В таком случае вместо канона храму поется канон Богородице.




БИЛЕТ 16

1. Уставные особенности субботней службы. 2. Чинопоследование Литургии оглашенных от малого входа до чтения апостола. 3. Когда на Литургии не поется трисвятое?

 

1. Уставные особенности субботней службы.

Главы 12 – 15 первого отдела Типикона.

· Субботнее богослужение святому малому, полиелейному и со всенощным бдением имеет общую особенность

U - служба по Минее святому преимуществует перед службой по Октоиху;

U Богородичны после тропарей воскресные прошлого недельного гласа,

U а на литургии изобразительные антифоны.

 

Особенности На вечерне в субботу

v стихиры на "Господи, воззвах" поются только святому из Минеи, а из Октоиха оставляются.

v Богородичен этих стихир поется воскресный: догматик великой вечерни недельного гласа, то есть гласа, который пели во всю седмицу, или первый Богородичен этого гласа.

v Стихиры стиховны из Октоиха: одна,

А. первая, - стиховная,

Б. и две, вторая и третья, - мученичных, положенных на "Господи, воззвах ".

 

v По "Отче наш" на "Слава" - тропарь святому, на "И ныне" - Богородичен воскресный прошлого недельного гласа, а не на глас тропаря святому.

 

Особенности На утрене особенности субботнего богослужения следующие.

v На "Бог Господь" после тропаря святому - Богородичен воскресный из Октоиха. При этом может быть такая особенность:

U если в субботу случится святой, которому не положено всенощного бдения или полиелея (Типикон, глава 12), то Богородичен первый, воскресный, поется по гласу тропаря святому,

U а если в субботу случится святой со всенощным бдением или полиелеем (Типикон, глава 15), или великим славословием (Типикон, глава 2), то поется Богородичен первый настоящего гласа, то есть гласа, который пели в минувшее воскресенье.

v После кафизм - малая ектения и седальны мученичны из Октоиха.

v Канон храму не поется лишь в том случае,

a. если храм посвящен святому

b. и в субботу случатся два святых, которым и положены каноны,

C. или если случится святой, который имеет славословие, полиелей и бдение.

В таком случае вместо канона храму поется канон Богородице.

 

d. Если в субботу случится предпразднство или попразднство, то каноны Октоиха и канон храму не поются, а поются каноны празднику на 8 и святому на 4.

 

v Стихиры хвалитны поются лишь святому из Минеи, если есть,

v а хвалитны стихиры Октоиха в прославлении мучеников поются вместо стихир на стиховне, числом три, а стиховна субботняя оставляется.

v Не поются и стихиры стиховны Октоиха (Типикон, глава 12).!!!

ü На литургии в субботу бывают такие особенности:

v после псалмов изобразительных 102 и 145 на антифонах читаются тропари канона святому и за ними "Блаженны" Октоиха (Типикон, глава 12), а в другие седмичные дни сначала читаются "Блаженны" Октоиха текущего гласа на 4, потом тропари из третьей песни канона святому, также на 4.

v Апостол, Евангелие, причастен бывают сначала святому, а потом дню седмицы, то есть субботе, но от Недели мытаря и фарисея до Недели Всех святых наоборот - прежде субботе, а потом святому.

2. Чинопоследование Литургии оглашенных от малого входа до чтения апостола.

Во время пения 3-го антифона или Блаженн (если день воскресный или праздничный)

· отверзаются царские врата.

· Священник и диакон, стоящие пред престолом, совершают троекратное поклонение и,

· священник целует Евангелие и престол, а диакон - престол.

· Затем священник берет Евангелие, подает его диакону,

· и оба идут,

ü обходя престол с правой стороны

ü и со стороны горнего места,

ü на солею северными дверьми,

ü в предношении свещеносцем свечи.

· Диакон несет Евангелие в обеих руках.

· Став на обычном месте на солее оба преклоняют главы,

· и диакон тихо произносит: "Господу помолимся",

· а священник читает про себя молитву входа, в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход ангелов, им сослужащих и сославословящих Божию благость:

Владыко Господи, Боже наш, устáвивый на небесéх чи΄ны и воинства ангел и архангел в служении Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужáщих нам и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

· По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: Благослови, владыко, святый вход.

· Священник, благословляя, произносит: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.

· После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, придержáщую Евангелие, кланяется священнику.

· По окончании пения антифонов диакон, стоя впереди священника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест, и велегласно произносит: Премудрость, прóсти.

Словом "Премудрость" молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом "прóсти" (стойте прямо!) внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях литургии сокровенную в них Божию Премудрость.

Хор: Приидите, поклони΄мся и припадéм ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресы΄й из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа (единожды).

1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после "Премудрость, прóсти" диакон произносит еще "входное", то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию.

2. После входного стиха не поется "Приидите, поклонимся...", а поются тропарь и кондак празднику.

3. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь и одновременно торжественным выражением ближайшего общения верующих - в лице священнослужителей, входящих в алтарь,- с своим Господом, особенного приближения к Нему, невидимо присутствующему на престоле, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения.

4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: "Приидите, поклони΄мся..."

5. В седмичные дни вместо "воскресы΄й из мертвых..." поется "во святых Дивен сый...", а в праздники Богородичные (по распространенной практике, не подтверждаемой, однако, Уставом): "Молитвами Богородицы..."; в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова: "...рождейся от Девы...", Крещения Господня: "...во Иордане крести΄выйся..." и т. д.

· Священнослужители во время пения "Приидите, поклонимся..." входят в алтарь,

· диакон полагает Евангелие на престол.

· Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу,

· благословляет свещеносца,

· целует такую же икону Богоматери у царских врат

· и, войдя в алтарь, целует престол.

Хор поет тропари и кондаки.

Вход с Евангелием называется малым, в отличие от великого входа, бывающего на литургии верных, когда совершается перенесение Честных Даров с жертвенника на престол.

 

Трисвятое

· По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно, по обычаю с воздетыми руками, читает молитву Трисвятого пения. "Боже Святый, Иже во святых почиваяй…". Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся…" или "Кресту Твоему…". от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял Трисвятую песнь и от уст нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли...

 

· Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на "И ныне", диакон, преклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: "Благослови, владыко, время Трисвятаго".

 

· Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: "Яко свят еси. Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и СвятомуДуху, ныне и присно".

 

· Диакон, попросив у священника благословение на время Трисвятого, становится в царских вратах лицом к молящимся и, указывая орарем на икону Спасителя, а затем обращаясь (от иконы Спасителя) к иконе Богоматери и далее к престолу, громко произносит, завершая возглас священника: "И во веки веков".
Хор: "Аминь".

 

· Далее диакон отходит от царских врат и становится рядом с священником, с правой стороны его, около престола.
Хор: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" (трижды)." Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь"."Святый Безсмертный, помилуй нас".
"Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" (за архиерейской
службой Трисвятое поется семь раз
).

 

3. Когда на Литургии не поется трисвятое?

В праздники

 

U -Рождества Христова,

U - Богоявления,

U - в Лазареву

U - и Великую субботы,

U - во все дни пасхальной седмицы

U - и в Пятидесятницу

вместо Трисвятого поется: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа".

 

U = В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и

U в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: Кресту Твоему покланя΄емся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: