Тема: Групповая и индивидуальная импровизация
Цель: Ознакомиться с понятием групповая и индивидуальная импровизация, выполнитьупражнения.
Задачи:
· Образовательная: научить самостоятельно придумывать движения под музыку
· Развивающая: продолжить развитие подвижности различных частей-центров тела; развитие выносливости и постановки дыхания; развить музыкально-пластическую выразительность
· Воспитательная: Формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе, формирование чувства ответственности;
Форма занятия: тренировка
Метод занятия: Словесный метод (обсуждение, объяснение) Рассказ о понятии «контактная импровизация, практический метод (хореографическая импровизация)
Оборудование для педагога: mp3 флешка, колонка.
План занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте ученики! Сегодня вы разбиваетесь на группы по 5 человек и вместе придумываете под нее связку движений. Но перед этим вам надо хорошо размяться
Разминка
Начните с головы.
Плавно наклоните ее сначала вправо, влево, вперед и назад, а затем сделайте такие же не резкие круговые движения. Выполняйте в течение 2-3 минут.
Разомните кисти.
Это защитит их от повреждения сухожилий. Нужно сжать кисти в кулак и плавно вращать их сначала по часовой, а потом против часовой стрелки примерно 10-15 раз.
Поработайте плечами.
Вспомните школьную физкультуру. Упражнения с плечевым поясом были на ней обязательными для выполнения. Поставив кисти рук на плечи, вращайте ими поочередно вперед и назад не менее 10 раз. Затем выполните махи с полностью раскрытыми руками, при которых одна рука поднимается вверх, а другая при этом уходит вниз также около 10 раз.
Разминка поясницы.
Тут нужны наклоны. С ними тоже все просто. Положив руки на пояс, около 2-3 минут выполняйте наклоны во все четыре стороны. Отличный ход — известное упражнение «Мельница», когда в положении наклона вперед нужно дотянуться правой рукой до левого носка ноги, а левая рука при этом полностью расправлена и направлена вверх. Затем левой рукой нужно достать до правого носка и так около 10 раз для каждой руки.
Разогрев стоп.
Они задействованы во всех танцевальных па, поэтому их разминка особенно важна. Как когда-то в детском саду сначала походите на внутренней, а потом на внешней сторонах стоп. Стоя на одной ноге или сидя на полу, вращайте каждую стопу не менее минуты.
Прыжки. Это, пожалуй, самое простое и эффективное упражнение для разогрева перед танцами, которое еще и заряжает отличным настроением. Почувствуйте себя ребенком и попрыгайте от души.
Изучение нового материала
Групповая импровизация- взаимодействие людей в группах, когда каждый из танцоров вносит что-то своё.
Индивидуальная импровизация- когда каждый из танцоров, единолично выражает себя в танце.
Упражнение "Звук имени — движение" одна из групповых импровизаций.
Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой разминкой являются "Танцы различных частей тела.
Техники:
1.Групповая скульптура (другое название "Темп — жанр — скульптура")
Группа разбивается на три части.
Первая — будет строить скульптурную композицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной композиции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.
Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой группы на тему..., выполненная в жанре...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди "присоединяются" остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники "оживают": на счет "Раз!" — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет "Два!" — снова оживают на мгновение и снова замирают.
2. Телевизор (Техника создана психологами из Владивостока Автор, к сожалению, не знает имен ее создателей, т.к к нему техника дошла по "устному телеграфу".)
Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).
Один участник второй группы приглашается на просмотр "немого" фильма' участники первой группы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник второй группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее.
Последний участник второй группы "показывает" фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант.
3. Полустанок.
"Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажиры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).
Конец импровизации будет отмечен гудком подходящего поезда".
4. Групповая динамическая скульптура.
"Найдите свое место среди остальных. Почувствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близости того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каждого присутствующего в каждый данный момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чувствам".
Выполнение всех упражнений тренинга связано с работой воображения, которое сначала "запускает" наши ощущения, а потом "идет" вслед за ними. Мы используем также техники "разговоров с собственным телом", работающие в режиме "активного воображения".
5. Разговор с болью.
"Сядьте поудобнее. Закройте глаза Прислушайтесь к своему дыханию. Дайте себе возможность свободно покачаться в волнах вашего дыхания. Почувствуйте свою правую руку (плечо, локоть, кисть, часть спины, поясницу, ягодицы, правую ногу (бедро, колено, голень, свод стопы, отдельно каждый палец, ступню, пятку), левую ногу (бедро,...), почувствуйте гениталии, низ живота, верх живота, грудь. Почувствуйте свое сердце. Увидьте его. Какое оно? Подойдите к нему, рассмотрите его повнимательнее. В нем есть небольшая дверь, через которую вы, если захотите, можете зайти в свое сердце и совершить по нему путешествие. Медленно откройте дверь и входите. Не торопитесь. Что вы видите по сторонам? В вашем сердце есть комнаты, где живут ваши радости, обиды, страхи. Перед вами комната, здесь живет ваша боль. Откройте дверь, зайдите, попробуйте помочь самому себе. Что вы видите? Приблизьтесь. Рассмотрите возникший образ. Спросите, кто или что причиняет ему боль. Спросите, как вы можете помочь. Прикоснитесь к своему образу. Возьмите его к себе на колени, обнимите и покачайте... Пусть он согреется вашим дыханием, вашей заботой. Что происходит?... Найдите возможность попрощаться... Медленно отправляйтесь в обратный путь. Закройте дверь в сердце. Почувствуйте, как оно бьется. Почувствуйте свое дыхание, почувствуйте свою грудь... (Необходимо проделать весь путь в обратном направлении)... Когда будете готовы, открывайте глаза".
Необходимо отмстить, что "вход" в упражнение и "выход" из него должны быть постепенными (особенно при первых "путешествиях"). Ведущему, проводящему упражнение, необходимо убедиться, что все участники "вернулись" из путешествия.
2. Диалог с телом (Здесь представлена часть техники "Методика интенсивного ведения дневника", разработанной юнгианским психотерапевтом Айрой Прогоффом).
1) Запишите "ключевую фразу" (вопрос, реплику, пожелание), с которой вы хотели бы обратиться к своему телу.
2) Припомните различные состояния вашего тела, различные вехи его развития и запишите их от лица вашего тела. Например:
— в.... году я появилось на свет;
— помню вкус материнского молока;
— помню первый ночной страх;
— помню... болезнь;
— помню ощущение легкости от танца
— помню волнение перед...;
и так далее. Припомните не менее 10 вех. Не заботьтесь о хронологии, пишите все, что приходит в голову.
3) Выберите любую веху. Ту, в которую вы хотели бы погрузиться, чтобы задать свой вопрос. Посмотрите еще раз ключевую фразу.
4) Закройте глаза. Пронеситесь в памяти к выбранному вами моменту. Припомните его как можно подробнее. Пусть тело припомнит ощущения того момента. Ощутите их сейчас. Какие образы проносятся перед вами? Это могут быть самые причудливые образы. Задайте свой вопрос. Ответы могут быть видимыми, слышимыми, кинестетическими, могут быть не сразу понятными. Откройте глаза, запишите образы и диалог. Если хотите, закройте глаза опять, продолжите разговор.
Когда ваш диалог будет закончен, найдите возможность поблагодарить свое тело и попрощаться с ним. Запишите ощущения "теперешнего" тела"