Особенности организации и методики проведения внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству




И И и М П

Раздел 1 – Методика преподавания изобразительного искусства

Лекция № 9

Содержание внеклассной работы по изобразительному искусству

Вопросы:

1. Цель и задачи внеклассной работы. Формы внеклассной работы по изобразительному искусству.

2. Особенности организации и методики проведения внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству.

 

Цель и задачи внеклассной работы. Формы внеклассной работы по изобразительному искусству.

В общеобразовательной школе учитель изобразительного искусства, кроме поурочной организации занятий, проводит с детьми внеклассную и внешкольную работу.

Внеклассные (факультативные занятия, кружки, студии, выставки, конкурсы), внешкольные (домашняя самостоятельная изобразительная деятельность, экскурсии, кружки, студии, выставки, конкурсы) занятия — формы организации учебных занятий во внеурочное время. Целью которых является расширение, углубление и повышение познавательной деятельности, а также коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностью, запросами, способностями и склонностями.

Организацию и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству разрабатывает методика внеклассной работы по изобразительному искусству ( раздел, изучающий возможности и эффективность занятий по изобразительному искусству вне урока и вне обязательных программ).

Методика внеклассной работы разрабатывает основы организации внеклассной работы в школе, ее содержание, методы, меж предметные связи и связи с классными занятиями по изобразительному искусству.

Внеклассная работа по изобразительному искусству решает:

- задачи развития эстетических интересов школьников, развития их изобразительных творческих умений;

- вопросы углубленного изучения изобразительного искусства,

- вопросы искусствоведческого краеведения и пр.

Рассматриваются также конкретные вопросы: методика кружковой работы, выставок, конкурсов, предметных праздников, олимпиад, недель изобразительного искусства и др.

При организации любой формы занятий по изобразительному искусству планирование осуществляется по дидактической схеме:

- цели, задачи преподавания изобразительного искусства в той или иной форме организации занятий;

- содержание курса изобразительного искусства, соответствующее этим целям;

- принципы, подходы, направления обучения (учитывающие, как правило, искусствоведческие, психологические, педагогические теории, положенные в основу курса);

- методы, способы, приемы, средства (с учетом формы учебной деятельности педагога и учащихся).

Планирование занятий представляется в нормативных документах по предмету ‑ концепции, для факультатива ‑ в виде таблицы, включающей в себя сквозную нумерацию уроков на учебный год, темы уроков и практической работы, формат работы, перечень художественных материалов и техник, цели и задачи занятий. Формулировки тем уроков и практической работы могут в случае необходимости корректироваться учителем. Также он имеет право на изменение последовательности изучения тем занятий.

«Примерное календарно-тематическое планирование» ставит цель помочь учителю изобразительного искусства правильно организовать работу, но не должно сдерживать его инициативу и творческий подход к преподаванию факультатива. Учитель может распределить учебный материал по-другому, учитывая особенности каждого класса.

Особенности организации и методики проведения внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свои знания, умения и навыки по предмету.

Основными формами внеклассной работы с детьми являются кружки, факультативные занятия по изобразительному искусству.

В школьной практике широкое распространение получили кружки рисунка и живописи, графики, композиции, декоративно-прикладного искусства, дизайна, скульптуры.

Основная задача кружков по изобразительному искусству — развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов изобразительного искусства, формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа.

Как правило, в кружке одновременно занимаются 7 - 12 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке изобразительного искусства дает возможность педагогу больше времени уделить индивидуальной работе.

Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время 3 - 6 часов. Кроме того, в кружках значительно шире применяются такие материалы, как темпера, черная тушь, сангина, соус, пастель, уголь, мелки. пластилин, глина, соленое тесто, «пластика».

Эти особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:

а) воспитать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности, к произведениям изобразительного искусства;

б) развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей;

в) научить школьников рисовать с натуры, по памяти и по представлению, грамотно передавая особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов; научить рисовать фигуру человека;

г) сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;

д) воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе — оформлении стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;

е) научить анализу произведений искусства.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, приближенными к художественной школе.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

Необходимо отметить, что возможности использования местных художественных промыслов практически имеются в любой сельской местности (резные украшения наличников, или вышивка, кружева, или резные деревянные поделки.

Основные задачи факультативных курсов — дальнейшее расширение и углубление знаний учащихся по изобразительному искусству, активное развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей школьников, а также умений и навыков самостоятельно анализировать содержание и художественные достоинства произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

В отличие от уроков, а также кружковых занятий по изобразительному искусству факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на повышенную активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий. На факультативных занятиях реализуется личностно-ориентированное обучение и дифференцированный подход к учащимся, внимание к их интересам, склонностям. Это будет способствовать удовлетворению их потребности заниматься изобразительным искусством, попробовать себя в художественном творчестве.

Один из сложных вопросов, стоящих перед учителем,— разработка методики проведения факультативных занятий. Прежде всего, следует разнообразить методику занятий, сочетая лекции учителя с творческой работой школьников, с сообщениями, с анализом художественных произведений, шире использовать совместные (коллективные) обсуждения рисунков, скульптур. Очень важно разнообразить технику художественных работ — выполнять рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создавать скульптуры в глине, пластилине; выполнять изделия из керамики и папье-маше.

На длительные практические работы школьников (натюрморты, тематические композиции, скульптуры и т.д.) в условиях факультатива, как правило, отводится б—8 часов. Это позволяет глубоко и всесторонне изучить закономерности композиции, перспективы, цветоведения, раскрыть законы изображения объемных (трехмерных) предметов на плоскостном (двухмерном) листе бумаги.

В качестве объектов изображения па факультативных занятиях учащимся предлагаются отдельные предметы сложной формы (чучела зверей, птиц, античные вазы и т.н.), Тематические натюрморты; рекомендуется выполнение зарисовок пейзажного характера, памятников архитектуры, фигуры человека, отдельных частей фигуры человека (голова, кисти рук и т.п.). В отличие от изображения аналогичных натурных постановок на уроках и в кружке, на факультативных занятиях школьники должны изобразить их но возможности во всей совокупности действительных характеристик. Отличительной особенностью факультативных занятий является обязательное сочетание практических занятий с анализом репродукций с произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (кроме специальных занятий по истории искусств). На факультативных занятиях учащиеся фактически кратко изучают историю искусств с древнейших времен до наших дней.

Экскурсии, призваны расширять и углублять знания детей, получаемые на уроке и факультативных занятиях. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, активизируют самостоятельную работу над творческими работами.

Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу.

Полезным приспособлением на экскурсиях могут служить рамки-видоискатели разного формата из плотной бумаги, позволяющие вычленять отдельные куски пейзажа при анализе решения композиционных задач.

Организация общешкольных выставок рисунков. Такие выставки обычно устраиваются в конце учебного года как творческий отчет о работе кружков. Выставки оформляются или в кабинете изобразительного искусства и черчения, или в зале, коридорах школы. При оформлении выставки надо помнить о важном значении для развития эстетического вкуса детей распределения рисунков и подписей к ним на стендах.

Конкурсы по изобразительному искусству. Обычно проводятся тематические конкурсы — конкурс на лучший рисунок по различным темам.

Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспита­нию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

 

Вопросы для контроля знаний

1. Цель и задачи внеклассной работы.

2. Формы внеклассной работы по изобразительному искусству.

3. Особенности организации и методики проведения внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: