Как право изучается в юридической социологии




 

Исследования в юридической социологии (социологии права)[1], получившей в 1962 году на V Международном социологическом конгрессе официальный статус в системе научного знания, отражают важный тренд в современной социальной и юридической мысли, связанный с развитием междисциплинарного изучения права[2].

В отечественной науке юридическая социология существует как бы в нескольких ипостасях. Их можно было бы обозначить следующим образом: «юридическая социология права», как исследовательское направление в юриспруденции[3]; «социологическая социология права», как отрасль социологии[4]; социология права как особая межпредметная область познания права, возникшая на стыке юриспруденции и социологии[5]. Получается, что вроде бы как имеется ни одна, а целых три научно-познавательные области познания права в юридической социологии. Этот необычный феномен можно рассматривать казусом в науке, который, однако не следует считать методологическим тупиком, в котором, как может показаться находится современная правовая социология. Его существование связано с тем, что право является сложным, многогранным объектом познания, что в науке имеются различные интерпретации права, а также с особенностями профессиональной подготовки юристов и социологов, их исследовательским опытом и отчасти «мундирными» соображениями тех и других. Директивный способ преодоления этого казуса неуместен, поскольку научно-исследовательские проблемы в приказном порядке не решаются. Поэтому следовало бы прекратить перетягивание «одеяла» юридической социологии от юриспруденции к социологии и обратно и сосредоточиться на преумножении её научно-познавательного потенциала во всех существующих проявлениях. Это, конечно, противоречивый путь развития юридической социологии, но, пожалуй, именно так могут возникнуть новые возможности для углубления социолого-юридических изысканий и большей интеграции знания в правовой социологии[6].

Познавательные возможности юридической социологии в изучении права и закона многогранны и пластичны[7]. В настоящей работе социология правопознания представлена в ракурсе исследовательского потенциала методологии социологического воображения[8].

Стремясь раскрыть узловые стороны проблемы, как изучается право юридической социологией, в первую очередь отметим, что в любых обществах кроме архаичных, правовые институты являются частью их структуры. Круг вопросов о месте, роли, действии правовых институций в социуме, взаимосвязи и взаимодействии правовых и социокультурных сторон общественных систем являются краеугольными в социолого-правовых исследованиях. Иначе говоря, юридическая социология как область теоретических изысканий и исследовательской практики конституируется в рамках познавательного континуума «общество и право». Несмотря на видимую простоту этого исходного методологического положения правовой социологии, им задаются главные параметры социолого-правовых обследований.

«Общество и право», как исследовательская основа юридической социологии имеет множество аспектов. Прежде всего отметим, что правовой социологией: а) право изучается в качестве социального феномена; б) социум и социальные отношения исследуются сквозь призму права и закона; в) правовые ценности, нормы, институты рассматриваются в их отношении к универсуму ценностей, норм, институтов общества; г) социолого-юридические исследования направлены на изучение функциональных, структурных, каузальных, прямых и обратных, комплементарных и конфликтных, иных связей/взаимосвязей социума и права/закона.

Другая особенность изучения права в юридической социологии состоит в том, что ориентация юридико-социологического познания на постижение системы связей «общество и право» вводит исследователей в непростую познавательную ситуацию, когда мир права предстаёт в виде противоречивых соотношений: права и закона, права де-юре и де-факто, писаного и живого, формального и неформального, официального права и общественного мнения, прав и привилегий, легальности и легитимности, конфликтности и комплементарности социальных и правовых норм/институтов. Выявление, описание, объяснение социо-правовых противоречий и практик их преодоления являются стержневыми научно-исследовательскими задачами юридической социологии.

Изучению права в юридической социологии противопоказан схематизм. Для правовой социологии важно постичь действительную логику права и социальную логику, а не придумать логику-схему, которой якобы должны соответствовать право и социум. Логика права и общества содержат противоречия. Так, в частности, можно указать примеры из российской истории: противоречивость, с одной стороны, осуществления правовых либеральных реформ в 1906-1915 годах при нелиберальном режиме[9] и имеющиеся, с другой стороны, попытки воспроизводства устоев, предшествовавших времени модерна, в условиях общественного строя, основанного на принципах современного конституционализма в начале XXI века[10].

В правовой социологии существует запрет на изыскание идеальной модели «общество и право»; модели, в которой объяснялось, как идеальная конструкция права должна быть вписана в идеально устроенное общество. В самом деле, предположим, что все необходимые правильные законы приняты, а плохие отменены, очевидно, что обрести идеальную правовую систему не получится. Для идеального права требуются идеальные люди, а где их взять? Издать закон об учреждении правильных людей? В совершенном Городе Солнца, созданным воображением Т. Кампанеллы, его жителям было бы невозможно жить по-человечески. Эта особенность изучения права в юридической социологии дополняется критическим отношением к представлению, что посредством принятия законодательных установлений обществу можно придать любой желаемый вид[11].

Следующий аспект, показывающий своеобразие правопознания в юридической социологии связан с объяснением значения формальных правовых институтов для становления и функционирования обществ современности и постсовременности. Правовая система – фундаментальное основание современного общества, общества, которое, по К.Попперу, является открытым и абстрактным[12]. Абстрактное общество – это общество безличных/формальных отношений, с правовой системой формального типа, сориентированной на признание прав человека, формального равенства и свободы, и формальные судебные процедуры. Мировой исторический опыт показывает, что разумной альтернативы «формальной» правовой системе для преумножения богатства, обеспечения прав человека и правосудия не существует, что вовсе не исключает возможность наличия различных трудностей и противоречий в становлении современной правовой системы во многих странах, включая Россию[13]. Их описание и объяснение является частью области познавательных интересов юридической социологии.

Изыскания в юридической социологии опираются не только на то или иное понимание феномена права[14], но также основываются на некотором видении общества, противоречий и тенденций социальной жизни.

Так, надо понимать, что социальный мир всегда был и остаётся неспокойным местом обитания людей. Все общества независимо от уровня развития сталкиваются с проблемой насилия. Проблема насилия и конфликтов не может не иметь значения для понимания права и закона в социуме[15], общественной динамики[16].

Общество - это социокультурная система; система противоречивая, изменяющаяся, обладающая сложной структурой. Право и закон обладают культурным измерением.

Функционирование и изменение обществ определяется способностью социальных акторов совместными усилиями находить адекватные ответы на внутренние и внешние вызовы. Будущее не предопределено, общественная жизнь творится преследующими свои интересы людьми. Очевидно, что институты права, устанавливающие формальные рамки отношений социальных акторов, делая их транспорентными, не отменяют вариативность истории, одновременно создают новые шансы будущего человеческих сообществ[17].

В юридической социологии правовые институты рассматриваются частью институциональной матрицы общества, действие которых рассматривается в социальном контексте, экономическом и политическом пространствах общества во взаимодействии формальных и неформальных институтов[18], изучение права как социальных институций также важно для объяснения подъёма и упадка государств[19].

Мир не стоит на месте, он находится в процессе динамических изменений. Эти изменения не следует путать с прогрессом как телеологическим движением, «толкающим» общество в его стадиальном совершенствовании от одного этапа к другому более высокоразвитому. Телеологической предопределённости и предначертанности ступеней общественного прогресса не существует. Социальный динамизм — это скорее процесс адаптации обществ к изменяющимся условиям их существования. Адаптивный динамизм не всегда связан с ростом и развитием. Успешность адаптивных изменений не гарантирована. Право/закон – значимые социальные установления в сложных процессах адаптации социума к условиям изменяющейся среды[20].

Человечество вступило в XXI век. Социальное время уплотняется и ускоряется. Современные общества, изменяясь, вышли на рубеж взрывного, лавинообразного производства инноваций. При этом имеющиеся достижения в биологии, генетике, медицине, IT-технологиях и т.д. – это лишь предвестники мощнейшего прорыва в знаниях и технологиях, которыми будет обладать человек[21]. Как будут устанавливаться и поддерживаться правовые рамки, если в обозримом будущем инновационный стиль жизни станет социальным стандартом?

Исследовательский комплекс (континуум) социоправового подхода изучения права потенциально как в клубке содержит различные гносеолого-методологические подходы правопознания. Главные из них, выделяя их аналитически, можно обозначить следующим образом: «от общества к праву», «от права к обществу», «и право и общество»[22].

В рамках методологии «от общества к праву» социокультурные стороны и моменты социальной реальности рассматриваются «доминирующими», «ведущими», «определяющими» и в некотором смысле «первичными» по отношению к правовым аспектам социума. В границах этой методологии общество рассматривается независимой, а право зависимой переменной социальной системы. Общество, содержание социальных отношений и социальные изменения обусловливают параметры и перемены правовой системы. В этой методологической модели право понимается частью социума, его структурно-функциональным образованием.

Методология изучения права в социологии «от права к обществу» является своеобразным зеркальным отражением методологии «от общества к праву». Здесь уже право рассматривается независимой, а социокультурная часть социальной системы зависимой переменной общества. За правом признаётся в своём роде статус «первичного» условия, упорядочивающего и регулирующего социальные отношения. Право понимается сущностным и системообразующим компонентом/структурой общества. Провозглашается положение, что общество (в известной мере) таково, какова его правовая система. Методология изучения права «от права к обществу» является способом познания общества и социальных отношений сквозь призму правовых норм и институтов как социальных феноменов. Она ориентирует исследователей на раскрытие социотворческого потенциала права, а также предполагает понимание права движущей силой или важнейшим «компонентом» в процессах социальных изменений, общественной эволюции.

Методология изучения права «и право и общество» исходит из посылки, что современное общество основывается на органической связи социокультурных и правовых его структурных компонентов. Или другими словами общество – это именно социоправовая реальность. Эту методологию можно рассматривать в качестве некоторого синтеза двух методологий: «от общества к праву» и «от права к обществу». В этой стратегии правопознания вопрос о «первичности/вторичности», «доминировании/зависимости» в отношениях между социокультурными и правовыми сторонами общественной системы, употребляя гегелевский язык, подвергается снятию. Методология правопознания «и право и общество» формирует исследовательскую установку на скрупулёзное изучение взаимообусловленных социальных процессов: правогенных свойств социума, его социальной потребности в праве и социотворческой функции права, его социоинновационных и социорегулирующих возможностей. Социальные и правовые изменения в рассматриваемой методологии представляются процессом и результатом взаимосвязанных трансформаций социокультурных и правовых элементов социальной системы.

В современных социологических исследованиях права упор делается на эмпирическое изучение правовой реальности[23]. Маркером эмпирической направленности социологического изучения права стало выражение «на самом деле»: «Как на самом деле судьи выносят решения?», «Как на самом деле работают суды?», «Как на самом деле принимаются законы?», «Кто на самом деле заинтересован в принятии того или иного закона?», «Как на самом деле работают законы?», «Как на самом деле работает полиция?», «Кого на самом деле охраняют правоохранительные органы?», «Что на самом деле показывает криминальная статистика?», «Как на самом деле законы влияют на поведение людей?», «На самом ли деле все равны перед законом и судом в обществе с глубоким социальным расслоением?» и т.д. Важность и перспективность эмпирических социологических исследований права и ценность их результатов не подлежат сомнению, вместе с тем не следует заслонять значение теоретических юридико-социологических изысканий, исключать возможность в правовой социологии делать обобщения различного уровня и ставить крест на «высокой теории» в социологическом изучении права. Синтез теории и эмпирии – это лучшее, что могло бы быть в социологии и юридической социологии.

Осмысление особенностей познания права в социолого-правовых исследованиях позволяет сформулировать определение юридической социологии. Учитывая, что всякая дефиниция всегда в чём-то ограничена, неполна под юридической социологией понимается область научных знаний и исследовательской практики, изучающих общие и особенные социальные качества (свойства) права, механизмы и закономерности взаимодействия общества как социокультурной системы и права, исторически возникающего в социуме и являющегося его составной частью.

Завершая описание специфики изучения права в юридической социологии отметим, что базовые положения о том, как изучается право в юридической социологии состоят в следующем: правовой социологией изучается система отношений «общество и право»; социологическое изучение права является важным аспектом развития междисциплинарного постижения права в современной науке; потребность в социологическом изучении права в первую очередь обусловлена тем фактом, что право является фундаментальным общественным институтом, без укоренения современных институций права в структуре социума становится невозможным существование обществ современности и постсовременности; в связи с тем, что право изучается различными научными дисциплинами, включая юриспруденцию, для проведения исследований права в юридической социологии требуется понимание научного инструментария, которым она располагает, в правовой социологии изучение права сфокусировано на изучении (эмпирическом и теоретическом описании и объяснении) противоречивых взаимосвязей социокультурных и социо-правовых компонентов социума («как на самом деле связаны социум и право/институты права»).

В.А. Глазырин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: