Правительство России внесло изменения в постановления,
Правительство Российской Федерации постановлением от 7 ноября 2020г. №1799 внесло следующие изменения:
1. В порядок формирования плана закупок по 223-ФЗ.
- С 01.01.2021г. в форме плана закупок, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 17.09.2012г. №932, теперь необходимо указывать количество поставляемого товара при выполнении закупаемых работ (услуг), а в случае, если объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, указывается информация только о таком поставляемом товаре, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств. Например, в результате работ заказчику передается скамейка, урна и т.д.
- С 01.01.2021г. в плане закупок необходимо указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. При этом, информацию необходимо указывать по каждому коду целевой статьи расходов.
2. В порядок формирования планов-графиков по 44-ФЗ.
В 2020 году произошел ряд изменений в порядке оформления плана-графика закупок по Закону о контрактной системе в сфере закупок. Формирование плана-графика в государственных закупках регулируется правительственным актом от 30 сентября 2019 года № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» (далее ПП РФ № 1279).
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона № 44-ФЗ план-график закупок на 2021 год должен соответствовать сроку действия закона о бюджете субъекта РФ.
Бюджеты всех уровней утверждаются на предстоящие три года, в связи с этим планы-графики закупок должны быть сформированы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (если учреждение планирует заключить контракт, дата окончания которого выходит за пределы указанного трехлетнего периода, в плане-графике нужно показать данные об осуществляемой закупке в полном объеме).
В плане-графике на 2021 год по каждой закупке должна быть представлена следующая информация:
- идентификационный код, порядок формирования которого утвержден приказом Минфина от 10.04.2019 года № 55н;
- наименование приобретаемых товаров, работ или услуг и объем денежных средств, выделенных на их закупку;
- сроки и периодичность поставок товара, оказания услуг, выполнения работ;
- сведения о необходимости проведения обязательного общественного обсуждения в соответствии со статьей 20 Закона № 44-ФЗ.
В план-график в форме отдельной закупки включается информация:
- о закупке работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства по каждому такому объекту;
- о закупке, предусматривающей заключение энергосервисного контракта (отдельно от закупок товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также от закупок электрической энергии, мазута, угля и закупок топлива, используемого в целях выработки энергии);
- о каждом лоте, выделяемом в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
- закупки, подлежащие общественному обсуждению.
В плане-графике укрупненно (для каждого пункта отдельная позиция плана) показывается информация о следующих закупках с указанием годового объема финансирования:
- приобретение товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- оказание услуг и выполнение работ по техобслуживанию общих помещений здания, в котором заказчику принадлежит одно либо несколько нежилых помещений (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- приобретение лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по решению врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- оказание преподавательских услуг, услуг гида при заключении контракта с физлицом (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- выполнение физлицами работ по сбору и первичной обработке статистических данных по заказу органов власти (п. 42 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- закупки по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (п. 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
В обновленной редакции ПП РФ № 1279, вступающей в силу с 01.01.2021 года, в перечень закупок, о которых можно указывать информацию одной строкой, добавлены:
- оказание услуг по предоставлению кредита;
- приобретение товаров, работ и услуг, сведения о которых, содержащиеся в документации о закупке или в проекте госконтракта, составляют государственную тайну (п. 2 ч.2 ст. 84 Закона №-44ФЗ);
- оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Госфонда драгоценных металлов и камней, музейных предметов и коллекций, редких изданий и рукописей и пр. (п. 3 ч.2 ст. 84 Закона №-44ФЗ);
- оказание услуг по уборке помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов (п. 4 ч.2 ст. 84 Закона №-44ФЗ).
Заполнение формы плана-графика закупок на 2021 год
В заголовочной части плана-графика указываются период, на который он сформирован, и данные, позволяющие идентифицировать заказчика:
- полное наименование;
- организационно-правовая форма;
- форма собственности;
- место нахождения;
- телефон;
- адрес электронной почты.
В специально отведенных позициях заголовочной части проставляются коды: ИНН, КПП, ОКОПФ, ОКФС, ОКТМО.
Если при осуществлении отдельных закупок заказчик планирует передавать свои полномочия другому юридическому лицу в соответствии с БК РФ, в заголовочной части нужно указать: полное наименование этого юрлица в соответствии с учредительными документами, его ИНН, КПП, ОКТМО, фактическое место нахождения, номер телефона и электронную почту
Табличная часть, содержащаяся во 2 разделе плана-графика, заполняется в соответствии с пунктом 16 ПП РФ № 1279. По каждой закупке в выделенной для нее строке нужно указать:
- порядковый номер (гр.1);
- идентификационный код (гр.2);
- информацию об объекте закупки (гр.3-5);
- срок проведения (гр.6);
- объем финансового обеспечения с детализацией по временным интервалам: текущий год, первый и второй годы планового периода, последующие годы (гр.7-11);
- информация о необходимости обязательного общественного обсуждения (гр.12);
- наименование уполномоченного органа* (гр.13);
- наименование юрлица, на которое возложены обязанности по проведению совместных конкурсов или аукционов (гр.14).
В графе 3 указывается код объекта закупки по ОКПД2, состоящий не менее, чем из 4 знаков. Это соответствует группе товаров или услуг. Допустимо внести пятизначный код подгруппы, шестизначный вида и т.д. Ограничиться двузначным кодом класса или трехзначным подкласса невозможно.
В графе 6 в качестве срока осуществления закупки указываются:
- год публикации извещения;
- год отправки приглашения с предложением принять участие в определении поставщика;
- год подписания контракта с единственным поставщиком.
По графам с 7 по 11 заполняются показатели итоговой строки в разрезе:
- кодов бюджетной классификации для государственных либо муниципальных заказчиков или для юрлиц, которым они передали свои полномочия;
- КВР для автономных и бюджетных учреждений.
Графа 13 заполняется при проведении централизованных закупок уполномоченным органом* на основании ст. 26 Закона № 44-ФЗ.
В новой редакции ПП РФ № 1279, вступающей в силу 01.01.2021 года, детализация по заключенным соглашениям о субсидиях отменена.
В заполненном бланке плана-графика закупок на 2021 год должна быть подпись сотрудника, ответственного за его формирование (контрактного управляющего или руководителя контрактной службы). Утверждает документ руководитель учреждения-заказчика.
Обоснование закупки
Обоснование закупки товаров, работ и услуг формируются на основании произведенных расчетов плановых сметных показателей, формируемых при составлении проекта:
- бюджетных смет на основании приказа Минфина от 20.06.2018 года № 139н;
- планов ФХД на основании приказа Минфина от 31.08.2018 года № 186н.
Автономные учреждения обязаны выполнять все требования 44-ФЗ (включая обязательное формирование плана-графика) при приобретении объектов недвижимости или заключении контрактов на строительство, реконструкцию, модернизацию за счет субсидий, выделенных на осуществление капвложений в объекты государственной или муниципальной собственности. Обоснованием закупки является соглашение о выделении бюджетной субсидии, заключенное с учредителем.
Сроки утверждения план-графика закупок
План-график закупок заказчиками утверждается в течение 10 рабочих дней:
- со дня, следующего за днем доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств;
- со дня, следующего за днем утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
- со дня, следующего за днем доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств на соответствующий лицевой счет, предназначенный для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
Заказчики регионального уровня при отсутствии региональных информационных систем, имеющих функцию выгрузки готовых утвержденных документов в ЕИС, формируют планы-графики закупок непосредственно на сайте zakupki.gov.ru.
По закупкам, составляющим государственную тайну, сведения формируются отдельно на бумажном носителе и хранятся в соответствии с действующим законодательством.
Изменение план-график закупок
Внесение поправок в утвержденный план-график возможно по следующим причинам:
- вступление в силу правовых актов, изменяющих требования к закупаемым товарам, работам, услугам или нормативы затрат на обеспечение функционирования органов власти всех уровней;
- изменение объема финансирования на исполнение принимаемых обязательств;
- изменение госзадания бюджетного учреждения с одновременной корректировкой соглашения о субсидии;
- использование сэкономленных денежных средств, оставшихся у заказчика после осуществления закупки;
- реализация решения, принятого в ходе обязательного общественного обсуждения;
- уточнение информации об объекте закупки (ОКПД2, наименование);
- исполнение требований (предписаний) контролирующих органов;
- признание закупки несостоявшейся;
- расторжение контракта;
- возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые при утверждении плана-графика было невозможно.
3. В порядок ведения реестра контрактов по 44-ФЗ.
- С 13.11.2020г. в реестре контрактов не требуется указывать страну происхождения товара, поставляемого при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в случае закупки таких работ путем проведения открытого конкурса в электронной форме в соответствии с требованиями ч.68 ст.112 Закона о кс при условии включения в описание объекта закупки проектной документации.
- С 01.01.2022г. в реестре контрактов будет осуществляться проверка финансового обеспечения по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, сформированному в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
- С 13.11.2020г. в реестре контрактов, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, требуется указывать не только информацию о производителе товара в отношении исполненного контракта, но и информацию о стране происхождения товара, в том числе поставляемого при выполнении работ(услуг), а в случае, если объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, указывается информация только о таком поставляемом товаре, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.
- С 13.11.2020г. правила ведения реестра контрактов, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, распространяются и на юридические лица, которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предоставлены субсидии, предусмотренные пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. В порядок ведения реестра договоров по 223-ФЗ.
- С 01.01.2021г. в реестре договоров необходимо указывать при внесении информации о заключенном договоре информацию о цене единицы товара, работы или услуги, а в случае, если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о цене единицы товара, о стране происхождения товара включается в реестр в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.
- С 01.01.2021г. в реестре договоров при внесении информации об исполнении договора, предметом которого являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о поставленном товаре включается в реестр в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.
- С 01.01.2021г. в реестре договоров необходимо указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. При этом, информацию необходимо указывать по каждому коду целевой статьи расходов.
- С 01.01.2021г. в реестр договоров необходимо вносить в информацию об исполнении договора в течение 10 дней исполнения договора, в том числе приемки товара, работы, услуги. Таким образом с 01.01.2021г. заказчикам придется чаще размещать информацию в реестре договоров, т.к. после каждого подписания товарной-накладной, акта приема-передачи, акта выполненных работ и т.п. заказчик обязан разместить в течение 10 дней в ЕИС документ о приемке товаров, работ, услуг.
5. В порядок подготовки отчета о закупках у СМП и СОНО по 44-ФЗ.
- С 01.01.2021г. в отчете об объеме закупок у СМП и СОНО необходимо отдельный графой указывать объем закупок, осуществленных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона о кс (закупки малого объема в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей).
6. В порядок функционирования, регистрации в ЕИС.
- С 01.01.2021г. изменения коснутся правил указания ИНН иностранными юридическими лицами.
- С 01.01.2021г. участникам закупки, имеющих статус самозанятых, необходимо указать об этом в регистрационной форме реестра участников закупки, в том числе дату постановки и дату снятия с учета.
7. В порядок осуществления закупки для нужд обороны по 44-ФЗ.
- Заказчики, в соответствии с частью 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, по итогам года должны составлять отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, размещать данный отчет в ЕИС. Часть 4 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ.
8. В порядок осуществления закрытых закупок.
- С 01.01.2021г. на 01.07.2021г. перенесена обязательность проведения закрытых закупок в электронной форме.
- До 31.12.2020г. для участия в закупках, проводимых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 г. №1428, регистрация участников закупки в ЕИС не требуется.
9. В порядок осуществления контроля, предусмотренного частями 5-5.1 ст.99 Закона о кс.
Во-первых, с начала 2021 года утрачивают силу все изменения, внесенные в Закон № 44-ФЗ в связи с проведением общероссийского голосования. В частности, п. 30.1 ч. 1 ст. 93, позволявший посуществлять закупки проведения голосования у единственного поставщика (ФЗ от 27.02.2020 № 27-ФЗ).
Во-вторых, вступит в силу ч. 5 ст. 2 Закона № 44-ФЗ. Она предусматривает, что законы, вносящие поправки в 44-ФЗ в части планирования, выбора поставщика, контроля и мониторинга вступают в силу с 1 января очередного года. Исключение составляют случаи принятия таких законов после 1 октября, тогда они вступают в силу с 1 января года, следующего за очередным (закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ).
В-третьих, закупочная комиссия заказчика должна будет проверять соответствие участника торгов. Это предусмотрено в п. 7.1 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. Комиссия должна отслеживать, что юр.лицо в предыдущие 2 года не привлекалось к административной ответственности за передачу незаконного вознаграждения по ст. 19.28 КоАП. До начала 2021 комиссия была вправе, но не обязана проверять такие сведения.