СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛЕГКОСТИ ВЕДЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА




УДК

Анненкова А.А., Мартынов А.Ф.,

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,

Среднерусский институт управления – филиал,

Российская Федерация, г. Орел

В статье приведен сравнительный анализ легкости ведения малого и среднего бизнеса в странах Евросоюза и России на основе данных ежегодного доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса» за период 2009-2015г.г.. Обобщены приоритетные направления государственной политики поддержки малого предпринимательства в России и в странах Евросоюза. Выявлены причины изменения позиций стран в общем рейтинге Всемирного банка, барьеры на пути развития российского малого предпринимательства. Практическое применение

Ключевые слова: малое предпринимательство, легкость ведения предпринимательства, показатели легкости ведения бизнеса, барьеры развития бизнеса, государственная политика содействия развитию малого предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство играет весьма важную роль в экономике, развитие малого сектора экономики влияет на экономический рост, на ускорение НТП, на насыщение рынка товарами и услугами, на создание дополнительных рабочих мест.

Малое предпринимательство является движущей силой роста деловой активности в большинстве стран мира. Для каждой из них характерны свои особенности организации и ведения малого и среднего бизнеса. Это связано с общей макроэкономической ситуацией в стране, объемом ВВП, политической ситуацией в стране и мире, внутренними и внешними торговыми связями, государственной политикой содействия развитию сектора малого предпринимательства.

Из информации, приведенной на рисунке 1 следует, что максимальную долю в ВВП страны от малого предпринимательства демонстрирует Евросоюз – 68%, а в России этот показатель составляет лишь 13%, т.е. меньше в 5 раз. [4, с. 64] Для выявления причин такой разницы необходимо провести сравнительный анализ легкости ведения бизнеса в странах Евросоюза и России.

 

Рисунок 1. - Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015г. в отдельных странах, %

Малые и средние предприятия (МСП) считают основой европейской экономики, поскольку они обеспечивают создание рабочих мест и экономический рост. По определению Европейской Комиссии, к малым и средним предприятиям относятся предприятия, имеющие менее 250 лиц занятых, годовой оборот до 50 млн. евро, или балансовый итог не более чем 43 млн. евро. Эти критерии важны, так как при их оценке предприятия могут получить преференции при финансировании программ ЕС, направленных на содействие МСП. Государственная политика Евросоюза по отношению к МСП ориентирована на следующие приоритетные направления:

- содействие развитию предпринимательства и деловых навыков;

- улучшение доступа МСП к рынкам;

- дебюрократизация бизнеса;

- улучшение потенциала роста МСП;

- укрепление диалога с заинтересованными сторонами МСП.

В странах Евросоюза весьма существенное внимание уделяется стимулированию развития малого предпринимательства. Так, специальный Представитель малого и среднего предпринимательства при Европейской комиссии Генерального директората по предпринимательству и промышленности с целью более эффективной интеграции малого и среднего предпринимательства ежегодно составляет структурную бизнес - статистику, которая является основным источником данных для анализа динамики развития малых и средних предприятий. Статистика структуры бизнеса (SBS) и глобальной бизнес-деятельности охватывает сферу промышленности, строительства, торговли и услуг. Основные показатели в пределах SBS (таблица 1), как правило, представлены в денежном выражении, в отличие от краткосрочной бизнес - статистики, где данные представлены в виде индексов. [13, 14, 15, 16]

Таблица 1. Показатели, обобщающие статистику структуры бизнеса

Приложение / домен Перечень показателей
Промышленность - объем производства - оборот - число лиц, занятых на предприятии, отработанные часы, начисленная заработная плата - цены производителей, внутренние цены производителей, внешние цены производителей - цены на импорт
Строительство - объем производства, объем производства гражданского строительства - число лиц, занятых на предприятии, отработанные часы, начисленная заработная плата - затраты на строительство, материальные затраты, затраты на заработную плату - число разрешений на строительство; полезная площадь
Розничная торговля - оборот - число лиц, занятых на предприятии, отработанные часы, начисленная заработная плата - дефлятор продаж
Услуги - оборот - число лиц, занятых на предприятии, отработанные часы, начисленная заработная плата - цена производителя

В России малое предпринимательство дает только 13% общего объема ВВП. Лишь 2% населения страны желают заниматься малым и средним предпринимательством. Это связано с большими рисками и сложностями ведения бизнеса в стране.

Сравнительный анализ легкости ведения бизнеса в России и странах Европейского Союза за период 2009-2015 гг. основан на анализе данных ежегодного доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса». Доклад «Ведение бизнеса» (Doing Business Report) — ежегодное исследование группы Всемирного банка, оценивающее в 189 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 10 индикаторов: создание предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности (процедура банкротства).[13]

Информация, лежащая в основе этого анализа, посвящена оценке нормативных актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий на протяжении всего жизненного цикла, и порядке их применения на практике. По оценке Джим Ен Кима, Президента Группы Всемирного банка: «Более благоприятный бизнес-климат, который позволяет предпринимателям строить бизнес и инвестировать в развитие общества, является основой местного и мирового экономического роста. Доклад «Ведение бизнеса» демонстрирует, что страны с более благоприятными условиями регулирования предпринимательской деятельности предоставляют больше возможностей местным предпринимателям для создания новых рабочих мест - еще один шаг на пути искоренения крайней бедности к 2030 году». [13 ]

Таблица 2. Индекс легкости ведения бизнеса в странах ЕС за 2009-2015 годы [13, 14, 15, 16]

Страна              
Австрия              
Бельгия              
Болгария              
Великобритания              
Венгрия              
Германия              
Греция              
Дания              
Ирландия              
Испания              
Италия              
Кипр              
Латвия              
Литва              
Люксембург              
Мальта - - - -      
Нидерланды              
Польша              
Португалия              
Румыния              
Словакия              
Словения              
Финляндия              
Франция              
Хорватия              
Чехия              
Швеция              
Эстония              

Таким образом, анализ данных, приведенных в таблице 2, свидетельствует о том, что ведущие страны, индекс легкости ведения бизнеса в которых высок, за 2009-2015 гг. не изменился (Великобритания, Дания). Страны со средним и низким уровнем индекса, за исследуемый временной промежуток, изменили свое положение в иерархической таблице в положительную (Польша, Греция, Бельгия), либо отрицательную сторону (Люксембург, Словакия, Чехия, Ирландия, Румыния), а Эстония, Финляндия, Испания, Нидерланды остались на прежних позициях. Однако, в 2015 году многие страны повысили свой уровень индекса – Австрия с 30 позиции рейтинга в 2014 году поднялась на 21 строчку рейтинга; Германия с 21 на 14 позицию; Испания поднялась на 19 позиций; Румыния – на 25 позиций. [13, 14, 15, 16]

Индекс легкости ведения бизнеса в России за 2009-2015 годы можно представить в виде графической диаграммы (рисунок 2). [13]

Рисунок 2 - Индекс легкости ведения бизнеса в России за 2009-2015гг.

Из данного рисунка видно, что за 2009-2015 годы индекс поднялся с 118 до 62 строчки рейтинга, т.е. почти на 53% от первоначальной позиции. [13] Это связано с активизацией государственной политики содействия развитию малого и среднего бизнеса. В 2012 году Президент России В.В. Путин дал поручение Правительству РФ принять меры, направленные на существенное улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности, которые должны существенно повысить позиции России в рейтинге деловой активности Всемирного банка со 120-го места в Doing Business 2012 до 50-го в Doing Business 2015, и 20-го в Doing Business 2018. [5, С. 49] По состоянию на 1 января 2015 года, Россия находится на 62 позиции, тогда как ключевые показатели, характеризующие состояние деловой активности, занимают несколько другие позиции в мировой статистике Всемирного банка:

1. Регистрация предприятий – 34;

2. Получение разрешений на строительство – 156;

3. Присоединение к электрическим сетям – 143;

4. Регистрация собственности – 12;

5. Получение кредитов – 61;

6. Защита инвесторов – 100;

7. Налогообложение – 49;

8. Международная торговля – 155;

9. Обеспечение исполнения контрактов – 14;

10. Регистрация неплатежеспособности – 65.

В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по трём из 10 показателей, рассматриваемым в исследовании. При этом результаты нового доклада оказались для страны лучшими за всю историю наблюдений. Вместе с тем, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся большинство экономически развитых стран мира.

Из критериев, по которым оцениваются страны, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов. Этот показатель отражает эффективность принудительных мер по соблюдению условий договоров. По этому критерию страна занимает 14 место в мире. Так, в России рассмотрение коммерческих споров в суде занимает в среднем 270 дней, что заметно быстрее, чем во многих развитых странах. При этом количество необходимых процедур (36) и стоимость судебных издержек (13,4% от стоимости иска) также существенно ниже среднемировых показателей. Оценка по показателю удаленности от «передового рубежа» в 2015 году: 66,7. Скорректированная оценка по показателю удаленности от «передового рубежа» в 2014 году: 65,0; улучшение: 1,6. [13]

Однако, если проанализировать данные таблицы 1 и рисунка 1, то можно сравнить на графической диаграмме разницу положений стран ЕС с наибольшим, средним и наименьшим уровнем индекса легкости ведения бизнеса и уровень индекса в России (рисунок 3).

Рисунок 3 - Сравнительная характеристика стран с высоким и низким уровнем легкости ведения бизнеса в странах ЕС и России.

 

Из рисунка 3 видно, что только в 2014 году Россия приблизилась к наименьшему уровню индекса в странах ЕС, а в 2015 году обогнала некоторые страны ЕС по уровню индекса легкости ведения бизнеса. Российская Федерация упростила процедуру создания предприятий, отменив требование для взноса уставного капитала перед регистрацией компании, и также требование о необходимости уведомления налоговых органов об открытии банковского счета. Процесс регистрации собственности также стал более простым для предприятий, устранена необходимость в нотариальном заверении и утверждении ограничения на продолжительность процедур для процедуры регистрации собственности. Высокий уровень индекса легкости ведения бизнеса может быть связан с особой политикой Евросоюза в отношении малого и среднего бизнеса. Так, например, Италия упростила процесс создания предприятий за счет снижения минимальных требований к капиталу и минимального размера уставного капитала, а также за счет оптимизации процедур регистрации. Германия усложнила процесс создания предприятий за счет увеличения тарифов за нотариальные услуги. Процесс передачи недвижимости в собственность в Германии также стал более дорогостоящим за счет повышения налога на передачу недвижимости. [6, С. 118] Франция упростила процесс создания предприятий, сократив время для регистрации предприятия через «одно окно» (Centre de Formalités des Entreprises). Португалия упростила режим налогообложения для предприятий за счет снижения ставки налога на прибыль и снижения ставки налога с части налогооблагаемой прибыли доходов предприятий, классифицирующихся как малые и средние предприятия. Кроме того, процедура обеспечения исполнения договоров была упрощена за счет принятия нового Гражданско-процессуальный кодекса, направленного на снижение объемов незавершённых дел, оптимизацию судебных процедур, увеличение роли судей и ускорение процесса разрешения стандартных гражданских и коммерческих разбирательств.

Таким образом, государственная политика России направлена на формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства и облегчение ведения бизнеса. Так, за последние 5 лет индекс легкости ведения бизнеса в России поднялся со 120 до 62 строчки мирового рейтинга. Вместе с тем, барьерами на пути развития бизнеса остаются недостаточно проработанные и долгие процедуры получения разрешений на строительство, присоединения к электрическим сетям, санкционные меры, механизмы защиты инвесторов.

 

 

Библиография:/References:

1. Анненкова А.А. Сравнительный анализ легкости ведения бизнеса в России и Украине/ Сб.: Современное развитие славянских государств: возможности, ограничения и стратегические инициативы: Материалы четвертого Славянского форума. – Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2014. – 340с., С.3-9.

2. Большухина И.С. Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития// Финансы и кредит. – 2014. - №40(616). – С.17-26.

3. Бородкина В.В., Москвина А.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, США, Финляндия, Швеция// Российское предпринимательство. – 2015. - №21.- С.3743-3764.

4. Глебов С.Н., Петраков М.А. Место и роль субъектов малого и среднего бизнеса в экономике России// Российское предпринимательство.- 2013. - №9(231). – С.63-68.

5. Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенденции и векторы развития// Региональная экономика: теория и практика. – 2015. - №4(379). – С.47-60.

6. Завьялова Н.Б., Маринин В.С. Сравнительный анализ состояния малого и среднего бизнеса в России и Германии// Региональная экономика: теория и практика. – 2012. - №6(204). – С.116-123.

7. Карпов В.В., Кораблева А.А., Мозжерина Н.Т. Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства// Региональная экономика: теория и практика. – 2015. - №8(383). – С.38-49.

8. Крылова М.В. Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США// Российское предпринимательство. – 2014. -№21(267). – С.24-28.

9. Курпаяниди К.И. Анализ опыта Великобритании в модернизации системы государственной поддержки малого предпринимательства// Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - №26. С.42-52.

10. Ляманова Е.А. Малый и средний бизнес: опыт Ирландии// Региональная экономика: теория и практика. – 2013. - №15(204). – С.38-48.

11. Синявский Д.А. Поддержка малого и среднего предпринимательства: проблемы реализации программно-целевого подхода// Российское предпринимательство.- 2014. – №2(248). – С. 46-58.

12. Штыхно Д.А. Опыт США по развитию университетских структур содействия предпринимательству// Российское предпринимательство. – 2012. - №6(204). – С.183-193.

13. World Bank. 2015. Doing Business 2016: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

14. World Bank. 2014. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

15. World Bank. 2013. Doing Business 2014: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

16. World Bank. 2013. Doing Business 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-0-8213-9615-5. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

 

Авторы:

Анненкова Алла Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент и государственное управление» ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал, 302028, г. Орел, б. Победы, 5а, т. 89092261777

E-mail: aaannenkova@mail.ru

 

Мартынов Анатолий Федорович, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры «Математика и математические методы в управлении» ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал, 302028, г. Орел, б. Победы, 5а, т. 89216467058

E-mail: postmaf@yandex.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: