Работа над развитием речи. ( устно)




Проверьте ваши знания

 

1.- От чего зависит выбор окончания у глаголов изъявит. наклонения? (от спряжения)

2.Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (стр.114)

3.Какие наклонения бывают? (стр.114)

4.Что значит переходные глаголы? (стр.109)

5.Какие глаголы мы называем возвратными? (стр1.11)

6. Почему некоторые выписали словосочетания с предлогом из упр. 529? (переходные глаголы сочетаются с сущ. в В.П. без предлога)

 

 

Новая тема.

Задачи урока: Вот сегодня мы и познакомимся с вами с условным наклонением глагола, узнаем, как оно образуется, как изменяется, и самое главное, выясним, чем оно отличается от других наклонений.

 

Прочитайте текст.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

 

- Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которые происходили или происходят в реальности.

- Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которых не было, но они могли бы

быть при определённом условии.

- При каком условии эти действия могли бы произойти на самом деле, стать

реальностью? (если бы садовник был волшебником)

 

2. Работа с диалогом * стр. 117

- Представьте себе, что и в ваши руки попала волшебная палочка. Попросите у неё исполнить ваше самое заветное желание.

(10-15 учеников загадывают желания написать ВПР на 5)

 

- Ребята, а при каком условии это желание могло бы осуществиться?

 

 

Вывод:

- Так, в каком же наклонении должен стоять глагол, обозначающий действие, которое

может произойти только при определённых условиях?

Чтение правила стр. 117-118.

Образование глаголов условного наклонения.

Теперь хотелось бы узнать, как образуются глаголы условного наклонения.

Вновь обратимся к диалогу, помещённому на стр.117 под *.

- Обратите внимание на глаголы, подчёркнутые двумя чертами

- В каком наклонении стоят данные глаголы?

- Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?

(суффикс Л, частица БЫ)

Действительно, глаголы, стоящие в условном наклонении, позаимствовали у глаголов изъявительного наклонения форму прошедшего времени, поэтому мы и видим у них суффикс Л, да ещё добавили частицу БЫ.

Запишите в тетрадь и запомните.

  Образование условного наклонения Глагол в форме прошедшего времени + частица бы (б) Он увидел бы тебя. Он бы выучил правила.  

 

Причём, частица БЫможет стоять как после, так и перед глаголом, может быть отделена от него другими словами.

Я и ваши родители тоже иногда мечтают.

Стать бы мне опять ребёнком …

Ходить бы опять в школу…

Учиться бы вместе с вами в 6 а классе…

 

 

- Высказала ли я сейчас свои желания?

- Глаголы стоят в условном наклонении? (да)

 

 

Но обратите внимание, какая форма глагола использована мною вместо прошедшего времени? (неопределёная форма)

Иногда для выражения желания может быть использована неопр. форма глагола с частицей бы.

Приведите свои примеры. (пойти бы, написать бы, забить бы гол и т.д)

 

Запись в тетради

Иногда Неопределённая форма глагола + частица бы (б) увидеть бы  

Упр. 543 стр. 118 (устно)

Прочитайте стихотворение.

Назовите глаголы, стоящие в условном наклонении. (обратить внимание на местоположение частицы БЫ)

Запись предложений в тетради.

Обозначить суффикс Л и окончания в глаголах условного наклонения.

 

1. Жизнь на Земле угасла бы, если перестало бы светить Солнце.

2. Если растения не получали бы солнечных лучей, они не смогли бы поглощать углерод и насыщать воздух кислородом.

 

Какие предложения вы записали простые или сложные? Докажите графически.

 

Изменение глаголов условного наклонения.

Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении.

- Как вы думаете, изменяются ли эти глаголы по временам? Ваши версии?

(Нет, не изменяются. Какое может быть время, если этого не было, нет, и неизвестно будет ли вообще. Это же всего лишь желания и мечты)

- Так может быть они могут изменяться по числам и родам?

Попробуйте изменить любой глагол условного наклонения по числам и по родам. (увидел(а) бы).

Работа над развитием речи. (устно)

Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения.

а) Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.

б) Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные тапочки, и он ходил в них, не уставая.

 

4.«Цветик-семицветик »

Помните ли вы, ребята, сказку про цветик-семицветик, который мог выполнить 7 самых заветных желаний. Представим, что такой цветок попал в наши руки.

- Какое бы самое заветное желание, касающееся всех людей на планете, написали бы вы, особенно сейчас, в условиях карантина?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: