глядит;

Зяблик в ответ мне песней звенит...

(И. Белоусов)

Лес нашей Ленинградской области очень красив, он живет своей жизнью. И приходя в него, надо помнить, что это чей-то дом, и вести себя в нем нужно так как ведут себя гости: не ломать и не губить без надобности деревья, не ловить и не трогать руками маленьких зайчат и ежат, не убивать змей и жуков, не ловить для забавы лесных жителей. Быть осторожным с огнем. И лес за доброту отблагодарит нас свежим воздухом, удивительными приключениями, наполнит наши корзинки своими дарами (ягодами и грибами), защитит нас зимой от суровых ветров и просто оживит и украсит нашу планету Земля.

Ель/Ёлка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: