Глава II. Исследование проблем демократии в современной России




2.1 Основные проблемы демократии в РФ

С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

Однако в России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть господствующий характер государства в России пока не удаётся. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами, которые в зависимости от ситуации применяются субъектами политического процесса в своих личных интересах.

Какие же проблемы мешают стать России подлинно демократическим государством, где народ является не только объектом, но и непосредственным субъектом управления?

Во-первых, это низкая избирательная активность граждан. По официальным данным предоставленным ЦИК явка на выборах в Государственную думу 6-ого созыва составила 60,1%, а на выборах президента Российской Федерации всего 65%. Для сравнения, явка избирателей на выборах в парламенты других европейских государств составила (Приложение 2):

Бельгия – 91%

Германия – 71%

Испания – 72%

Италия – 80,5%

Нидерланды – 73%

Норвегия – 75,7%

Финляндия – 70,5%

Швеция – 84%

Данный факт говорит о политической апатии граждан, которая может быть вызвана несколькими причинами:

1) Недоверием населения к обещаниям политиков;

2) Наличием мнения, что исход выборов заранее предрешен

[6, с.33];

3) Отсутствием реальной возможности повлиять на результаты выборов.

Данная проблема говорит о недостатках избирательной системы в современной России. А без проведения свободных, альтернативных выборов, построение демократии невозможно.

Во-вторых, отсутствие выборов в Верхнюю палату российского парламента – Совет Федерации. Первоначально в Совет Федерации входили главы субъектов РФ, а после реформы в августе 2000 г. на постоянной основе в Совете Федерации работают по два представителя от субъектов РФ, при этом одного назначает Законодательный орган, а другого Глава региона

[2, с.47].

Практически 20 лет народ не имеет возможности повлиять на состав верхней палаты, то есть население регионов не может представить на назначение то лицо, в задачу которого входило бы представление интересов региона.

В отличие от России в США, например, представители от штатов в верхнюю палату-Сенат, должны выбираться населением.

Такая ситуация, тоже тормозит становление демократии в России.

В-третьих, антидемократичным является увеличение президентского срока правления. С учетом, того что Президент может занимать свой пост дважды подряд, нахождение у власти одного лица растягивается на 12 лет. За такое продолжительное время, происходит консервация власти. Но поправка в Конституции об увеличении президентского срока явно свидетельствует об откате от демократии. Фактически одна команда политиков будет, способна довольно долго находится у власти. Возникает делегативная демократия – промежуточный режим между демократией и авторитаризмом. И дело совсем не в стабильности общества, на что направлена данная реформа, а в минимализации риска потерять власть, которая выражается в увеличении времени между очередными выборами.

В-четвертых, это возможность, неограниченное количество раз становиться Президентом России. Если ввести такое ограничение, то оно будет носить демократический характер и позволит проводить безболезненную ротацию элит. И даже нынешний Президент России В.В. Путин на встрече с депутатами Государственной Думы на вопрос депутата от фракции КПРФ Владимира Бортко, как он отнесется к предложению убрать из Конституции слово "подряд" и изменить формулировку на "занимать пост президента не более двух сроков», ответил, «что это предложение разумное, и исполнительная власть вместе с законодательной может над этим предложением подумать» [7 с.147].

В-пятых, отсутствие подлинно демократических губернаторских выборов. Спустя 6 лет, Россия возвращается к прямым губернаторским выборам. С 1 июня 2012 года вступил в силу закон о выборах губернаторов, согласно которому избираться на пост губернатора смогут граждане РФ, достигшие 30 лет.

Законом устанавливается, что губернатор может избираться на 5 лет и не вправе занимать свою должность более двух сроков подряд. Сами губернаторские выборы при необходимости могут проводиться в два тура.

Кандидаты в губернаторы будут выдвигаться политическими партиями, при этом выбор может быть сделан в пользу беспартийных или представителей других партий. Также разрешается участие в выборах самовыдвиженцев, однако это право должно быть зафиксировано в законе субъекта РФ

[9, с.45].

Казалось бы, что это шаг в направлении демократических реформ. Действительно, теперь граждане могут принять участие в выборе глав регионов. Но с другой стороны, законом также предусматриваются президентский и муниципальный «фильтры», через которые будут проходить все кандидаты от партий, а также самовыдвиженцы. Согласно закону, шансы на регистрацию появятся только у тех кандидатов, которые смогут заручиться поддержкой от 5% до 10% местных депутатов и глав администраций как минимум в 3/4 муниципальных образованиях в границах субъекта РФ. При этом депутат вправе поддержать только одного кандидата, а его подпись должна быть нотариально заверена. В связи с этим возникает возможность отсева неугодных Президенту кандидатов и отстранение их от выборов. Вторая проблема, заключается в том, что глава субъекта может избираться неограниченное количество раз. Ограничение выражается только в том, что пребывать на посту можно не более двух сроков подряд.

В-шестых, для ограничения количества партий, проходящих, в государственную Думу в избирательном законе установлен процентный барьер. Партия, набравшая на федеральных парламентских выборах от 5% до 6%, получает всего один мандат, а заработавшая от 6% до 7% - два депутатских места.

Данный барьер несомненно высок. Получившая менее 5% партия не получает ни одного места в Государственной Думе. То есть при явке 60,1% мнение 4 млн. проголосовавших граждан России не было засчитано [3, с.17].

В пропорциональной системе голоса не преодолевших проходной барьер партий делятся между партиями, переступившими через него. В результате такой системы перераспределения представительные органы не могут отражать реальное политическое волеизъявление граждан, участвовавших в выборах, и многие избиратели лишаются своих представителей.

В-седьмых, отношение к демократии самих граждан России. Что такое демократия и есть ли демократия в России? На эти вопросы попытались ответить граждане нашей страны различных возрастов, причём все респонденты проживают в провинциальных городах [3, с.54].

Опрос среди школьников показал, что молодые люди 15-17 лет понимают демократию как власть народа, выражающуюся в возможности участия в выборах, совместного принятия решений, возможность участия во всех делах государства.

Опрос студентов 18-21 лет показал, что они, как и школьники, понимают демократию как власть народа. Народовластие в понимании студентов выражается в возможности населения участвовать в управлении делами государства, свободно выражать свои мысли и быть услышанными, а ещё, чтобы люди жили свободно и мирно.

Взрослые, работающие люди от 24 лет до 31 года понимают демократию как политический режим, где в равновесии находятся права и обязанности гражданина, как власть народа, при которой граждане могут реализовывать свои политические цели и влиять на развитие государства.

Люди пенсионного возраста к демократии также относятся критично. В понимании людей 58-66 лет демократия – это возможность людей избирать в ходе выборов людей, которым они доверяют свои интересы, при обязательном условии честности выборов; быть избранным, вне зависимости от материального достатка; при демократии все должны быть услышаны и никто не унижен.

Данные опроса 2011 года. <Левада-Центр> (Приложение 3)

Демократия точно существует: 3%

Демократия частично существует: 30 %

Демократия не утвердилась: 36%

Демократии нет вообще: 25%

Затруднились ответить: 6%

Таким образом, трудно говорить о наличии демократии в стране, где абсолютное большинство граждан всех возрастов считают, что это утопия!

В-восьмых, явный перекос властных полномочий в сторону Президента. Любая демократия построена на принципе разделения властей и характеризуется примерным равенством полномочий. При внимательном рассмотрении полномочий органов государственной власти Российской Федерации явно видно их несбалансированность и перекос в сторону полномочий Президента. На мой взгляд, расширение полномочий Государственной Думы и наделение ее правом давать согласие на назначение не только Председателя федерального Правительства, но и его заместителей, а также министров обороны, внутренних дел, иностранных дел, руководителей федеральных служб, внешней разведки и контрразведки было бы существенным сдерживающим фактором для Правительства и Президента.

В-девятых, нет возможности преодолеть демократический транзит. Неразвитость партийной системы, колоссальное влияние лидеров на политику, отсутствие консолидации политических сил в решении общественных вопросов приводит к дефектам многих демократических принципов. При этом, складывается ситуация фасадной демократии, которая даёт лишь видимость гражданских свобод, прав человека, справедливости закона, но которая не способна реализовать их в повседневной жизни населения.

В-десятых, демократия есть равноправие граждан. О каком равноправии можно вести речь, если депутаты Государственной Думы оградили сами себя от закона депутатской неприкосновенностью. Большинство граждан РФ относятся к депутатской неприкосновенности отрицательно (Приложение 4).

 

Итак, на протяжении всего существования новой России не прекращаются острые споры и дискуссии в связи с проблемами демократии. В данной части работы были выделены основные проблемы, затрудняющие становление действительно демократического гражданского общества в современной России.

Таким образом, результатом исследования является подтверждение гипотезы, о том, что демократические институты в России не функционируют надлежащим образом, и необходимы дальнейшие шаги по демократизации общества.

2.2 Выводы и рекомендации

Так почему же демократические реформы, начатые в девяностых годах, не достигли своих целей и не привели к созданию поистине демократического, гражданского общества?

Во – первых, это низкая избирательная активность граждан, переходящая в политический абсентеизм, то есть нежелание граждан принимать участие в политической жизни государства, в том числе в выборах. Это объясняется тем, что значительная часть граждан, не доверяет современной политической и избирательной системе России.

Во – вторых, отсутствие демократических выборов глав регионов РФ и выборов в очень важный орган государственной власти – Совет Федерации. Это говорит о том, что власть не доверяет гражданам и ограничивает их права по формированию органов власти. Кроме того, барьеры для прохождения в Государственную Думу играют негативную роль, так как они препятствуют выявлению и представлению интересов наших граждан.

В – третьих, возможность неограниченное количество раз занимать президентскую должность, длительный срок президентского правления, чрезмерный объем полномочий Президента – вот препоны на пути демократизации России.

В - четвертых, это мнение наших граждан, что 20 лет демократических преобразований не дали положительного результата. Такая внутренняя и единодушная уверенность россиян является значительным препятствием на пути развития демократии в нашей стране.

Для стимулирования демократического процесса в России, по моему мнению, необходимо предпринять ряд важных шагов:

1. Сократить срок президентского правления до четырех лет.

2. Ограничить пребывание на президентском посту двумя сроками.

3. Снизить процентный барьер для прохождения в Государственную Думу.

4. Привлекать граждан к участию в политической жизни страны.

5. Организовать демократические выборы в Совет Федерации.

6. Справедливо и чётко разграничить полномочия между ветвями власти.

7. Ликвидировать фильтры, для регистрации кандидатов на посты глав регионов.

8. Отменить депутатскую неприкосновенность.

9. Развивать демократические институты.

 


Заключение

Итак, по материалам исследования необходимо сделать ряд важных выводов.

1) Демократия является наиболее конкурентоспособным политическим режимом в постиндустриальном мире.

2) Становление демократии в России XXI века испытывает значительные трудности.

3) Большинство граждан убеждены, что демократии нет, так как власть имеет господствующее влияние.

4) Требуется развитость политической системы, которая была бы способна соответствовать демократическим принципам.

5) Реальная политическая конкуренция нужна России, поскольку только она сформирует новые идеи в управлении обществом.

 

Результатом данного исследования является подтверждение гипотезы о том, что демократические институты не функционируют надлежащим образом. Необходимы дальнейшие шаги по демократизации общества.

 


Список используемой литературы

1. Брюшинкина В.Н. Демократия в России и Европе // Материалы Международной конференции «Философские проблемы демократического общества». Калининград: 2010.

2. Глазьев С. Желаемое и действительность // Политический журнал. 2011. № 21 с.34

3. Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 2011 г.

4. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России: (система и процедуры) / В.В. Комарова – М.: Формула права. 2011. – 558 с.

5. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России: (система и процедуры) / В.В. Комарова – М.: Формула права. 2006. – 558 с.

6. Никитаев В. Повестка дня для России: власть, политика, демократия / В. Никитаев // Логос. – 2(42). – 2010. с.91-112

7. Пантин В.И. Волны демократизации и перспективы развития демократических институтов в России. // Демократия и демократизация на рубеже веков. М.: 2011. с.124

8. Розов Н. Россия и её призраки // Политический журнал. 2012. №3 с.22

9. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. // СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ. М.: 2012.


Приложения

Приложение 1

 


Приложение 2

Рис. 1 Показатели избирательной активности.

 

Приложение 3

 


Рис 2. Данные социологического опроса Левада - центр (2011): Ваше отношение к демократии в России?

 

 

Приложение 4

Рис. 4 Данные социологического опроса ВЦИОМ (март 2011): Ваше отношение к депутатской неприкосновенности?

 

Приложение 5

Список зафиксированных наблюдателями нарушений по участкам во время проведения выборов в Государственную Думу VI созыва:

Челябинск. На УИК 637 в Челябинской области результаты будут аннулированы.

Алтайский край. Как сообщает Информационный сайт «Банкфакс» в Алтайском крае был зафиксирован ряд нарушений.

Нижний Новгород. Список нестыковок между результатами голосования по протоколам.

Кировская область. Правоохранительные органы Кировской области подтвердили, что на УИК 932 в Орловском районе были обнаружены и изъяты 77 бюллетеней с уже проставленными отметками.

Свердловская область. Большое количество нарушений во время проведения выборов зафиксировано в различных городах Свердловской области.

Волгоградская область. Избирательная комиссия Волгоградской области трижды пересчитывала голоса избирателей из-за претензий оппозиции. Представленные результаты выборов значительно отличаются от предварительных итогов, обнародованных до пересчета голосов.

Красноярский край. Зафиксированы массовые нарушения на избирательных участках Ленинского района Красноярска. Наблюдатели зафиксировали видео- и фотосъемкой вбросы членами избиркома бюллетеней в переносные ящики для голосования.

Уфа. На УИК 351, 255, 382 произведён взброс бюллетеней, зафиксированный наблюдателями. На УИК 160 обнаружены пометки в списках избирателей, незаконно удалён наблюдатель от КПРФ. На УИК 215 не допущен корреспондент СМИ. На УИК 273, 374, 268, 143, 144, 148 периодически голосует по несколько избирателей в кабинках, участковые комиссии мер по устранению данного нарушения не предприняли. На УИК 201, 208, 212, 214, 268, 272, 116, 140 члены УИК использовали карандаш при работе со списками избирателей. На УИК 366 один человек проголосовал несколько раз, о чём составлен акт. С УИК 128 дважды был удалён наблюдатель, попытавшийся пресечь попытку взброса бюллетеней. На УИК 94 двое студентов были пойманы при попытке вбросить целую стопку бюллетеней. Зафиксирован взброс на участке в школе № 31. Дважды поймали на взбросе председателя и секретаря УИК 3. Член УИК 1309 в Белорецке попыталась вбросить три бюллетеня.

Карачаево-Черкесия. На УИК 152 села Учкекен и на УИК 235 в ауле Хабез неизвестные силой вывезли наблюдателей с территории участков и угрожали расправой, требуя не возвращаться на участок.

Татарстан. На УИК 256 Ново-Савиновского района Казани пресекли попытку вбросить в урну 11 бюллетеней с отметками.

«Новая газета», №3 2012 год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: