Введение
Программное обеспечение для работы с базами данных используется на персональных компьютерах уже довольно давно. К сожалению, эти программы либо были элементарными диспетчерами хранения данных и не имели средств разработки приложений, либо были настолько сложны и трудны, что даже хорошо разбирающиеся в компьютерах люди избегали работать с ним до тех пор, пока не получали полных, ориентированных на пользователя приложений.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что учет блюд в ресторане осложнен тем, что включает в себя учет производства, реализации и организации потребления продукции общепита.
Подсчет себестоимости продукции - является важнейшим аспектом учета на предприятиях общественного питания.
Актуальной целью данного дипломного проекта является разработка автоматизированной системы учета материально-технического обеспечения предприятия.
Для выполнения дипломного проектирования будет необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать предметную область и выделить ее функции;
- построить схему документопотока;
- выделить основные сущности, их атрибуты и связи между сущностями;
- построить концептуальную модель предметной области;
- описать входные и выходные документы;
- обосновать выбор средств и методов программирования;
- определить логическую структуру реляционной базы данных;
- определить взаимосвязи информационных объектов и построить информационно-логическую модель;
- разработать технологию решения задачи (ввод и накопление входной информации);
- описать запросы;
- составить спецификацию программного продукта и инструкцию пользователя;
- реализовать программный продукт;
- оформить результат выполнения дипломного проекта в виде пояснительной записки.
Средой разработки для выполнения проекта была выбрана программа MS Access. Преимуществами данной среды являются:
- простой и интуитивно понятный интерфейс программы;
- наличие всех необходимых инструментов для реализации поставленных целей;
- хранение всех данных в одном файле;
- полная совместимость с операционной системой Windows;
- возможность быстрого обучения пользователей.
Техническое задание
Анализ предметной области
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. В связи с этим тема экономичной и своевременной закупки сырья, материалов и полуфабрикатов актуальна.
В качестве объекта исследования был выбран учет заказов блюд в ресторане, в нашем случае - ресторан «Капитан», занимающееся организацией приятного время препровождения посетителей, предоставления им возможности культурного отдыха, а также предоставление на выбор посетителей широкого списка изысканных блюд. Ресторан содержит в своем составе следующие подразделения: «Кухня», «Главный зал», «Финансы и производство».
Для формирования ежедневного меню от отдела «Кухня» поступает список блюд возможных для приготовления и на основе этого списка, а также внешней экономической информации формируется ежедневное меню, содержащее список блюд и цены на них.
Для управления закупкой продуктов от отдела «Кухня» поступает список необходимых продуктов для заказа и на основании это списка формируется заявка на заказ продуктов поставщику. При поступлении продуктов на кухню администратор кухни передает в отдел «Финансы и производство» документы о поступлении продуктов.
Формированием ежедневного меню занимается менеджер. Управлением закупкой занимается логист, а всеми остальными процессами занимается финансист.
Рисунок 1 - Схема документов предметной области
На основании схемы документов можно определить сущности и их атрибуты.
- Сущность «Блюда» имеет следующие атрибуты: код блюда, название, сумма, себестоимость, цена, наценка;
- Сущность «Заказы» имеет следующие атрибуты: код заказа, дата, количество;
- Сущность «Заказы из меню» имеет следующие атрибуты: код заказа, код блюда, код напитка, количество, сумма;
- Сущность «Официанты» имеет следующие атрибуты: код заказов, Дата заказа, номер столика, официант, общая сумма, ФИО;
- Сущность «Учет заказов блюд в ресторане»
Концептуальные ограничения предметной области:
- В меню может быть множество заказов;
- в одной заявке может быть несколько заказов;
- один заказ может соответствовать одному заказу;
- в одном учете может быть несколько заказов блюд.
Рисунок 2 – Схема концептуальной модели учета заказов
Постановка задачи
1.2.1 Формулировка задачи
Реализовать автоматизированную информационную систему по учету материально-технического обеспечения в виде приложения в среде Microsoft Access 2016, выполняющую следующие функции:
- ввод данных, вывод данных на экран, корректировка данных;
- поиск запрашиваемой информации;
- формирование отчетов и запросов;
- вывод данных на экран;
- авторизация пользователя.
1.2.2 Описание выходной информации
Выходная информация – это данные предоставляемые по запросу пользователя в электронном или в печатном виде. Выходная информация формируется на основании обработки входной информации и представляется в виде таблиц. Информация выводится на экран в специальных формах, упрощающих работу с записями в таблицах.
Выходная информация будет представлена в виде отчета, в котором содержится информация о поступивших заказов блюд
Рисунок 3 – Форма выходного документа «Отчет»
1.2.3 Описание входной информации
Входная информация – это те данные, которые вносятся пользователем в программу. В результате анализа предметной области при разработке проекта, были выявлены следующие входные данные:
- информация о блюдах;
- информация о заказах;
- информация о заказах их меню;
- информация о официантах;
Входная информация будет вноситься пользователем через специальные формы ввода данных:
Рисунок 4 – Форма «Блюда»
Рисунок 5 – Форма «Заказы»
Рисунок 6 – Форма «Заказы из меню»
Рисунок 7 – Форма «Официанты»