Теоретические концепции муниципального управления и местного самоуправления




 

Теория свободной общины (теория естественных прав общины) была создана под влиянием мыслителей эпохи Просвещения и опиралась на идеи естественного права. Основателями данной концепции явились немецкие ученые Э.Мейер, О.Лабанд, О.Ресслер и другие.

Суть её в том, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права, свободы человека, поскольку община исторически возникает раньше государства, которое, в свою очередь, должно уважать свободу общинного управления. Общины, по самой своей природе самостоятельны и потому имеют право управлять своими собственными делами.

Таким образом, сторонники данной концепции противопоставляли общинное самоуправление государственному управлению. Согласно этой теории органы местного самоуправления являются органами «местного сообщества», а не государства. Данная концепция получила законодательное воплощение в ряде европейских стран.

Однако концепция «свободной общины» имела ряд недостатков. Согласно ей, территория государства должна была состоять из суммы территорий независимых друг от друга самоуправляющихся общин, что невозможно воплотить на практике в единой стране.

Общественная теориясамоуправления (общественно-хозяйственная). Данная теория получила распространение в Европе в первой половине XIX века и была чрезвычайно популярна в России в шестидесятых годах XIX века. В качестве характерного признака местного самоуправления подчеркивается негосударственный и преимущественно хозяйственный характер деятельности органов местного самоуправления. Также как и предыдущая данная концепция противопоставляла государство и местное общество, общественные интересы – политическим. Представители данной теории к самоуправляющимся единицам относили частные компании, благотворительные и ученые общества. А.И.Васильчиков- представитель

Данная концепция обладала рядом недостатков: она ограничивала круг интересов самоуправления узким перечнем только хозяйственных дел. К началу XX века стало укрепляться «субъективное чувство общенационального сообщества», а некоторые функции, считавшиеся ранее сугубо местными, начали приобретать общенациональное звучание. Все это повлияло на дальнейшее развитие концепций муниципального управления. Немецкие ученые Лоренц Штейн и Рудольф Гнейст разрабатывают государственную теорию самоуправления. Согласно ей, самоуправление - это одна из форм организации местного государственного управления. Полномочия в области местного самоуправления даны и регулируются государством и имеют своим источником государственную власть. Но при этом местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а при помощи местных сообществ, местных жителей, заинтересованных в результатах управления.

Данная теория получила развитие в России в трудах В.П.Безобразова, А.Д.Градовского, Н.И.Лазаревского, Б.Н.Чичерина. А.Д.Градовский, например, считал, что система самоуправления - это система «внутреннего управления, при которой государство передает некоторые из своих задач в руки местного населения», из чего следует, что они должны действовать на правах государственных властей, т.е. иметь возможность осуществлять в отведенных им пределах «акт власти. А.Д.Градовский говорил о необходимости признать за земскими учреждениями полномочия действовать на правах государственных властей, сохраняя существующий способ образования.

В рамках этой теории сформировалось два направления: политическое (Р.Гнейст) и юридическое (Л.Штейн)

Согласно политическим теориям, суть местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. В целом самоуправление в рамках данной концепции рассматривалось как нечто второстепенное по отношению к основной деятельности.

Большинство же ученых поддерживали юридическое направление, которое определяло основания самостоятельности органов местного самоуправления в том, что они являются органами местного сообщества, на которые государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления. Л.Штейн считал, что специфика местного самоуправления состоит в том, что самоуправляющиеся территориальные коллективы являются особыми субъектами права, особыми юридическими лицами, вступающими с государством в юридические отношения. Именно это и отличает органы местного самоуправления от органов государственной власти, которые не имеют собственных интересов, в отличие от муниципальных.

В XX веке дальнейшее развитие теории местного самоуправления привело к созданию ряда новых концепций. Возникла теория дуализма муниципального управления. Согласно ей, муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации. Рождение этой теории было вызвано двойственным характером муниципальной деятельности: собственные дела и осуществление определенных государственных функций на местном уровне.

Сторонники теории социального обслуживания главной задачей муниципалитетов ставят предложение услуг своим жителям, организацию обслуживания населения. Целью же муниципальных властей, по их мнению, является достижение благосостояния жителей коммуны.

Социально-реформистские муниципальные концепции провозглашают безреволюционный переход буржуазного общества в социалистическое путем социалистической эволюции буржуазного местного самоуправления [17].

Таким образом, идеологи современных концепций по разному подходят к месту и роли местного самоуправления по отношению к государству и обществу. Одни - отдают приоритет государственным формам правления, другие - общественным, а третьи - смешанным.

Выводы

Все рассмотренные выше теории в чистом виде не воплощены ни в одной стране, они лишь концепции, магистральные направления, которые могут быть положены в основу реально формируемых или действующих моделей муниципального управления, но с учетом современных реалий и особенностей конкретных государств и территорий.

Научная мысль, разрабатывающая и обосновывающая на протяжении веков идеи самоуправления наряду с государственным управлением, по существу дала теоретическое обоснование необходимости и важности таких феноменов как местное самоуправление, муниципальное управление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: