Ма Хун - О раскрепощении




Тему раскрепощения автор уже затрагивал в статье «О раскрепощенном живом упругом встряхивании». Для того, чтобы заострить эту проблему для широкого круга любителей тайцзицюань стиля Чэнь, мы снова обращаемся к этой теме. На основании наблюдений автора, современные последователи стилей Ян и У (吴 式) тайцзицюань уделяют большое внимание вопросу раскрепощения, делают на нем особый акцент, и считают, что некоторые из нас, последователей стиля Чэнь, зачастую уделяют внимание лишь развитию выброса усилия и не уделяют должного внимания тренировке по раскрепощению. На самом деле они не в полной мере понимают, что раскрепощение это лишь основное условие, при котором возможна взаимная поддержка мягкости и жесткости при выбросе усилия, база для раскрепощенной живой упругой встряхивающей силы. Ввиду этого, я почувствовал необходимость заострить внимание на этом вопросе.

1. Цели и внутреннее содержание раскрепощения

Величайший мастер наших дней по Чэнь тайцзицюань учитель Чэнь Чжаокуй придавал особое значение гунфу раскрепощения. Летом 1973 года в своем доме учитель Чэнь Чжаокуй, преподавая мне тайцзицюань, говорил: «В процессе практики тайцзицюань все время нужно «стекать вниз», постоянно следует погружаться вниз, и на 100% быть раскрепощенным. Вместе с этим, все тело нужно отпустить вниз, распуститься до оснований пальцев рук. Только при условии раскрепощения пэнцзинь будет каркасом, займет главенствующее положение (во всем теле), только тогда фацзинь просочится беспрепятственно, если не пройдет – (сила застрянет) в тебе, если проходит – как при внезапном раскате грома не успеешь зажать уши». Так он объяснял связь между раскрепощением и выбросом усилия.

Тайцзицюань – это вид физической культуры, который благоприятствует естественному состоянию человеческого организма, действует согласно его природным законам и проявляет природную силу человеческого тела. Через специальные разносторонние тренировки он регулирует и укрепляет врожденные способности человеческого организма, развивает потенциальную энергию человека, уравновешивает и освобождает его тело и психику. Поэтому в процессе занятий тайцзицюань необходимо под общим управлением головного мозга делать так, чтобы мышцы, сухожилия, кости скелета всего тела, равно как и внутренние органы, все могли подчиняться потребностям сознания; необходимо достичь гипотетических пределов координации и упорядоченности, скорости и подвижности, раскрепощения и мягкости с пружинистой силой, при которых «вытягивания и сгибания, раскрытия и сжатия будут пользоваться полной свободой». Еще следует отметить, что через практику тайцзицюань, все тело под управлением сознания начинает подчиняться всем его командам. Одним словом, таким образом, синхронизируются сигналы головного мозга и движения мышц тела. С точки зрения боевого применения, только через такую практику, следуя действиям противника, тело подчинялось сознанию, в ядре даньтянь быстро мобилизовалась сила всего тела, концентрировалась и проявлялась в точке выхода силы. Исходя из этого, нужно сделать так, чтобы все части тела были освобождены от зажимов, следует достичь естественного раскрепощенного состояния всего тела, тем самым создаются благоприятные условия для быстрой концентрации силы всего тела и быстрого выпуска силы. Это похоже на удар гибкого кнута, перед тем, как щелкнуть, он мягкий и гибкий, но когда кнут бьет, по всей длине он крепкий и сильный. В раскрепощении состояние не зажатости является критерием. Что такое «состояние не зажатости»? Я считаю, что его внутреннее содержание должно заключать минимум четыре требования:

1. Раскрепоститься и утихомириться

Тренировка состояния раскрепощенности. Это также отправная точка в тренировке раскрепощенности. Поэтому У Юйсян писал: «Сначала в сердце, потом в теле». Чэнь Синь также говорил: «Сердце должно быть пустым, сердце пустое – четыре конечности пустые». Одно сдвинулось – нет ничего, чтобы не двигалось; одно в покое – нет ничего, чтобы не было в покое. Это движение и покой первым делом зависят от функции управления головного мозга. По этой причине в практике тайцзицюань нужно, прежде всего, раскрепостить и утихомирить головной мозг, это то, о чем говорят: «очистить сердце и мысли», т.е. устранить лишние мысли, сделать сознание чистым, сосредоточенно сконцентрироваться на тренировке. Только при таком погружении сознания можно учитывать дальнейшее развитие в тайцзицюань. В тайцзицюань делается акцент на использовании сознания, на тренировке силы сознания, для этого в первую очередь необходимо привести головной мозг в раскрепощенное и спокойное состояние, а уж после говорить о концентрации и использовании силы сознания.

2. Раскрепоститься и расшириться

В погруженном состоянии головного мозга, под управлением сознания необходимо по порядку расширить каждый внутренний орган, растянуть мышцы, сухожилия, сочленения. В «Суждениях о кулачном искусстве» говорится: «кожу и волосы нужно энергизировать, кости и суставы нужно раскрепостить», «растягивать в противоположные стороны», «как только есть верх – сразу появляется низ», «на 40% от поясницы тянется вверх, на 60% от поясницы погружается вниз» (Чэнь Чжаокуй), «слева выброс – справа обрушивается, справа выброс – слева обрушивается», «в движении вперед непременно есть поддержка назад», все эти требования являются правилом симметричного раскрытия. Для начинающих изучать тайцзицюань следует особо отметить, что хотя и нужно добиваться раскрытия и расширения, но нельзя забывать, что «в раскрытии содержится идея концентрации», т.е. в раскрытии есть сжатие, раскрытие и сжатие взаимно содержат друг друга.

3. Раскрепоститься и понизиться

Это требование означает погружение ци в даньтянь, смещение центра тяжести вниз и раскрепощение с погружением наиболее важных суставов. Во время практики тайцзицюань, кроме подпирающего макушечного усилия вверх все другие части тела находятся в раскрепощенном и погруженном состоянии. Например, в верхней части туловища плечи должны быть погружены, локти свешены, запястья осажены (обрушенные запястья); в нижней части туловища куа должны быть раскрепощенными, колени согнуты, пальцы ног «хватают» землю; в средней части тела грудь должна быть вобрана, поясница обрушена, все это нужно для раскрепощения и погружения всего тела вниз. Это внешнее проявление раскрепощения и погружения создает благоприятные условия для погружения изначальной ци в даньтянь, понижения центра тяжести, отсюда и устойчивости нижней части тела. Если нижняя часть тела устойчива, то это позволяет средней и верхней части тела быть легкими и подвижными, отсюда может быть достигнуто состояние, в котором в равной степени присутствуют и погружение и легкость, при котором внутренняя ци погружается в даньтянь, что позволит избегать в движениях таких «болезней» как поднимание ци вверх и «всплывание».

4. Раскрепощенная подвижность

Раскрепощенность и подвижность проявляется в двух аспектах: во-первых, каждый сустав должен быть раскрепощенным и подвижным; во-вторых, это эластичная подвижность даньтянь, который управляет движениями конечностей, вращающихся в фазах шунь и ни. Путь решения проблемы лежит через практику, особенно через тренировку чаньсыцзинь, через непрерывное укрепление и увеличение подвижности суставов, укрепление пружинистой силы мышц, сухожилий и связок. Отсюда достигается выполнение требования «в каждом движении все тело должно быть легким и подвижным». Тогда возможна свободная округлая подвижность, гибкость, легкость и быстрота реакции каждого сегмента тела, возможно постоянное увеличение амплитуды вращательных движений суставов, в этом случае гарантируется свобода прохождения силы в момент фацзинь и максимальная скорость концентрации силы в точке выброса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: