Б) Обменявшись конспектами, постарайтесь восстановить исходные тексты.




НЕДЕЛЯ 6.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

КАК СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ И УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

 

После завершения урока студент должен уметь:

- вычленять наиболее значимую информацию из текста;

- составлять вторичные тезисы на основе научной статьи;

- составлять первичные тезисы, оформляющие задачи и результаты собственных исследований.

Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

 

Плановые конспекты - пишутся с помощью предварительно составленного плана произведения. Каждому пункту плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. Уже в процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальные конспекты - составляются в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Свободные конспекты - сочетание выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста его может быть снабжена планом.
Тематические конспекты - дают исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и ваших же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания каждого из используемых произведений.

Конспект-схема – это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространёнными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».

В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова, определения. Они располагаются в последовательности «сверху вниз», от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет тело паучка. Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки» паучка, к «ножкам» присоединяют ключевые слова, определения, фразы, которые служат опорой для запоминания.

Как составить конспект

Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала. Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ

 прочитайте текст;

 запишите в тетради тему конспекта;

 определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;

 выделите взаимосвязи;

 Составь план конспекта;

 основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;

 прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;

 сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь.

Задание 1. Прочитайте текст. Составьте конспект, следуя инструкции.

Задание 2.

а) Поделившись на три группы, прочитайте по одному тексту и составьте их плановые конспекты.

б) Обменявшись конспектами, постарайтесь восстановить исходные тексты.

Сканер

Сканеры используются для изготовления электронной копии передаваемого документа. Существует три основных типа сканеров: ручные, листовые (протяжные) и планшетные. Все типы сканеров представляют собой отдельные устройства, подключаемые к тому или иному порту персонального компьютера и предполагающие использование специального программного обеспечения для распознавания различных текстов и изображений. Существуют модели, предназначенные для распознавания как черно-белых, так и цветных изображений.

Ручной сканер– малогабаритное устройство, вручную прокатываемое по документу, электронную копию которого необходимо изготовить. Такие сканеры относятся к числу наиболее дешевых, однако они обладают рядом ограничений, основным из которых является ширина полосы сканирования, не превышающая 105 мм. Любые программы, предназначенные для сшивки полос, не дают идеального результата – остаются ошибки, особенно заметные при сканировании графических изображений, в связи с чем ручные сканеры не получили широкого распространения и на рынке этой продукции настоящее время их доля сравнительно невелика.

Листовые сканеры – портативные (типа обычного настольного аппарата для ксерокопирования под стандартный размер листа A4) легко управляемые устройства с достаточно высокой скоростью сканирования (до 6 страниц в минуту). Исходный документ протягивается через сканер, как в телефаксовом аппарате. В раде моделей предусмотрена автоматическая подача документов из пачки обьемом до 10 листов. Программное обеспечение запускается автоматически после того, как лист с передаваемым документом вставляется в сканер. Листовой сканер является наиболее удобным устройством для подготовки электронных копий документов, отсылаемых с помощью факс-модемов. К недостаткам листовых сканеров можно отнести лишь невозможность изготовления электронных копий со сброшюрованных документов.

Планшетные сканеры позволяют работать с книгами, сброшюрованными документами и т.п. Копируемый документ помещается на стекло сканера и прижимается специальной крышкой точно так же, как при обычном ксерокопировании отдельных листов книги. За исключением ряда моделей с не очень высокой разрешающей способностью, планшетные сканеры являются относительно дорогими устройствами (стоимость отдельных моделей превышает среднюю стоимость современного персонального компьютера). Впрочем для целей передачи документа через факс-модем требуемая разрешающая способность при подготовке электронной копии обычно не превышает разрешающей способности приемного факса или принтера, на котором будет распечатан передаваемый документ после его приема факс-модемом. Это означает, что для рассматриваемых выше целей могут быть использованы сравнительно недорогие планшетные сканеры.

 

 

Модем

Модем - это устройство, которое позволяет обмениваться данными по телефонной линии. Если компьютеры расположенны слишком далеко, и их нельзя соединить стандартным сетевым кабелем, связь между ними осуществляется при помощи модема. В сетевой среде модемы служат для соединения отдельных сетей между собой и остальным миром. Осуществлять связь напрямую через телефонную линию компьютеры не могут, так как обмениваются данными с помощью цифровых электронных импульсов, а по телефонной линии можно передавать только аналоговые сигналы (звуки).

Цифровой сигнал может принимать лишь два значения - 0 или 1. Аналоговый сигнал- это плавная кривая, которая может иметь бесконечное множество значений. Модем на передающей стороне преобразует цифровые сигналы в аналоговые и передаёт их по телефонной линии. Модем на принимающей стороне преобразует приходящие аналоговые сигналы в цифровые для компьютера-получателя. Другими словами, передающий модем модулирует цифровой сигнал в аналоговый, а принимающий модем демодулирует аналоговый сигнал в цифровой.

Существуют внутренние и внешние модемы. Внутренние модемы устанавливаются в слоты расширения на материнской плате компьютера подобно другим платам.
Внешний модем представляет собой коробочку, подключаемую к компьютеру при помощи кабеля. Этот кабель соединяет последовательный порт компьютера с тем разъёмом модема, который предназначен для связи с компьютером.

Промышленные стандарты существуют практически для каждой области сетевых технологий и модемы не являются исключением. Стандарты обеспечивают взаимодействие модемов от разных производителей.

Изначально скорость модемов измерялась в битах в секунду или в единицах, называемых "бод". Многии путали их, считая что они обозначают одно и то же. В начале 80-х годов скорость в бодах равнялась скорости передачи модемов. Затем инженеры разработали методы сжатия и кодирования информации. В результате каждая модуляция звука могла переносить больше одного бита информации, следовательно скорость передачи в битах в секунду может быть больше, чем скорость в бодах, поэтому необходимо сначало обратить внимание на скорость в битах в секунду, а затем в бодах.

 

Принтеры

Принтер – это устройство, предназначенное для печати информации из компьютера на бумагу, или, как говорят на «компьютерном» языке, на твердый носитель. При этом сам процесс переноса информации называется вывод на печать, а полученный документ – распечатка.

Наименований принтеров сегодня уже сотни, а может, и тысячи. Они различаются по принципу работы, по количеству цветов, по типу чернил и печатаемого материала, по назначению – в общем, всего и не перечесть. И каждый из этих видов еще может иметь свои особенности и дополнительные функции.

Сегодня большое распространение получили так называемые многофункциональные устройства (МФУ), в которых объединены и принтер, и сканер, и ксерокс, и даже телефакс.

Механизм матричного принтера (старейшего из применяемых сегодня типов печатающих устройств) был изобретен японцами еще в 1964 году. Принцип его работы прост. Изображение на листе создается с помощью печатающей головки, состоящей из набора иголок (матрицы), которые приводятся в движение электромагнитами. Головка перемещается построчно вдоль листа бумаги, а иголки ударяют по нему через красящую ленту, оставляя отпечаток – точечное изображение.

Матричные принтеры, хотя уже и вытеснены из офисной сферы более современными устройствами, все же используются в отдельных областях. Так, печать товарных чеков основана именно на таком принципе работы. Низкое качество, сродни работе печатной машинки, уже не позволяет использовать матричные устройства в иных сферах. Кроме того, среди минусов данных принтеров – низкая скорость печати и шумная работа.

Принцип работы струйного принтера схож с действием матричного: изображение создается из точек. Только вместо головок с иголками в них используется матрица (головка), которая печатает жидкими красителями.

Печатающая головка может быть встроена в картридж с красителем или закреплена в самом устройстве (в этом случае используются сменные картриджи с чернилами, и головка при этом не демонтируется). «Струйники» имеют свою классификацию по многим признакам. Так, они различаются по типу используемых чернил.

Лазерная технология (а если быть точными, – электрографическая технология) появилась еще в 1938 году. Этот способ печати, называемый сначала электрографией, потом – ксерографией, а сегодня более известный как лазерная печать, отличается скоростью, экономичностью и высоким качеством отпечатка.

Главной деталью устройства является так называемый фотобарабан, который сохраняет на поверхности электрический заряд, причем он «свой» у каждой точки. Лазерный луч, попадая на барабан, «засвечивает» отдельные точки барабана, снимая с них заряд. Управляя лучом, можно «рисовать» на барабане заряженными и незаряженными участками. Такая технология дает очень хороший результат: скорость печати значительно выше, чем в струйном принтере (даже в персональном лазерном принтере – 10-20 страниц в минуту).

Качество печати тоже очень высокое, кроме того, отпечаток устойчив к трению и влаге и хорошо держит цвет, чем не могут похвастаться предыдущие устройства. Плюсом лазерного принтера является и его способность печатать практически на любой бумаге, не теряя при этом в качестве отпечатка.

Среди минусов – высокая стоимость (хотя вопрос спорный: лазерный принтер дороже струйного при покупке, но намного дешевле в обслуживании) и не всегда качественное воспроизведение цвета.

Задание 3.

Прочитайте текст статьи Крысова Е.В. «Наука и техника» и составьте его конспект-схему. Используйте для этого предложенный выше алгоритм. Данная статья написана в собственно-научном стиле, насыщена терминами. Найдите значения незнакомых терминов в словаре.

Самоанализ: Какие затруднения у вас возникли при составлении конспекта? Почему конспект-схема является наиболее трудным, но наиболее полезным видом записи? С чем связаны ваши затруднения при чтении и анализе статьи?

В условиях современной действительности особую актуальность приобретает исследование трансформаций в статусе и структуре науки и технологий в грядущем XXI веке. По мнению В. С. Степина: «Современная наука и техника, сохраняя общую установку на преобразование объективного мира, втягивает в орбиту человеческого действия принципиально новые типы объектов, которые меняют характер деятельности, реализующийся в производственных и социальных технологиях. Речь идет о сложных саморазвивающихся системах, среди которых главное место занимают человекоразмерные, включающие человека в качестве своего особого компонента. Образцы таких систем - биосфера как глобальная экосистема, биогеоценозы, объекты современных биотехнологий, социальные объекты, системы современного технологического проектирования».

Проблема трансформации науки и технологий в XXI-м веке активно обсуждается в научных дискуссиях, на просторах печатных и электронных изданий, она вызывает огромный интерес у исследователей, представляющих различные науки. Традиционно понятию наука дают следующее определение: «Это уровень познания, который сформировался в процессе развития рационального мышления как специализированное духовное общественное производство, направленное на получение объективной истины». Техникой называют систему искусственных органов производительных сил, каждый из которых представляет собой результат опредмечивания трудовых функций, знаний и практики людей.

Обзор вытесненных за последнее время технологий показывает, что на смену им приходят новые технологии с четко определенной областью потенциального применения. Так, например, речь идет о генетической инженерии, синтетической геномике, лечении стволовыми клетками в биологии и здравоохранении, водородной и геотермальной энергетике, беспроводной передаче электричества, искусственном интеллекте, машинном зрении, спинтронике, безэкранном дисплее, нанотехнологиях, солнечном парусе, городе под куполом (NASA разрабатывает геодезический купол для лунной колонии). Получается, что интеллектуальную мысль конца XX - начала XXI веков все более одолевает стремление освоить новейшую фазу в развитии мира, вписаться и предвосхитить мировой вектор развития. Современная наука и технологии выступают фактором процесса общественного развития, безусловно определяя его динамику.

К числу главных характеристик современной науки относят:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Коэволюция остро ставит вопрос о синтезе знаний, о необходимости совмещения различных уровней эволюции, различных представлений о коэволюционных процессах, выраженных не только в науке, но и в искусстве, религии, философии и т. п.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

5. Системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, постепенно начинают определять облик современной постнеклассической науки. Объектом современной науки становятся: медикобиологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии) и т.д.

Невозможно описать изменения в статусе и структуре науки и технологий в едином ракурсе. К упомянутой выше междисциплинарности добавляются новые формы трансляции и структуризации имеющегося научного знания. Проблемы здесь соответствующие: вопрос об авторском праве, о цензуре, о достоверности и ответственности, о связи между активным обращением ученого к информационной сфере и его профессиональной продуктивностью. Актуальность сохраняют этические проблемы современной науки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: