ТЕМА 10. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Г.Ю. ЩЕКИН, А.Е. ЛАКЕЕВ, М.В. ПАЛЕХИН

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Методическое пособие для бакалавров

Направления 080200 «Менеджмент»

(Управление в здравоохранении)

УДК 340 (07)

ББК 67

Авторы:

д.с.н., доцент Щекин Геннадий Юрьевич

к.ю.н., старший преподаватель Лакеев Андрей Евгеньевич

к.ю.н., старший научный сотрудник отдела этической,

правовой и социологической экспертизы в медицине

Волгоградского бюджетного учреждения «Волгоградский

медицинский научный центр» Палехин Максим Валерьевич

Рецензенты:

к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Экономика и менеджмент»

Волгоградский государственный медицинский университет

С.Ю. Соболева

Печатается по решению Центрального методического совета

Волгоградского государственного медицинского университета

 

Правоведение: методическое пособие/ Щекин Г.Ю., Лакеев А.Е., Палехин М.В. – Волгоград, ВолгГМУ, 2015 г. – с.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и является дополнением к учебным пособиям по курсу «Правоведение».

Учебно-методическое пособие содержит основные теоретические и практические аспекты современного права. Представленные материалы охватывают весь курс правоведения: вопросы теории государства и права, основные нормы различных отраслей права (конституционного, уголовного, административного, гражданского и пр.) в объеме необходимом студентам неюридических факультетов. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 080002 «Менеджмент» (Управление в здравоохранении).

Подготовлено на кафедре философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины факультета социальной работы и клинической психологии ВолгГМУ.

 

 

УДК 340 (07)

 

Издательство Волгоградского государственного

медицинского университета, 2015

Волгоградский государственный медицинский

университет, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..…………….

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРАВА ……………....

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО …………………...…………………………………….…

ТЕМА 3. ОСНОВЫКОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………………………...…

ТЕМА 4. ОСНОВЫУГОЛОВНОГО ПРАВА …..………………………………….…..……..…

ТЕМА 5. ОСНОВЫАДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА…………………………………..…..

ТЕМА 6. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ …………………….………………………

ТЕМА 7. ОСНОВЫГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ………………………………………….........

ТЕМА 8. ОСНОВЫТРУДОВОГО ПРАВА ………………………………..…………………….

ТЕМА 9. ОСНОВЫСЕМЕЙНОГО ПРАВА …………………………………….........................

ТЕМА 10. ОСНОВЫНАЛОГОВОГО ПРАВА ……………………………………..…………..

ТЕМА 11. ОСНОВЫЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА ………………………………………………….

ТЕМА 12. ОСНОВЫМЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА …………..……………….…………….

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ……………………………………………………………………………….……..

ВОПРОСЫК ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ………………………………………………………

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………..…………..

 

ТЕМА 1. Понятие, сущность и социальная ценность права.

 

Выделиться из мира животных в экстремальных условиях человек смог благодаря социальной природе. Под социализацией личности следует понимать индивида, усвоившего характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе общественных связей. При этом первой нормой регулирующей поведение человека в обществе были обычаи, которые передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в значимых ситуациях. Обычаи в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, но были приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным группам. Личные интересы членов сообщества не принималась во внимание. Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо появятся негативные последствия.

Обычаи, регламентируя все сферы деятельности первобытного человека, действовали в комплексе с возникающими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а в дальнейшем стали облекаться форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычки, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Религиозные запреты были более эффективны, чем физическое наказание. С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие вопросы общественного общежития.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой зарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый и защищаемый как жречеством, так и государством.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1. перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2. правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов и т.п.);

3. прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

Несмотря на многообразие правовых систем, право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытного строя.

Во-первых, если обычаи создавались всем обществом, то право формируется непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных, церковных) и под его контролем.

Во-вторых, если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

В-третьих, обычаи носили в основном нефиксированную форму, а право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

В-четвертых, если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организованной и экономической мощью всего государства.

Право – это система особых юридических норм, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества. Другими словами право – это общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально – определенных и охраняемых публичной (государственной) властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов.

Право является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Признаки права – это совокупность основных черт права, придающих ему характер главенствующей, специфической системы нормативного регулирования в обществе. В современной правовой литературе выделяют следующие признаки права:

Нормативность права, означает, что нормы права, которые в совокупности образуют его содержание, выступают образцами, моделями возможного или должного вариантов поведения людей.

Формально-правовой характер права, выражается в том, что его нормы имеют письменную форму и находятся в специальных юридических документах – источниках права.

Общеобязательность права, характеризует его с точки зрения особенностей распространения правовых норм на людей (субъектов права) и исполнения ими нормативных требований. Нормы права неперсонифицированы, т.е. содержавшиеся в них правовые предписания адресуются не к конкретному лицу, а к относительно-неопределённому кругу лиц. Таким кругом лиц может выступить все общество, государство и его организации, общественные объединения и иные группы людей.

Системность права – это такая взаимосвязь его норм, которая обеспечивает целостность права как самостоятельного юридического образования. Однако системность права это не только его целостность, но и согласованность элементов, образующих само право – норм, институтов и отраслей права.

Обеспеченность права государственным принуждением, представляет собой способность государства подчинять волю людей своим решениям. Применяют принуждение специальные органы государства – суды, прокуратура, полиция. В своей совокупности эти органы образуют аппарат принуждения, предназначенный для обеспечения выполнения людьми требований норм права.

Принципы права – это основные исходныеположения, идеи права, отличающиеся универсальностью и общей значимостью,выражающие основополагающие особенности его юридической формы бытия (регулятора) и отражающие важнейшие закономерности общественной жизни общества.

Принципы права принято классифицировать на две группы, по следующим основаниям:

1. Общеправовые (общие или основные) принципы.

Общесоциальные принципы права:

Принцип социальной свободы, заключается в предоставлении субъектам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов.

Принцип социальной справедливости, обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием.

Принцип демократизма, находит непосредственное выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

Принцип федерализма, заключается в удовлетворении потребностей общества, с учетом интересов всех субъектов (не нахождения их в невыгодном положении), при условии оптимального сочетания национальных и территориальных интересов.

Принцип гуманизма, закрепляет и гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

Принцип равноправия, провозглашает равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные спои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Специально-юридические принципы права:

Принцип законности. Законность как принцип права означает точное и творческое исполнение правовых предписаний.

Принцип неразрывного единства прав и юридических обязанностей. Данный принцип гарантирует обеспеченность юридическими обязанностями субъективных прав, принадлежащих субъектам права.

Сочетание убеждения, принуждения и поощрения как способов обеспечения правомерного поведения и предотвращения нарушения требований норм права.

Принцип ответственности за вину, заключается в возложении юридической ответственности только за виновное и противоправное поведение.

2. По отраслевому принципу выделяют:

· межотраслевые принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону и др.;

· отраслевые принципы, определяющие специфику конкретной отрасли права (обеспечение свободы труда и занятости – в трудовом праве; права на землю – в земельном праве и др.);

· внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права, действие которых ограничено их предметом регулирования.

Функции права – это наиболее существенные пути и стороны воздействия права на общественные отношения, направленные на их регулирование, усовершенствование и упорядочивание, в которых раскрывается социальное назначение права. При этом различают юридические и социальные функции права.

К юридические функции права относят:

· регулятивная функция – представляет собой всевозможную защиту и законодательное регулирование всех сложившихся в обществе отношений, которые могут возникать между его индивидуумами. Она осуществляется путем правотворчества, то есть, создания уполномоченными на то органами законодательных актов, нормы которых являются общеобязательными.

· охранительная функция – призвана охранять те нормы, которые были ранее приняты органами законодательной власти государства. Как правило, эта функция возлагается на правоохранительные органы, такие как: прокуратура, полиция, службы безопасности и другие. Кроме этого, охранительная функция права призвана и принуждать всех лиц, которые являются субъектами права, к выполнению законных действий, соблюдению действующего законодательства государства и так далее.

· воспитательная функция– заключается в надлежащем воздействии на уровень поведения субъектов общества, качество их правового воспитания, а также на сознание этих же единиц общества.

К социальным функциям права относят:

· гуманистическая функция - заключается в гарантии гуманного отношения ко всем субъектам конкретного общества, независимо от их половой, религиозной, расовой или другой принадлежности, а также иных признаков, свойственных конкретным людям.

· информационная функция - предусматривает создание различных путей и средств, благодаря которым до всех слоев общества можно было бы донести информацию правового характера.

· идеологически-воспитательная функция - направлена на создание необходимых условий для формирования определенной правовой идеологии, предусматривающей уважительное отношение к правам других субъектов общества, а также соблюдение установленных законодательных требований.

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. К основным видам социальных норм относят:

Во-первых, нормы права – это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

Во-вторых, нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

В-третьих, нормы обычаев – это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

В-четвертых, нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.

Система права это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм, и одновременно их разделение на соответствующие элементы. Структурными элементами системы права как сложного, многоступенчатого комплекса, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются правовые нормы, институты, подотрасли и отрасли права.

1. Правовая норма – представляет собой изданное или санкционированное государством формально определенное предписание общего характера, предназначенное для регулирования поведения людей в их взаимоотношениях, выражающее волю социальной группы или компромисс воль социальных групп и для обеспечения реализации которого предписано применение государственного принуждения. Правовые нормы составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права. Правовые нормы являются первичными элементами системы права. Они исходят (издаются или санкционируются государственными органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения.

Структура правовой нормы состоит из:

Гипотеза – содержит конкретные жизненные условия (обстоятельства), при наступлении которых начинает действовать правовая норма. Гипотезу правовой нормы можно определить как часть правовой нормы, задающую пространственно-временные параметры, а также признаки жизненных обстоятельств, при которых некоторому субъекту предписывается совершение определенного деяния, а также признаки субъекта, которому предписывается совершить указанное поведение в указанных условиях. Например: «обнаружение признаков преступления, совершенного гражданином РФ, предусмотренного УК РФ введенного в действие (вступил в силу) с 1 января 1997 года». Принято различать следующие гипотезы:

· простая – указывает, как правило, одно конкретное обстоятельство;

· сложная – указывает комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права;

· альтернативная – содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма начинает действовать.

Диспозиция(основная часть нормы) – содержит само правило поведения (либо требование, запрет и т.д.) которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений. В диспозиции задается определенное деяние. К деянию относится действие или бездействие. Различают следующие диспозиции:

· простая – содержит один абсолютно определенный вариант поведения («предъявить обвинение»);

· альтернативная – указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношения деяний («назначить штраф или лишение свободы»);

· бланкетная – отсылает субъектов правоотношения к другим нормам («Медицинские организации, медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи»).

Санкция – указывает, какие неблагоприятные последствия могут наступить при невыполнении (нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы. Под санкцией понимаются лишения: имущественные (например, штраф); организационные (например, увольнение от должности); личного характера (например, лишение свободы). Принято выделять следующие санкции:

· абсолютно определенная санкция – содержит конкретный вид наказания в случае нарушения требований правовой нормы;

· относительно определенная санкция – указывают пределы размера наказания – либо минимальный и максимальный, либо максимальный (лишение свободы от двух до пяти лет, лишение свободы сроком до десяти лет); большинство санкций являются относительно определенными;

· альтернативная санкция – указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимые (лишение свободы сроком до пяти лет, ограничение свободы до трех лет или штраф).

2. Правовые институты – совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. К таким институтам относят:

· институт купли-продажи в гражданском праве;

· институт соглашения об уплате алиментов в семейном праве;

· институт решения суда в гражданско-процессуальном праве;

· институт охраны труда в трудовом праве и др.

Некоторые правовые институты состоят из субинститутов, которые представляют собой группу норм права, выражающих определенные особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений. Например:

· субинститут розничной купли-продажи в институте купли-продажи;

· субинститут взыскания алиментов на основании соглашения об уплате алиментов;

· субинститут заочного решения в институте решения суда;

· субинститут охраны труда женщин в институте охраны труда и др.

3. Подотрасль права– целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом (пенсионное право), в государственном праве (избирательное право) и т.д. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

4. Отрасли права – совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений. Характерными чертами отрасли права являются следующие:

· общие системные признаки – функциональность и субстанционность в их сочетании характеризуют отрасль права как самостоятельный элемент системы права.

· каждая отрасль права имеет свой предмет и объект регулирования, которые тесно соотносятся между собой, но не совпадают.

· каждой отрасли права присущ определенный метод или совокупность методов правового регулирования.

· наличие определенного режима как особой системы правового воздействия, с помощью которой отрасль права становится относительно замкнутым «механизмом регулирования».

Правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

Во-первых, по месту и роли в правовой системе, нормы подразделяются на: учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные.

Во-вторых, по предмету правового регулирования, выделяют нормы: конституционного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, административного, семейного и иных отраслей права.

В-третьих, п о субъектам, издавшим нормы права выделяют нормы, исходящие от государства и нормы, исходящие от гражданского общества.

В-четвертых, по методу правового регулирования, бывают: императивные, диспозитивные, рекомендательныеи факультативные.

В-пятых, по сфере действия: общего действия, ограниченного действия и локальные нормы.

В-шестых, по времени действия различают постоянные и временные нормы.

В-седьмых, по кругу лиц (регулируют статус, поведение различных категорий граждан): военнослужащих, медицинских работников, иностранцев и иных категорий.

В-восьмых, по степени определенности элементов правовой нормы различают: абсолютно определенные; относительно определенные и альтернативные нормы.

Одним из критериев деления основных прав выступает степень ограничения (отчуждаемости), исходя из чего, права делятся на абсолютные(не подлежащие ограничению) и относительные(которые могут быть ограничены).

Абсолютные права– это такие субъективные права, носителям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая абсолютным правам, всегда состоит в воздержании от совершения действий, ущемляющих абсолютные права. Так как нарушителем абсолютных прав может оказаться любое лицо, закон защищает абсолютные права против всех и каждого, то есть против неопределенного круга лиц.

Относительные права– это права, носителям которых противостоят определенные обязанные лица (лицо), то есть права, принадлежащие лицу по отношению к другому обязанному лицу (лицам). Иными словами, относительными можно назвать права, реализуемые через правоприменение. Чтобы такое право осуществилось, необходим индивидуальный акт применения права, конкретизирующий, признающий или предоставляющий его, а субъект власти правоприменитель либо жестко связан законом и фактическими обстоятельствами, либо обладает определенной свободой усмотрения.

Основные источники (формы) права – это принятые в данном обществе способы внешнего выражения нормативной государственной воли (или способы официального установления правовых норм). К основным источникам права относятся: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

Правовой обычай – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Правовой обычай является одним из древнейших источников права. Обычай вообще – это исторически возникшее, привычное правило поведения людей в определенной сфере (например, в сфере торговли, предпринимательства, семьи и т.д.), которое закрепилось в общественном сознании и социальной практике в результате его многократного применения. Правовыми становятся лишь те социальные обычаи, которые санкционированы государством. В настоящее время в большинстве стран правовой обычай может выступать источником права, если об этом указано в законе. Около двадцатистатей Гражданского кодекса Российской Федерации содержат ссылку на «обычай делового оборота».

Судебный прецедент – решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных случаев в последующем. Данный источник права является традиционным для государств, относящихся к англо-саксонской правовой семье (в частности, Англии, США, Австралии). Доктрина и практика прецедентного права исходят из того, что суд, это орган, который не только применяет действующие юридические нормы, содержащиеся в законах и иных источниках права, но и в определенных случаях их создает.

Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.). Заключается между субъектами, которые обладают необходимой правотворческой компетенцией в определенной сфере. Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры.

Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д. Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др.

Международный договор является соглашением между государствами, может приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный документ правотворческого органа, содержащий нормы права, имеющий обязательный характер и гарантированный от нарушений принудительной силой государства. Иерархия нормативно-правовых актов включает в себя следующее.

В зависимости от юридической силы, определяемой положением органа, издавшего тот или иной нормативно-правовой акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов, в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, то есть строгая система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

Вверху этой иерархии – нормативно-правовые акты (законы, постановления и т.п.), издаваемые высшими представительными органами. Внизу иерархии находятся нормативно-правовые акты, издаваемые местными органами государственной власти и руководством организаций, учреждений. Первые – обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, нижестоящим, подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать вышестоящим нормативно-правовым актам, издаваться на их основе и в их исполнение.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты министерств и ведомств РФ; законы субъектов РФ; подзаконные акты органов власти субъектов РФ; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты.

Действие нормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

Действия нормативно-правового акта во времени ограничивается моментами вступления в силу, прекращением действия. Вступление в юридическую силу: называется конкретная дата введения нормативно-правового акта в действие; вводится в действие с момента его опубликования; вводится в действие с момента его принятия; вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение); вступает в силу с момента его подписания; вводится в действие поэтапно; вступает в силу с момента получения адресатом. Если срок вступления в силу внормативно-правового акта не указан, он вступает в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования.

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие: по истечении срока, на который был принят; при прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом нормативно-правовом акте); в связи с изменением обстоятельств, на которые нормативно-правовой акт был рассчитан; при фактической отмене (принимается другой нормативно-правовой акт без отмены первого).

Обратная сила закона – распространение действия нормативно-правового актана те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Исключения из общего правила составляют:

· нормативно-правовой акт имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;

· нормативно-правовой акт смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

Действие нормативно-правового акта в пространстве:

· территориальное – нормативно-правовой акт государства распространяется на всю территорию данного государства;

· экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц:

· распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;

· нормативно-правовой акт может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, медработников, инвалидов);

· действие нормативно-правового акта ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

 

 

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО.

 

Государство – это политическая организация, образуемая моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории, на которой поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, монополизирующей власть и обладающей законным правом применения принуждения. Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самообороны. От всех прочих форм коллективизма (семья, господствующие владения) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу для исполнения этих законов и защиты государства от нападения из вне.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо или непосредовано затрагивают интересы различных слоев, классов общества. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполненных задач, функций и во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Государство сегодня становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация – народовластие.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. К основным признакам государства относят:

1. Наличие собственной территории – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Территория государства может изменяться: в результате поражения в войне она уменьшается, или увеличивается в процессе экспансии. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах как «подданный», «гражданин», «иностранец», «лицо без гражданства».

2. Наличие населения, человеческого сообщества проживающего на территории государства. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

3. Наличие публичной власти. Термин «власть означает» способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным. Такое отношение устанавливается между населением и слоем управленцев или политической элитой. Власть в государстве должна быть всеобщей, или публичной, то есть распространять свои действия на всю территорию, на все население. Помимо этого власть должна быть универсальной, т.е. способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а ее указания должны быть общеобязательными для всех.

4. Наличие права, то есть сис



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: