Управление процессом развития непрерывной




Управление образовательными учреждениями,

Осуществляющими многоуровневую

Подготовку учителей

Коренные изменения, произошедшие за последние годы, разгосударствление общества, выход новых политических сил, переосмысление роли социальных и национальных культур, получивших возможность для самосознания и выражения своих интересов, создали ситуацию, при которой образовательная система должна удовлетворять не только государственные интересы, но и интересы различных слоев населения, регионов, национальностей. Решение этой проблемы возможно только на основе качественно нового содержания профессионального образования, эффективная реализация которого возможна на основе использования педагогических нововведений. Одним из таких нововведений явилось создание образовательных учебных заведений – комплексов, осуществляющих ступенчатую подготовку кадров. Создание таких комплексов вызвано целым рядом причин, таких как:

* несоответствие формализованного развития системы в рамках узкого профессионализма и объективной потребности общества в учителе высокой образовательной культуры и профессионализма;

* отсутствие связующих организационных структур в профессиональных образовательных учреждениях, в вариантах подготовки специалистов по интегрированным современным программам;

* отсутствие преемственности в содержании учебных планов и программ;

* слабый учет индивидуально-творческого характера профессионально- педагогической деятельности;

* управление образовательным процессом в учреждениях, готовящих педагогические кадры, в основном ориентировано на обеспечение текущего функционирования учебного заведения и слабо ориентировано на развитие с учетом перспективных потребностей;

* включение России в мировое образовательное, культурное, научное и информационное пространство;

* стремление учебного заведения высшего ранга в ходе учебного процесса отобрать для завершения обучения наиболее способную молодежь;

* стремление сократить сроки обучения, преодолеть дублирование, имеющее место при продолжении обучения и при переходе из одного учебного заведения в другое;

* возможность повышения престижа профессионального педагогического образования, получаемого в стенах педколледжа.

Введение многоступенчатой подготовки учителей предполагает создание новых организационных структур управления, позволяющих решать проблемы координации и интеграции образовательного процесса на каждой ступени, где помимо вертикальных широко используются горизонтальные связи. Органы управления наделены большими полномочиями в решении текущих проблем, что позволяет повысить компетентность управления, а это чрезвычайно важно при разработке новой образовательной модели «лицей-колледж-вуз».

Как социальное явление управление существует столько же, сколько существует само человеческое общество.

Современные учебные заведения, готовящие учителей, становятся все более сложными системами, им приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ним возрастающие требования. Современная теория управления учебными заведениями развивается как часть общей теории управления социальными организациями. Она имеет свои существенные особенности (обусловленные особенностями управляемого объекта), отличающие ее от теории управления организациями других видов, например, производственными. Но в ее основе лежат также общеуправленческие подходы.

В недавнем прошлом (а часто еще и сегодня) теория управления образованием сводилась к управлению педагогическим процессом и педагогическим коллективом, в этом же направлении шло и управление образовательным процессом в педагогических училищах.

Главным недостатком традиционного управления являлось стремление смотреть на все проблемы управления сквозь призму одной лишь педагогики. В середине 80-х годов начался процесс постепенной эррозии жестких идеологических стереотипов, которые накладывали свой отпечаток на все стороны жизни. Демократизация и делающая свои первые шаги гласность способствовали активизации научных исследований в сфере общественных наук, а следовательно, и в сфере образования.

Остро была поставлена проблема расширения самостоятельности учебных заведений и прав их руководителей, что повлекло за собой пересмотр вопросов управления.

Значительный вклад в переосмысление подходов к управлению учебными заведениями внесли работы коллектива сотрудников Московского педагогического государственного университета под руководством Т.И. Шамовой. В опубликованной ими в 1991 году коллективной монографии (с участием Ю. А. Конаржевского) «Внутришкольное управление: вопросы теории и практики» не только подчеркивается необходимость системного подхода к управлению учебными заведениями, но и демократизации и гуманизации управления. Это влияние еще более сильно проявилось в книге «Менеджмент в управлении школой» под редакцией Т. И. Шамовой.

Отход от традиционного управления и ориентация на использование идей общей теории управления характерны и для коллективов сотрудников НИИ управления, экономики и развития образования Российской Академии образования, опубликованной в 1992 году под. редакцией М. М. Поташника «Управление современной школой».

Опираясь на достижения современной психологической науки, В.С. Лазарев и его сотрудники качественно по-новому проработали вопросы руководства педагогическим коллективом, мотивации работы учителей, аттестации педагогических кадров.

Среди других публикаций, посвященных теоретическим и прикладным вопросам управления учебными заведениями, следует отметить работы Ю. В. Васильева, В. И. Загвязинского, Ю. А. Конаржевского, А. А. Орлова, П. И. Третьякова.

Не отрицая специфики учебных заведений как объектов управления, авторы стремились применить к управлению образовательным учреждением общие закономерности современного менеджмента, рассматривая образовательные заведения как сложные социальные системы, которые постоянно развиваются и обновляются.

Управление образовательным заведением призвано обеспечить целенаправленность, организованность процессов в управляемом объекте. Это свое назначение управление реализует посредством решения специфических управленческих задач, таких как: формирование образа того, что должно быть (целей и планов их достижения); распределение обязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержание формальной структуры); создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе (мотивация); комфортных отношений в коллективе (построение и поддержание неформальной структуры); контроль хода работ и их регулирования; анализ результатов.

Исходя из этого, управление образовательным заведением можно определить как особую деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного заведения.

Общим предметом управления образовательным заведением, каким является педколледж, являются закономерные связи между свойствами управляющей системы образовательного заведения, характеристиками процесса управления в результате функционирования и развития образовательного заведения в различных внешних и внутренних условиях.

Любое образовательное заведение прежде всего является социальной организацией. Термин «организация» - один из самых распространенных в управлении и одновременно один из самых многозначных. Различаются следующие значения этого термина:

* организация (или организационная деятельность, организовывание) как одно из основных, базовых управленческих действий(наряду с планированием, руководством, мотивацией. контролем);

* организация как внутреннее устройство, строение, организационный порядок внутри данной социальной организации; как синоним структуры (в этом значении организация во многом является результатом управленческой, в том числе-организаторской деятельности);

* организация как определенная постановка дела (например, классно-урочная система организации образовательного процесса);

* организация как социальный институт, учреждение, субъект гражданского общества; система, объединяющая людей для осуществления совместной деятельности.

В современной теории управления рассматривается понятие «организация», в этом же смысле она будет рассматриваться и в нашем исследовании.

Следовательно, под социальной организацией понимается объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формализованных и неформальных).

Каждой системе, создаваемой людьми, нужен целый комплекс специальных действий, чтобы обеспечить организованность работы коллектива. Выполнение всех этих действий является функцией управляющей системы образовательного учреждения.

Функция управления- это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управления процессами.

Управленческие действия различаются по содержанию своими результатами. Отсюда различаются и функции управления. Функция управления определена полностью лишь тогда, когда указано не только действие, но и объект, по отношению к которому она выполняется. Таким образом, вид функции определяется как видом управленческого действия, так и видом объекта, на который направлено это действие.

Функции управления реализуются периодически в установленные сроки или по мере возникновения необходимости.

При каждом единичном акте реализации функции управления решается управленческая задача.

Управленческая задача- это отношение между тем, что требуется сделать для реализации какой- либо управленческой функции в определенное время и определенном месте, и имеющимися для этого возможностями (условиями).

На состав функций помимо особенностей управляемого объекта влияет и реализуемый подход.

В науке разработано несколько подходов к управлению:

· поведенческий подход к управлению, суть которого сводится к тому, что деятельность администрации должна быть ориентирована, прежде всего, на интересы людей. Эти интересы не сводятся только к материальным. Мотивы поведения человека более разнообразны, и руководители должны понимать их, чтобы создавать условия для их удовлетворения;

· системный подход к управлению рассматривает организацию как систему, т. е. совокупность так связанных и взаимодействующих между собой частей, что при этом возникает целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств,составляющих его частей. С позиций системного подхода организация- это открытая система;

· ситуационный подход к управлению состоит в исследовании моделей управления, в каких условиях внешней среды они оказываются наиболее эффективными и на основании этого предлагаются руководителям типовые решения относительно способа построения системы управления для конкретных условий;

· процессный подход к управлению называют также функциональным. Управление рассматривается представителями этого подхода как целостный процесс реализации управленческих функций. Наиболее часто в качестве основных выделяются функции анализа, планирования, организации, руководства и контроля;

Система управления с позиций этого подхода представляется как иерархическая структура взаимосвязанных процессов реализации функций управления. Процессный подход задает принципы определения состава управленческих функций, выбора методов их реализации и построения структуры управляющей системы.

Таким образом, в отличие от системного подхода, который в основу управления кладет обобщенную модель процесса выработки решений, процессный подход решает эту задачу на основе совокупности моделей реализации функций управления. Он также предполагает, что при реализации функции принимаются разнообразные решения, но выработка этих решений осуществляется по разным схемам.

Совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции, называют системой управления или управляющей системой. Система управления образовательного учреждения хотя и имеет общее с системами управления другими объектами, но отличается от них, прежде всего, содержанием решаемых задач и методами их решения.

Каждая система, создаваемая людьми, нужна для чего-то, она что-то должна делать.

Для того, чтобы образовательный процесс в образовательном учреждении был целенаправленным, нужно определить желаемые результаты на каждой ступени образования, разработать учебный план, составить расписание занятий, контролировать результаты и осуществлять многие другие действия. Необходим также и целый комплекс специальных действий, чтобы обеспечить организованность работы коллектива. Выполнение всех этих действий является функцией управляющей системы образовательного учреждения.

В работах по менеджменту выделяют различные виды управленческих действий: планирование, прогнозирование, анализ, организация, распорядительство, руководство, координация, коммуникация, принятие решений, отчет, контроль, оценка, информирование, стимулирование и др.

Функции управления реализуются через решение управленческих задач, но функция управления и управленческая задача не одно и тоже, между ними есть существенное различие Содержание функции определяется только тем, что должно быть сделано («что требуется»), а содержание задачи помимо этого включает в себя и условия, в которых реализуется функция в данное время в данном месте («что дано»).

При реализации одной и той же функции в разных условиях управленческие задачи оказываются различными. Данный комплекс- это новый тип образовательного учебного заведения, работающий в режиме развития, что требует выполнения дополнительных функций управления и новых подходов к управлению по сравнению с теми, когда педучилище работало в режиме функционирования. Состав функций существенно зависит от степени ориентированности образовательного учреждения на развитие, поэтому в инновационных образовательных учреждениях, а именно таким является наше учебное заведение, время, затрачиваемое на выполнение функций управления процессами поиска и освоения новшеств, будет не сопоставимо со временем, затрачиваемым на выполнение функций управления образовательным процессом. Более подробно эти функции будут рассмотрены во второй главе.

Для реализации функций управления должны выполняться необходимые действия. Совокупность параллельно и последовательно выполняемых действий для решения управляемых задач образует процесс управления.

Процесс управления – непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия.

Планирование – это действие, в результате, которого определяют цели, состав, структуру и сроки выполнения деятельности, необходимой для их достижения.

Действия, в результате которых распределяются функциональные обязанности, права, ответственность, точки взаимодействия, называются организацией. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для заинтересованности исполнителей в продуктивной работе, их удовлетворенности, поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, называют руководством.

Управление должно своевременно реагировать на происходящие изменения в объекте. А для этого оно должно иметь информацию о них. Получение такой информации и выявление необходимости корректировки хода работ обеспечивается посредством реализации специального управленческого действия, называемого контролем.

В управлении образовательными учреждениями реализуется не один, а множество управленческих циклов, которые имеют иерархическую структуру – частные циклы входят в структуру более общих.

Так, в общем цикле управления образовательным процессом в колледже выделяются циклы планирования, организации, руководства и контроля педагогическим лицеем, отделениями колледжа, научно- методическим центром и т. д.. В свою очередь эти циклы также имеют свою сложную структур.

В разных управленческих циклах содержание действий планирования, организации, руководства и контроля может существенно отличаться.

Современное образовательное учреждение – это большой и сложный механизм, поэтому в управлении возникает необходимость совместной работы многих людей и разделения труда между ними, все они наделяются обязанностями и правами и между ними устанавливаются связи и отношения. В результате возникает организационная структура управления.

В науке, в зависимости от того, как группируются управленческие работы и распределяются полномочия и ответственность между должностными позициями и органами, существуют различные типы организационных структур.

Наиболее простой тип организационной структуры управления – линейная структура. Для этой структуры характерно наличие двух или более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников. Отношения между руководителем и подчиненными строятся по принципу единоначалия, что несомненно является достоинством, а недостаток состоит в том, что очень высокая нагрузка ложится на руководителя.

Линейно-функциональная структура наиболее распространена. В ней, наряду с иерархией линейного руководства, существуют функциональные подразделения, которые специализированы на выполнение определенных видов управленческих действий, и которые могут принимать решения относительно ограниченного круга специальных вопросов. Достоинства этой структуры в том, что за счет специализации она позволяет более качественно решать определенные задачи и предъявляет меньше требований к разносторонней подготовке руководителей и исполнителей. Однако совместная работа подразделений оказывается неэффективной в условиях решения совместных нестандартных задач, функциональная дифференциация приводит к утере общих целей деятельности всей системы.

Функционально-дивизиональная структура применяется в образовательных учреждениях- комплексах, где задачи координации работы функциональных подразделений значительно усложняются. Преодоление этих трудностей возможно путем создания относительно друг друга самостоятельных структур управления отдельными частями комплекса и наделение их полномочиями вырабатывать решения по широкому кругу вопросов, причем каждая из частных структур строится по линейно-функциональному принципу. Дивизиональные структуры позволяют уменьшить нагрузку на директора и повысить скорость принятия необходимых решений. Дивизиональная структура управления реализуется в нашем комплексе и непосредственно в колледже, в структуре которого находится и лицей.

В последние годы в образовательных учреждениях стали возникать элементы структур еще двух типов – проектных и матричных.

Структура проектного типа – это временная структура, создаваемая для решения какой-то крупной задачи, в которую входят сотрудники, способные решить эту задачу.

Структуры матричного типа возникают при одновременной реализации многих проектов, где один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные группы и подчиняется нескольким руководителям.

В зависимости от распределения полномочий принимать решения, различают централизованные и децентрализованные структуры управления.

Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне, характерна для небольшого учебного заведения, где все решения может принимать директор.

Децентрализация – это передача (делегирование) ответственности за принятие решений на нижние уровни управления.

Централизация имеет то преимущество, что решение принимается одним лицом с позиций всего образовательного процесса в целом, но централизация делает организационную структуру слишком жесткой.

Децентрализация позволяет увеличить скорость принятия решений, делает структуру более гибкой, но существует опасность, что решения, принимаемые разными субъектами, могут оказаться несогласованными друг с другом и будут приниматься с позиций интересов частей, а не целого.

Основные факторы, от которых зависит степень децентрализации:

· ориентация руководителей (стиль руководства);

· значимость решений для интересов организации;

· соотношение между потерями, которые могут возникнуть из-за ошибки при принятии решения подчиненными и потерями, связанными с задержками в принятии решения из-за перегруженности руководителя;

· стремление подчиненных к большей самостоятельности;

· возможность эффективного контроля со стороны руководителя за решениями, принимаемыми подчиненными.

При построении структуры управления необходимо рационально сочетать централизацию и децентрализацию.

Построение организационных механизмов управления, адекватных внутренним и внешним условиям образовательного учреждения – важнейшая задача администрации образовательного учреждения.

Совокупность должностных лиц и подразделений, выполняющих в определенной логической последовательности и определенными методами действия по реализации управленческих функций, а также контролирующих и координирующих эти действия, образуют организационный механизм управления.

Организационные механизмы управления создаются в результате построения организационной структуры и выбора методов реализации управленческих функций.

Сегодня в управлении образованием сложились условия для перехода от допрофессиональной эпохи к эпохе профессионализации и становлении культуры управления образованием. Выделяются пять таких основных условий:

1.Слом старой централизованной системы и необходимость определения новых функций для органов управления образованием различных уровней и установления новых взаимоотношений между ними.

2.Нарастающее движение за развитие образования и отсутствие опыта управления инновационными процессами у большинства организаторов образования.

3.Возникновение конкуренции между образовательными учреждениями.

4.Нестабильность и слабая предсказуемость среды, в которой осуществляют свою деятельность образовательные учреждения и системы.

5.Формирование рыночных отношений и необходимость активных действий на рынках труда, финансов, товаров и услуг для поддержания стабильного функционирования системы образования и ее развития.

Наряду с образовательными процессами в образовательных учреждениях протекают инновационные и обеспечивающие процессы. Они тоже входят в объект управления, как и само управление. Управление образованием в России находится на пороге новой эпохи, переход к которой требует реальной, а не декларируемой смены принципиальных установок и формирования новой управленческой культуры.

Любой тип нового образовательного учреждения создается для выполнения конкретной целевой функции. Однако, чтобы эта функция была эффективной, организация должна развиваться, т.е. обновляться в соответствии с требованиями меняющихся социокультурных условий внутренней среды, в том числе и собственной структуры. Понятие «обновление» в теории и практике педагогического менеджмента используется по существу как равнозначное новшеству или нововведению, которое является результативной целью мотивационного управления.

Обновление – один из главных элементов педагогического маркетинга (рынка образовательных услуг), которому предшествуют информационные, социально-педагогические, психологические, экономические и правовые условия.

Существенные изменения, происходящие в содержании и организации педагогического процесса в системе профессионального образования на современном этапе развития, предполагают поиск новых подходов к совершенствованию системы управления образовательных учреждений. Анализ теоретической литературы показывает, что если проблема управления развитием общеобразовательных учреждений решается, то в сфере профессионального образования этот процесс идет значительно медленнее.

Переход на многоуровневую и многоступенчатую подготовку учителей существенно меняет весь механизм управления образовательным процессом.

В своей работе исследователь Ю.Н. Петров показал, что управление в моноуровневой подготовке специалистов в основном ориентировано на обеспечение текущего функционирования учебного заведения и имеет чрезвычайно слабую направленность на их развитие с учетом перспективных потребностей подготовки кадров в регионе. Отсюда вытекает целый ряд проблем в области управления профессиональным педагогическим образованием:

· низкая эффективность организационно-функциональныхструктур управления;

· неотработанность механизма управленияинновационными процессами и слабая чувствительность к инновациям;

· отсутствие эффективного механизма обобщения,систематизации и адресного распространения прогрессивных методов управления и достижений педагогической науки и в связи с этим недостаточная научно-методическая проработанность управленческих решений.

Объективно складывающееся непрерывное многоуровневое профессиональное образование в современных условиях требует адекватного управления учебным заведением на новых социально-педагогических основах, в том числе;

* ориентация на цели подготовки конкурентно-способных учителей для регионального рынка труда и цели развития непрерывного многоуровневого профессионального образования;

* обусловленность структурных элементов, их взаимосвязей, функций и методов управления непрерывностью, многоуровневостью, регионализацией профессионального образования;

* ориентация на усиление мотивационного аспекта в образовательном процессе.

Ученые (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т. И. Шамова) рассматривают управление образовательными учреждениями как развивающее управление.

Управление функционированием образовательного учреждения призвано обеспечивать использование имеющегося у нее образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне. Его объектом служит образовательный процесс.

Управление развитием образовательного учреждения призвано обеспечивать наращивание потенциала и повышение уровня его использования за счет освоения новшеств. Его объектом выступают инновационные процессы и процессы их обеспечения. Управление функционированием ориентировано на настоящее, а управление развитием – на будущее. Оно должно обеспечивать адекватное понимание потребностей и возможностей развития через: постановку ясных и реалистических целей, рациональных способов их достижения, заинтересованность педагогического коллектива в достижении этих целей, контроль за ходом инновационной деятельности, своевременное принятие решений.

«Управление развитием – это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива школы по наращиванию ее образовательного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования».(М. М. Поташник)

Приведенное выше определение годится и для характеристики управления в таком учебном образовательном учреждении как колледж.. Исходя из этого определения вытекают четыре вида управленческих действий: планирование развития, организация развития, руководство развитием, контроль развития.

Эти действия отличаются от обычного полного управленческого цикла тем, что каждое из них имеет свою структуру и включает в нее другие действия как компоненты. Так, планирование может включать в себя и действие анализа, прогнозирования, целепологания, оценки эффективности. И все эти действия могут осуществляться в каждом виде управленческих действий.

Анализ теории управления образовательными учреждениям показывает, что разработаны различные концепции развивающего управления. Ученые П.И. Третьяков, Т.И. Шамова представили концепцию рефлексивного управления как одну из теоретических основ интегрального подхода к жизнедеятельности образовательного учреждения. Методологию рефлексивного управления составляет единство синергетического и кибернетического подходов к управлению сложными системами, каковой является образовательное учреждение.

Авторы В.С. Лазарев, М.М. Поташник различают подходы к управлению развитием по тем принципиальным установкам, которые определяют характер планирования, организации, руководства и контроля. Реализация данных управленческих действий направлена не только на функционирование, но и на развитие. Выделяя четыре вида управленческих действий, авторы рассматривают эти действия как сложные, т. е. имеющие свою структуру и включающие в нее другие действия как компоненты.

Наиболее общими функциями управления развитием образовательного учреждения, по их мнению, являются: планирование развития, организация развития, руководство развитием, контроль развития.

В качестве объекта управления исследователи выдвигают нововведения в образовательных учреждениях.

Авторы вводят такие признаки различия, как по субъекту управления развитием. И различают здесь два подхода – административный к управлению и партисипативный (участвующий); по его ориентации: на процесс или на результат (целевое управление), при котором сначала определяется желаемый результат, а затем уже ищется или разрабатывается то нововведение, которое позволяет его получить.

Третий признак различия подходов к управлению развитием – интегрированность управления. Системное управление предполагает разработку проекта будущего учебного заведения и программы его реализации, в которой каждое частное нововведение служит реализации общего замысла.

Четвертый существенный признак различения подходов к управлению развитием – по типу реагирования на изменения, требующие решений. По этому признаку различаются два типа управления: опережающее и реактивное. Тип управления, характеризующийся реагированием на уже случившееся, называют реактивным. В отличие от него опережающее управление реагирует не на сбои, а на их предвестники. Это возможно, если разрабатываются достаточно детальные планы действий и прогнозируются изменения условий деятельности» Отсюда подход к управлению развитием, базирующийся на принципах партисипативного (демократического), системного, целевого, опережающего управления будет проходить в условиях, где к разработке целей и планов, их достижений и предшествующего системного анализа состояния педагогического процесса, включается весь коллектив.

Для осуществления предложенных подходов необходима система управления развитием – «это совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления. Система управления - это тоже система совместной деятельности». Система управления как и объекты управления - нововведения в педагогическом процессе, имеет определенную организационную структуру. И для каждой функции в системе управления используется своя технология ее реализации. Ответственность за выполнение тех или иных управленческих действий распределена между структурными подразделениями системы управления и отдельными исполнителями. Для реализации функций управления определяется технология через организационный механизм.

Говоря об эффективности управления развитием, отмечается, что практически в образовании отсутствуют показатели эффективности, однако, авторы сделали попытку разобраться с эффективностью управления, что несомненно окажет помощь руководителю в управлении развитием.

Эффективность

¯

Продуктивность

(обеспечение максимально возможного качества образования), (эффективность управления функционированием и использование объективно существующих возможностей для освоения новшеств и наращивание своего образовательного потенциала).

Таким образом, для того, чтобы управление развитием образовательного учреждения было эффективным, необходимо, чтобы система управления обеспечила:

* высокую информационность о потенциально возможных нововведениях;

* полноту выделения актуальных проблем;

* рациональность выбора общей и частных целей;

* интегрированность целей;

* реалистичность планов достижения целей развития;

* заинтересованность учителей в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности;

* контролируемость инновационных процессов.

Авторы считают, что для эффективности управления развитием учебного заведения необходимо использовать системно-целевое управление.

Анализ теории и практики управления образовательными учреждениями позволяет выделить по крайней мере четыре подхода к изменению системы внутреннего управления.

1. Изменение управления на основе использования отдельных методов, куда входит программно-целевой метод, включающий в себя четкое определение целей и желаемых результатов работ, формирование различных программ их достижения и оценки конечных результатов деятельности.

Программно-целевое управление базируется на положении о том, что руководитель учебного заведения устанавливает нормы-образцы деятельности подчиненных, принуждает их к согласию с задачами и делает их ответственными за решение этих задач.

2. Совершенствование управления на основе организации отдельных процессов.

a) Особое место среди управленческих процессов, организуемых в учебном заведении, занимает инновационный, связанный с созданием новой практики образования. Удачи возможны в случае коренного изменения всех механизмов управления учебным заведением (организационно-структурных, педагогических и психологических).

б) Повышение коммуникативной компетентности всех участников педагогического процесса посредством и разнообразием коммуникативных тренингов.

3. Изменение системы управления учебным заведением на основе заимствования накопленного опыта управленческой деятельности в западном менеджменте.

4. Совершенствование управления на основе целостной теории.

Изменения на основе целостных теорий представляют собой интегральный подход к жизнедеятельности учебного заведения, т.к. они предусматривают объединение всех ее аспектов в единое управленческое целое.

Широкое и интенсивное развитие инновационных процессов, происходящее в образовательных комплексах, осуществляющих многоуровневую подготовку педагогических кадров, реальные практические изменения в деятельности в образовательных учреждениях подготавливаются и обеспечиваются существенными изменениями в управлении.

Переход к инновационному функционированию в таких образовательных комплексах – это сложный вид проблем. Ставятся новые, более напряженные цели, соответствующие прогнозируемому будущему – цели, требующие и новых способов достижения (новые учебные планы, программы, методики, новые способы ор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: