ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЭТИКЕТКИ




Название гербария   Семейство _______________________________________________ Вид _____________________________________________________ Место сбора: _____________________________________________ _________________________________________________________ Место обитания: _________________________________________ _________________________________________________________ Дата сбора: ______________________________________________ Собрал: _________________________________________________ Определил: ______________________________________________

 

 


ЭТИКЕТАЖ ГЕРБАРНЫХ ОБРАЗЦОВ

Временные этикетки могут быть двух типов:

1. В лист с собранным растением вкладывается кусочек бумаги с порядковым номером сбора; все данные о месте сбора заносятся под этим же номером в полевой дневник (можно делать одну запись для нескольких номеров, если они собраны в одном и том же месте).

2. В каждый лист вкладывается листок бумаги с указанием необходимыми сведениями о месте сбора и о самом растении. Это лучший способ, гарантирующий избежание путаницы при дальнейших манипуляциях с растениями.

 

Н а каждой этикетке обязательно указывается:

1. ВИД РАСТЕНИЯ, СЕМЕЙСТВО - русское и латинское название. Если растение не определено, то оставляют соответствующее место на этикетке, а название вписывают позже

2. МЕСТО СБОРА - Географическое понятие. Прежде всего, указывается крупная область (физическая или административная), в которой сделан сбор: «Кемеровская область», «Камчатка», «Тихий океан», «Западный Тянь-Шань». Затем - более мелкое подразделение или ориентир: «окрестности г. Кемерово», «Тисульский район», «Горная Шория», «бассейн р. Кия». Эти ориентиры должны быть легко находимы на самой заурядной мелкомасштабной географической карте. Далее указываются еще более детальные ориентиры: названия горных вершин, небольших рек, небольших деревень, поселков и т. д. («оз. Глубокое», «6 км на северо-запад от г. Крутая», «верхняя треть г. Бухтай»),

3. МЕСТО ОБИТАНИЯ - Экологическое понятие. Даются краткие сведения о: 1) рельефе (например: «плоский водораздел», «старица реки», «западина», «склон реки, северная экспозиция» и т. п.); 2) субстрате («гранитные скалы», «стоячая вода», «легкий суглинок» и пр.); 3) типе растительности («ельник-черничник», «зарастающая вырубка в березовом лесу», «злаково-разнотравный луг», «сфагновое болото», «картофельное поле» и пр.). 4) В горах указывается высота над уровнем моря.

4. ДАТА СБОРА - число, месяц, год

5. АВТОР СБОРА - кто собрал и/или определил растение. Указываются фамилии (полностью, не роспись) и инициалы.

6. СПЕЦИАЛИСТ, определивший гербарный образец. Указываются фамилии (полностью, не роспись) и инициалы.

6. Дополнительные сведения - такие о собранном растении, которые невозможно будет получить при изучении сухого образца: запах цветков или листьев, наличие и цвет млечного сока, окраска венчика, для деревьев - высота и т. д. Особенное внимание следует уделять точному описанию окраски цветков (например, ирисов, фиалок, вероник и др.), различия в окраске которых имеют важное таксономическое значение, а также тех цветков, чей цвет меняется в ходе сушки.

 

 

Гербарии бывают очень разными.

На них могут быть представлены:

- растения со всеми частями — от подземных но надземных, включая не только цветки, но и плоды;

- целые группы различных растений;

- отдельные части растений (к примеру, листья или цветки, лепестки и плоды).

 

Варианты гербариев:

- сорняки;

- лечебные травы;

- цветы / цветковые растения (полевые, садовые);

- комнатные растения;

- различные формы соцветий;

и любые другие классификации.

 

 

Приложение 2

Примеры коллекций

Коллекции «летающих» семян

Можно выделить две основные группы этой коллекции. Первая группа — семена, которые имеют «крылышки» разной формы: клен, ясень, береза, липа, тополь, сосна, ель. Ко второй группе относятся семена с «парашютиками»: одуванчик, осот, мать-и-мачеха, бодяк, козлобородник (есть луговые и степные виды), белокопытник (растет на открытых берегах рек, озер, похож на мать-имачеху, но с более крупными листьями).

Коллекции других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев (кустарников, трав), коллекция «орехов» (каштан, желудь, грецкий орех, лесной орех и др.), коллекция «ягод» (засушенные ягоды или их косточки — шиповник, боярышник, вишня, лимонник, слива, абрикос), бобовых (горох, бобы, фасоль, мышиный горошек), коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений, — и другие. В коллекциях обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть даже малыши. Вариантов коллекций может быть очень много.

Коллекция соцветий

Весной можно собрать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как «сережки» (береза, осина, тополь, орешник, ива, ольха). Опавшие соцветия можно также найти под ясенем и кленом. И осенью наши цветники богаты разнообразным материалом. Все они легко высушиваются и хорошо сохраняются в сухом месте. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

Оформление растительных коллекций: Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках из-под кофе или конфетных коробках. Для этой цели хорошо подходят банки из-под кофе, какао, майонеза с большими круглыми крышками. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Например, банку с кленовыми семенами будет украшать лист этого дерева.

Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

Коллекцию семян и плодов можно оформить и в обычных коробках из-под конфет типа «ассорти».

В каждую ячейку положите определенный вид семян, предварительно наклеив на дне ячеек небольшие кружочки бумаги с цифрами. Перечень растений, семена которых представлены в коробке, напечатайте или напишите на отдельном листе бумаги, обозначив каждое растение соответствующей цифрой. Прикрепите лист бумаги на внутреннюю сторону крышки. На внешней стороне можно наклеить или нарисовать сами растения, семена и плоды которых представлены в коллекции.

4. Коллекция камней

Если в школе работа с коллекцией камней направлена только на обучение, то в детском саду — на игру, через которую осуществляется и обучение, и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру, тяжести и т.п., подбрасывать, конструировать, стучать друг об друга, сжимать в ладошке, бросать в воду, — и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем вам сделать собственную коллекцию.

Предложите ребенку во время прогулки найти как можно больше разных камешков (отличающихся по цвету, форме, размеру). Можно представить, что вы ищете остатки старинного клада, ведь любой камень для ребенка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Как показал наш опыт, дошкольники на территории любого детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни вдоль железных или автомобильных дорог (не забывая о безопасности), по берегам рек, озер, на морском пляже, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Если названия камней вам известны, приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместите на обратной стороне крышки. Если не знаете названий, не беда — главное, чтобы камни хорошо отличались друг от друга. Ребенок даже может дать им свои условные «имена», в зависимости от тех или иных особенностей. Хорошо, когда в коллекции есть гранит, мрамор, кремень, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку можно поместить коллекцию окатанной морской гальки.

5. Коллекции ракушек

Коллекции ракушек также могут быть разнообразными, но прежде всего раковины можно классифицировать по трем типам: пресноводные (речные, озерные или прудовые), морские и наземные. Пустые раковины первой группы легко собрать по берегам рек ранней весной после половодья. Это под силу родителям и сотрудникам сада, у которых есть дачные участки вблизи
водоемов. Раковины надо тщательно промыть и высушить. В средней полосе чаще всего попадаются прудовики (удлиненные, с острым верхом), катушки, перловицы. Коллекции морских ракушек пополняются детьми вместе с родителями после отпускных поездок. Из наземных моллюсков наиболее известны виноградные улитки.

6. Морские коллекции

Со временем у вас может набраться довольно большое количество предметов, привезенных с морских побережий: высушенные морские звезды, панцири крабов, крупные красивые раковины, кораллы и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: