Символика в русской литературе




Тема «духовного» и «материального» богатства человека в русской литературе

А.И. Солженицын «Матрёнин двор» Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрёну людей происходит деформация нравственных понятий: добро — богатство. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, на похоронах переживает не о её смерти, а о брёвнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь. Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди становятся жестокими. Но Матрёна сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрёны. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрёну всю жизнь обижали. Но в чём же источник её души? В работе — отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрёны не сделал убогими её сердце и душу

В.П. Астафьев «Царь-рыба» Мотивы роли человека на земле и вечных духовных ценностей. В схватке Игнатьича с осётром царь-рыба олицетворяет природу, а Игнатьич — человека. Причём характер человека испытывается на прочность в экстремальных условиях, в которых он из ловца сам становится добычей. В поединке с царь-рыбой герой постигает истину: смысл человеческой жизни не в накоплении богатств, а в том, что надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. Перед лицом смерти он пересматривает свою жизнь, исповедуется перед собой и раскаивается, чем и снимает с души тяжкий грех. Активная работа души, полное нравственное перерождение спасают Игнатьича от смерти

Тема «маленького человека»

А.П. Чехов «Смерть чиновника» Гибель героя производит в рассказе эффект не только комический, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями добровольного, упорного самоунижения человеческого в человеке. Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения

«Хамелеон» В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость «маленьких людей» перед сильными мира сего. Он смеётся над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения

А.П. Чехов «Ионыч»

Судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности врача — подвижника Дмитрия Ионыча, стяжателя Ионыча. Превращение Старцева в Ионыча показывается через три основные черты: внешность, отношение к работе, материальное благополучие. Чехов выделил три основные причины превращения героя в обывателя: — среда, в которой жил Старцев, не только не давала почвы для развития, для продвижения вперёд, она отравляла его своим ядом; — «двигаться вперёд в этой среде мог человек, который имел цель в жизни, который хотел постоянно чего-то достичь»; по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали, он их избегал

М.Е. СалтыковЩедрин «Господа Головлёвы»

В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» показаны «мёртвые души» на более поздней стадии их разложения. Разложение помещичьего класса представлено в форме истории морального вымирания одной семьи. Распад связей в области семейно-родственных отношений, где даже от порочной личности естественно ожидать некоторое проявление человечности, сатирик избирает в качестве одного из самых убедительных свидетельств нравственного падения и обречённости своих героев. Головлёвщина — это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе рисует М.Е. Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой смертей. Черты бессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочерёдно каждого из своих сыновей — Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несёт им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко всё большему разрушению личности. Образ Иудушки Головлёва — символ социального и морального распада дворянства

Символика в русской литературе

А.А. Блок «Двенадцать»

В поэме отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года. «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма окрови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идёт благая весть о человеческом освобождении. Вьюга в поэме — это образ «исторической погоды». Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же её строк чёрное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе

А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Звук натянутой, а потом лопнувшей струны — как конец эпохи Раневской и Гаева. Вишнёвый сад — объект продажи и объект дохода, объект любования (цветущий, плодоносящий) И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Символ общества — пароход «Атлантида». Верхние этажи: жизнь в отеле «со всеми удобствами». Режим дня по сигналу трубы, танцующая пара, изображающая любовь за деньги. Символ стихии, природы, противостояния цивилизации — океан, утёс Дьявол, с горящими глазами как будто следящий за кораблём. Образ капитана символизирует чудовищность, грузность идола. Безымянный главный герой — олицетворение человека буржуазной цивилизации. Символические образы «искусственной и естественной» жизни пассажиров «Атлантиды»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: