в) Певческие резонаторы их значение в голосообразовании.




Б) Опишите резонанс как механизм, изменяющий первоначальный спектр источника звука, его сущность.

«Резонанс (от фр. resonans – звучать, откликаться и resonantia – отголосок, отзвук) – это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела».

Резонансные ощущения в пении всегда лежали в основе мастерства выдающихся вокалистов разного времени. Е.А. Образцова, народная артистка СССР считает, что: «Большой профессиональный голос не может быть развит без помощи резонаторов. Именно резонанс придает голосу силу, богатство тембра и профессиональную выносливость…».

Важно отметить, что способность выдерживать большие голосовые нагрузки в спектаклях – это одно из показательных качеств, обуславливающих профессиональную пригодность певца. Использование же резонансной техники пения позволяет экономить силы певца, за счет усиления динамики звуковой волны, без излишних мышечных усилий.

 

в) Певческие резонаторы их значение в голосообразовании.

В.П.Морозов в рамках «Резонансной теории искусства пения – РТИП» впервые выделяет и рассматривает семь важнейших функций певческих резонаторов:

1) энергетическая,

2) генераторная,

3) фонетическая,

4) эстетическая,

5) защитная (по отношению к голосовым складкам),

6) индикаторная

7) активизирующая.

Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, отмечает В.П. Морозов, поскольку все они взаимосвязаны. Вместе с тем обозначение и рассмотрение каждой из этих функций в отдельности позволяет подчеркнуть и лучше уяснить ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса.

· Энергетическая функция резонаторов состоит в обеспечении большой мощности и полетности певческого голоса, способности его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, тесситурные трудности.

· Генераторная функция певческих резонаторов тесно связана с энергетической и состоит в восприятии резонаторов как неотъемлемой части общей системы генерации и излучения певческого звука.

· Фонетическая функция связана с формированием гласных и согласных звуков в пении, дикционной чистотой вокальной речи.

· Эстетическая функция обеспечивает основные эстетические свойства голоса, звонкость, мягкость, полетность, тип голоса, вибрато.

· Защитная функция певческих резонаторов проявляется в защите голосовых складок и гортани от перегрузок и от возникновения профессиональных заболеваний.

· Индикаторная функция выражается в восприятии резонансных ощущений как показателя (индикатора) вибрационной активности и правильной настройки голосового аппарата певца.

· Активизирующая функция – это вибрация резонаторов как

рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых складок и всего голосового аппарат в целом.


г) Значение высокой и низкой певческих формант в звучании голоса.

Формантами называются области значительного усиления тех или иных обертонов (частот) голоса, возникающие вследствие явлений резонанса. Форманты существенно влияют на тембр, фонетические свойства силу и качество певческого голоса.

В вокальной педагогике существует также понятие низкой певческой форманты в области 517Гц. С помощью аппаратуры было определено, что от этой формантной области зависит «мясистость», «бархатистость» голоса. У профессионального певца голос выровнен с точки зрения регистрового строения и умения формировать гласные так, чтобы сохранялись области высокой и низкой певческих формант. Вот так с позиций акустики можно объяснить тезис итальянских педагогов: «Ставь грудь на голова, голова – на грудь».

Большое значение для певца имеет присутствие в голосе так называемой высокой певческой форманты (ВПФ) или тембра верхних частот (по Юссону). Высокая певческая форманта приблизительно 2500 – 3500 Гц отвечает за яркость, блеск, полетность (носкость), звонкость голоса. От ее присутствия зависит способность голоса «пробивать» зал, лететь через оркестр. В этой области у мастеров пения, как показано научными исследованиями (Морозов, 1965, 1967, 1977) сосредоточивается от 20 до 50% (и даже более) энергии певческого голоса. «Верхнюю певческую форманту следует считать основным и важнейшим качеством хорошо поставленного голоса».

Из этого следует, что, если из фонационного процесса убрать область (ВПФ), то голос потеряет почти половину своей звуковой энергии, что не сможет не отразиться на качестве звучания голоса певца. Таким образом, наличие в голосе высокой певческой форманты обеспечивает певцу возможность экономить свои силы для полноценного воплощения художественного образа на сцене.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: