К вопросу атрибуции и составе комплекта парадной шорной упряжи 1856 г.




Бредихина И.И., Воробьёв М.В.

 

В собрании ГМЗ «Царское Село» находятся предметы из комплектов парадной шорной упряжи на шестерик цугом с одним форейтором, изготовленные в 1856 г.

В связи с поступившим предложением представить на зарубежной выставке, посвященной Царскому Селу как резиденции императоров России, коронационную карету, запряженную шестеркой лошадей в парадной упряжи, музеем было решено провести исследование коллекции упряжи с целью определить комплектность, уточнить назначение и наименования предметов. Эта задача оказалась непростой, поскольку литература по данной теме практически отсутствует; некоторые комментарии по этому вопросу существуют в изданиях, рассчитанных на практикующих специалистов-конников, а немногочисленные тексты научных и музейных изданий дают ограниченную и подчас неверную информацию.

В музеях страны хранится немалое количество предметов, относящихся к группе средств и приспособлений для передвижения гужевым способом транспортом. Кареты, повозки, амуниция и упряжь, бывшие когда то предметами каждодневного обихода, с появлением моторных средств передвижения, утратили свой утилитарный смысл. В настоящее время назначение, устройство и даже наименование вещей, относящихся к использованию лошади в качестве тягловой силы, не понятны не только посетителям, но и хранителям музейных коллекций; в попытках описать коллекции конской упряжи совершаются серьезные ошибки. Наибольшей проблемой для исследователя-историка является практическая сторона вопроса, которая по сути дела относится к совершенно иной области человеческой деятельности и не входит в компетенцию научного работника. Как отмечает один из авторов данной статьи, Член Союза Кинематографистов М.В. Воробьев, много лет ставивший конные сцены в исторических кинокартинах и заведовавший складами амуниции и экипажей Ленфильма, этот вопрос может решить только практик конного дела, имеющий опыт езды, как верховой, так и упряжной, что особенно сложно, учитывая огромное количество вариантов запряжки лошадей в экипаж, и, соответственно, разнообразных деталей упряжи.

Специалистов - практиков, знающих и умеющих правильно использовать упряжь различных систем, коих человечество изобрело немало, в настоящее время остались единицы. К сожалению, профессионалов в этой области с каждым годом становится все меньше, вместе с ними уходят в небытие знания, накопленные многими поколениями. Эти знания не получить в учебных заведениях, в нашей стране соответствующее профильное обучение не существовало уже c 1920-х годов, когда всеобщая механизация поглотила эту некогда жизненно важную отрасль. С течением времени ситуация усугубляется: знания уходят, и, если не принять срочных мер, уйдут довольно быстро и безвозвратно. Эти знания можно было получить только десятилетиями практической работы, на подлинных экипажах, упряжи и амуниции, когда всю работу этой сложной системы: ход кареты, работу подвески, все «тактико-технические характеристики» можно было не только понять, но и прочувствовать «нутром». Так, можно было убедиться, что тряска на булыжной мостовой внутри подвесного кузова практически не ощущается, только глухой рокот.

Для работы с музейными предметами специалисты конного дела привлекаются крайне редко, итогом становятся труды музейных сотрудников, посвященные предметам конской амуниции, изобилующие ошибками и неточностями. Недостаточное понимание кратких специализированных сведений, изложенных, например, в «Справочнике по конному спорту и коневодству»[1], приводит к грубым ошибкам в наименовании предметов упряжи и деталей экипажа, фигур выездки и видов конного спорта, которые имеют место в таких трудах профессиональных историков, как «Кавалерия на полях сражений ХХ века: 1900-1920»[2], а так же «Конные повозки и экипажи в России X-XIX»[3]. Глава «Упряжь и сбруя» в книге «Система научного описания музейного предмета»[4], которая, казалось бы, должна была внести некоторую ясность в этом вопросе для музейных хранителей, так же освещает этот вопрос недостаточно, местами ошибочно, опуская множество подробностей.

В музейных изданиях подробно представлена история бытования экипажей, дается анализ их архитектуры и декоративной отделки. Однако при попытках описания технических характеристик предметов исследователи путают элементарные вещи, например хомут и шорку[5], выездку и дрессировку[6], седловку и запряжку[7]. Изобретают «английскую верховую езду рысью»[8], хотя рысь – она везде и всегда рысь. Не представляя механизм и комплектность упряжи, путают названия деталей и их назначение, подперсье с мартингалом,[9] подпругу с троком[10], и так далее. Труднее всего авторам даются «словари терминов», в которых они временами явно пытаются угадать значение слов, не зная практики применения предмета. Уверяют, например, что дышло, всегда использовавшееся для поворота и остановки экипажа, «служит для передачи тяглового усилия лошадей на повозку»[11]. «Верхние концы клешней связаны неподвижно сыромятным ремнем (верхняя супонь)»[12] – однако этот ремень имеет название «заяц», и имеет внутри себя металлический стержень.

Как специалист конного дела, М. В. Воробьев в музейной практике встречался с такими случаями, как искажение размеров предмета в процессе реставрации в силу непонимания его назначения, неправильное расположение упряжи на манекене, в витрине музейной экспозиции, комплектация экипажей деталями, не имеющими к ним отношения.

Понимая специфику таких предметов, как конская упряжь, Государственный музей-заповедник «Царское Село», привлек к работе по атрибуции М. В. Воробьева. В результате проведенного исследования авторами статьи был выявлен целый ряд несоответствий наименований и неточностей в описаниях конской упряжи, изготовленной к коронации императора Александра II в 1856 году.

Коронационная упряжь из собрания ГМЗ «Царское Село» была изготовлена для церемонии торжественного въезда в Москву по случаю коронования императора Александра II. Церемония подразумевала путь длиной в сотни метров и давала возможность продемонстрировать роскошь царского двора и величие государства представителям других держав и тысячам подданных. Официальный въезд императора Александра II в Москву, произошедший 17 августа 1856 г. состоял из тридцати двух карет членов императорской семьи и придворных лиц, в сопровождении многочисленной свиты.

Празднества по случаю коронования императора Александра II отмечались с особой пышностью, общее оформление празднества тяготело к «неорококо», что должно было вызвать у зрителей воспоминания об эпохе Петра I и Елизаветы Петровны. В соответствии с этим «нарядным и изящным» стилем были оформлены вновь изготовленные экипажи, кучерская ливрея «по моде времен Петра I»[i], а так же сбруя для породистых лошадей. Всего было изготовлено 16 новых позолоченных карет и отреставрировано 17 старых экипажей, а также заново изготовлена парадная конская амуниция для всей процессии, что включало в себя 30 цугов, 22 церемониальных седла, крытых пунцовым бархатом и 31 кожаное седло. Большой объем работ надлежало провести в сжатые сроки; к работам был привлечен не только весь штат Придворно-конюшенной конторы, но и целый ряд частных мастерских. Не исключено, что впоследствии предметы парадной упряжи ремонтировались и по необходимости «доделывались». Таким образом, на предметах сбруи из собрания ГМЗ Царское Село» имеются клейма мастерских К. Левенгрена, Г.Вальтера и Г.Коха, К. и И. Брейтигамов; часть предметов не имеют клейма, что дает основание предположить местом их изготовления мастерские Придворно-конюшенной конторы[13]. Упряжь использовалась во время парадных выездов русского двора, в том числе на коронации императора Александра III. В конце XIX в. в Париже по заказу русского двора к коронации императора Николая II были изготовлены аналогичные шестерики.

В собрание музея «Царское село» предметы из коронационных комплектов упряжи в количестве, позволяющем собрать 3 шестерика, поступили среди прочих вещей в 1928 г. из расформированного Придворно-конюшенного музея[14], чьи экспонаты так же пополнили коллекции Государственного Эрмитажа, Оружейной Палаты и Государственного Исторического музея.

По своей конструкции данные комплекты могут быть атрибутированы как парадная шорная упряжь цугом[15] на шесть лошадей с одним форейтором.

Способ запряжки лошадей в экипаж в данном случае относится к типу постромочно-дышлового.

Эта упряжка состоит из трех пар лошадей, идущих друг за другом, цугом. Задняя пара называется коренной, или дышловой (идущей у дышла), далее вперед уносы, первый и второй, считая от экипажа. Дышло представляет собой толстую жердь, в богатых экипажах зачастую украшенную резьбой и позолотой. Оно жестко крепится к середине передка и проходит между лошадьми. С его помощью дышловая пара поворачивает, останавливает и осаживает экипаж. Везут экипаж с помощью постромок, закрепленных у дышловой пары к передку экипажа (ваге), у первого уноса к ваге, деревянной перекладине, прикрепленной (ПОДВЕШЕННОЙ) к НАКОНЕЧНИКУ концу дышла, а у второго уноса соединенных с постромками первого уноса.

Остановка и поворот экипажа осуществляется с помощью дышловых ремней, идущих от нагрудных ремней шорок к наконечнику дышла.

Управляются дышловые лошади и лошади первого уноса кучером с помощью пароконных вожжей различной длины, а лошади второго уноса форейтором, сидящем верхом на левой лошади. Так же к уздечке каждой лошади прикреплена лейца, которую держит идущий рядом конюшенный служитель.

В упряжи, называемой шорной, вместо хомута используется шорка, т.е. нагрудный ремень, лямка. Применяется ОНА как в одиночных ОДНОКОННЫХ, так и в пароконных и многоконных дышловых запряжках, а так же для пристяжных лошадей в парах и тройках. В отличие от хомута шорка не имеет твердой основы, и поэтому менее пригодна для тяжелой работы[16].

 

Три шестерика, имеющихся в собрании ГМЗ «Царское Село», имеют одинаковую конструкцию; каждый комплект состоит из 85 предметов и включает, чепрак, пять седёлок, по шесть оголовьев, мундштуков, украшений для гривы, нагрудных ремней шорки, подхвостных ремней, ободовых ремней с постромочными петлями, 12 поперечных ремней, 12 постромок, пара дышловых ремней, еще 4 отдельные постромочные петли, крепящиеся к двум подхвостникам с дополнительными ремнями, 2 парных пароконных вожжей разной длины, 6 поводьев и 6 лейц. Форейторские седла отсутствуют[17].

Комплект упряжи для каждой лошади в шестерике имеет отличительные особенности, т. к. его состав и конструктивные особенности зависят от положения лошади в запряжке (дышловые, 1 выноса, 2 выноса) а так же от стороны, на которой находится лошадь (правые и левые в паре лошади).

Данный парадный комплект имеет некоторые конструктивные особенности, восходящие к парадной многоконной упряжи XVIII века. Так, холочные ремни шорки заменены откосными ремнями, идущими от седелки и соединяющимися с помощью пряжек с нагрудным ремнём шорки.

Интересен и тот факт, что все известные нам седелки этих комплектов, включая хранящиеся в ГИМе и Государственном Эрмитаже, имеют одинаковую конструкцию, т.е снабжены тремя кольцами для пропускания вожжей. Обычно в современной упряжи на шесть лошадей третье, (среднее, над крюком оберчека), кольцо находится только на седелках той пары лошадей, перед которой следует пара без форейтора, на седелках других пар оно не требуется. При большем количестве лошадей в упряжи средниЕ колЬЦА на каждой седелке располагают одно над другим столько, сколько впереди неё находится пар лошадей, управляемых кучером. Причину, по которой все седелки парадной упряжи получили одинаковое устройство, предстоит выяснить в дальнейших исследованиях.

Основной проблемой исследования шестериков, хранящихся в ГМЗ «Царское Село», было то, что наименования отдельных предметов были искажены, иногда до полной нелепости, а сложносоставные предметы, как например шорка, были разобраны на отдельные элементы, каждому из которых был присвоен отдельный инвентарный номер.

Благодаря сотрудничеству с Воробьевым М.В. и материалам, предоставленным фондом Государственного Эрмитажа, были определены наименования и назначение предметов упряжи; разрозненные ранее предметы собраны по комплектам. Полностью картина конструкции упряжи будет понятна только при сборе на манекене. Полное описание всех особенностей данной упряжи здесь невозможно и подлежит отдельному исследованию.

Основным выводом проведенной работы мы считаем тот факт, что в силу многочисленных ошибок и неточностей, встречающихся в музейной документации и научной литературе по данному вопросу, для грамотного и полноценного изучения старинных экипажей и упряжи наиболее плодотворным представляется творческий союз исследователя-историка и технического сотрудника – практика.

Такой подход позволит более точно произвести атрибуцию предметов, установить их комплектность, определить отсутствующие детали, что особенно важно при реставрационных работах; грамотно организовать экспозицию и хранение. Помощь консультанта-практика, могущего объяснить принцип работы конструкции, ее особенности, применение материала и функциональное назначение той или иной детали представляется особенно актуальной.

Хочется еще раз повторить, что без полноценных знаний о функциональном назначении всех элементов экипажа и конской упряжи невозможно в полной мере оценить значение каждого из этих предметов. Утрата этих знаний повлечет за собой непонимание одной из важнейшей части жизни наших предков.

 



[1] Д.Я. Гуревич. Справочник по конному спорту и коневодству. «Центрполиграф» 2000г.

[2] Ненахов Ю.Ю. Кавалерия на полях сражений ХХ века:1900-1920. Минск.см. статьи «Вольт» и «Вольтижировка» (Стр. 502)

[3] В. А. Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков Изд-во: "Форт" 2007 год.

[4] Российский этнографический музей «Система научного описания музейного предмета» Справочник Спб 2003. Глава 4 И. Ткаченко. Упряжь и сбруя. Стр. 93.

[5] В. А. Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков Изд-во: "Форт" 2007 год. стр.262

[6] В. А. Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков Изд-во: "Форт" 2007 год. стр 164

[7] В. А. Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков Изд-во: "Форт" 2007 год. стр 174

[8] В. А. Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков Изд-во: "Форт" 2007 год. стр 171

[9] В. А. Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков Изд-во: "Форт" 2007 год. стр 162

[10] В. А. Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков Изд-во: "Форт" 2007 год. Стр. 180

[11] В. А. Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков Изд-во: "Форт" 2007 год. Стр. 299

[12] В. А. Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков Изд-во: "Форт" 2007 год. Стр. 304

[13] С 1776 по 1882 г. – конюшенная контора, с 1882 г. – до марта 1917 г. – конюшенная часть (см.: Высшие центральные государственные учреждения России. 1801–1917. Т. III. СПб., 2002. С. 152–154).

[14] согласно записям из инвентарной описи № 100, упряжь поступила в ГМЗ из Государственного Эрмитажа 7 мая 1928 г.

[15] Цуг (нем. Zug-вереница). Способ запряжки лошадей по одной или парами друг за другом. [15] Д.Я. Гуревич. Справочник по конному спорту и коневодству. «Центрполиграф» 2000г. С. 221.

[16] Д.Я. Гуревич. Справочник по конному спорту и коневодству. «Центрполиграф» 2000г. С. 229

[17] исключены из музейной коллекции 17 апреля 1932 г.


[i] РГИА. Ф.477. Оп.7. Д.1742



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: