Проверьте ваши знания
1.- От чего зависит выбор окончания у глаголов изъявит. наклонения? (от спряжения)
2.Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (стр.114)
3.Какие наклонения бывают? (стр.114)
4.Что значит переходные глаголы? (стр.109)
5.Какие глаголы мы называем возвратными? (стр1.11)
6. Почему некоторые выписали словосочетания с предлогом из упр. 529? (переходные глаголы сочетаются с сущ. в В.П. без предлога)
Новая тема.
Задачи урока: Вот сегодня мы и познакомимся с вами с условным наклонением глагола, узнаем, как оно образуется, как изменяется, и самое главное, выясним, чем оно отличается от других наклонений.
Прочитайте текст.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
- Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которые происходили или происходят в реальности.
- Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которых не было, но они могли бы
быть при определённом условии.
- При каком условии эти действия могли бы произойти на самом деле, стать
реальностью? (если бы садовник был волшебником)
2. Работа с диалогом * стр. 117
- Представьте себе, что и в ваши руки попала волшебная палочка. Попросите у неё исполнить ваше самое заветное желание.
(10-15 учеников загадывают желания написать ВПР на 5)
- Ребята, а при каком условии это желание могло бы осуществиться?
Вывод:
- Так, в каком же наклонении должен стоять глагол, обозначающий действие, которое
может произойти только при определённых условиях?
Чтение правила стр. 117-118.
Образование глаголов условного наклонения.
Теперь хотелось бы узнать, как образуются глаголы условного наклонения.
Вновь обратимся к диалогу, помещённому на стр.117 под *.
- Обратите внимание на глаголы, подчёркнутые двумя чертами
- В каком наклонении стоят данные глаголы?
- Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?
(суффикс Л, частица БЫ)
Действительно, глаголы, стоящие в условном наклонении, позаимствовали у глаголов изъявительного наклонения форму прошедшего времени, поэтому мы и видим у них суффикс Л, да ещё добавили частицу БЫ.
Запишите в тетрадь и запомните.
Образование условного наклонения Глагол в форме прошедшего времени + частица бы (б) Он увидел бы тебя. Он бы выучил правила. |
Причём, частица БЫможет стоять как после, так и перед глаголом, может быть отделена от него другими словами.
Я и ваши родители тоже иногда мечтают.
Стать бы мне опять ребёнком …
Ходить бы опять в школу…
Учиться бы вместе с вами в 6 а классе…
- Высказала ли я сейчас свои желания?
- Глаголы стоят в условном наклонении? (да)
Но обратите внимание, какая форма глагола использована мною вместо прошедшего времени? (неопределёная форма)
Иногда для выражения желания может быть использована неопр. форма глагола с частицей бы.
Приведите свои примеры. (пойти бы, написать бы, забить бы гол и т.д)
Запись в тетради
Иногда Неопределённая форма глагола + частица бы (б) увидеть бы |
Упр. 543 стр. 118 (устно)
Прочитайте стихотворение.
Назовите глаголы, стоящие в условном наклонении. (обратить внимание на местоположение частицы БЫ)
Запись предложений в тетради.
Обозначить суффикс Л и окончания в глаголах условного наклонения.
1. Жизнь на Земле угасла бы, если перестало бы светить Солнце.
2. Если растения не получали бы солнечных лучей, они не смогли бы поглощать углерод и насыщать воздух кислородом.
Какие предложения вы записали простые или сложные? Докажите графически.
Изменение глаголов условного наклонения.
Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении.
- Как вы думаете, изменяются ли эти глаголы по временам? Ваши версии?
(Нет, не изменяются. Какое может быть время, если этого не было, нет, и неизвестно будет ли вообще. Это же всего лишь желания и мечты)
- Так может быть они могут изменяться по числам и родам?
Попробуйте изменить любой глагол условного наклонения по числам и по родам. (увидел(а) бы).
Работа над развитием речи. (устно)
Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения.
а) Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.
б) Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные тапочки, и он ходил в них, не уставая.
4.«Цветик-семицветик »
Помните ли вы, ребята, сказку про цветик-семицветик, который мог выполнить 7 самых заветных желаний. Представим, что такой цветок попал в наши руки.
- Какое бы самое заветное желание, касающееся всех людей на планете, написали бы вы, особенно сейчас, в условиях карантина?