Использование методов (академической) психологии




Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.

Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе - и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.

Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

Основные и дополнительные методы (академической) психологии

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными -самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретаетпсихологическое тестирование.

Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейна предполагает 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов деятельности, третье беседа и четвертое анкета.

Г. Пирьов расположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные
  2. Эмпирические
  3. Методы по сбору обработки данных
  4. Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)
  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

  • Методы качественного описания
  • Методы математико-статистического анализа данных

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический
  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)

 

5. Подходы к изучению личности в отечественной психологии.

Объективный подход

Сергей Леонидович Рубинштейн развивает объективный подход к личности, подчёркивая, то личность проявляется в деятельности и в ней формируется.

Основатель принципа единства сознания и деятельности. и он говорит, что сознание – это высшее личностное образование. Кроме этого личность осуществляет взаимосвязь между сознанием и деятельностью. Это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

В этом отношении личность – это субъект жизни, сама организует жизнь, регулирует её ход и несёт ответственность за свои решения.

Личность опирается на свою направленность – это совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения. Личность сама выбирает средства достижения свои целей. Все поступки личности закрепляются и становятся чертами её характера.

Личность через категорию установок

Дмитрий Николаевич Узнадзе через категорию установок рассматривал личность. Основным критерием определения личности является наличие сознания. Сознание возникает на основе механизма объективации – это процедура высвобождения личности от своих потребностей и от пристрастного восприятия действительности.

 

В зависимости от способности к объективации Узнадзе выделяет три типа личности:

1.динамический – обладает развитой способностью к объективации.

2. статичный – такие люди должны постоянно преодолевать свои установки и ему требуются волевые усилия для приведения в жизнь собственных решений.

3. вариабельный – обладают достаточной лёгкостью объективации, но у них слабо выражена волевая регуляция.

Узнадзе говорит о том, что личность живёт настоящим, руководствуясь будущем.

У личности есть три группы потребностей – это интеллектуальные, моральные и эстетические. У каждой личности они выступают в определённом сочетании. В процессе жизни это сочетание закрепляется в форме основной установки личности.

 

Концепция отношений

 

Александр Фёдорович Лазовский, потом присоеднился Мясищев Владимир Николаевич, и ещё к ним примкнул Борис Фёдорович Ломов.

Личность – это высшая интегральное динамическое образование, которая характеризуется как система отношений человека к действительности.

Отношение личности – это активная сознательная интегральная избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

 

Классификации отношений:

1. По когнитивному компоненту:

  • отношение к себе (физические, социальные параметры), то есть самооценка
  • отношение к другим людям (семейное окружение, ближайшее несемейное окружение)
  • отношение к социальным группам
  • отношение к живому миру

2. По эмоциональному компоненту:

  • положительное
  • отрицательное
  • нейтральное
  • противоречивое

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: