Младший дошкольный возраст (с 3- 4л.)




 

У ребёнка 3-4 летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется, как и в более раннем возрасте, тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребёнку нужен непосредственный контакт с изучаемым предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребёнку предметов находится на уровне случайности (50%). Память носит непроизвольный характер. Ребёнок не ставит перед собой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.

С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.

Большое место в ознакомлении детей 3-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем.

В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

Детей 4-го года жизни более детально знакомят с ближайшим пространственным окружением. Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Во время целевых прогулок они уже могут различать виды транспорта. Определять, какие грузы они перевозят, где и как двигаются пешеходы (по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны), какие бывают улицы, по которым ездит транспорт: узкие, где транспорт движется только в одну сторону, широкие, где транспорт может ехать в несколько рядов навстречу друг другу.

Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Наблюдая с детьми за проезжающим транспортом, на конкретных примерах необходимо раскрывать понятие быстро-медленно (сравнить две движущиеся машины, которые обгоняют друг друга; человек идёт медленно, а машина едет быстро и т.д.) Желательно, чтобы дети сами рассказывали о том, что они видят вокруг себя, устанавливали причинно-следственные связи и зависимости (транспорт остановился – и люди начали переходить дорогу, люди перешли – транспорт поехал). Дети должны свободно пользоваться такими терминами как дорога, улица, тротуар, проезжая часть.

Необходимо учить детей:

- различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину, понимать значение зелёного и красного сигналов светофора.

- ориентироваться в пространстве, согласовывая свои движения с определёнными правилами (на красный свет – стоять, на красный – двигаться).

- останавливаться на краю тротуара и самому никогда не выходить на проезжую часть дороги.

- передавать в своих рисунках, аппликациях, лепных изделиях впечатления, полученные на улице: машина, поезд, маленькие дорожки, по которым идут люди и большие дороги, по которым едут машины, светофор.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

После неоднократных наблюдений, необходимых для того, чтобы дети лучше усвоили, зачем нужны разные виды транспорта, кто ими управляет, почему правила дорожного движения должны быть обязательны для всех, проводятся специальные беседы с детьми, в ходе которых они сами должны ответить на вопросы воспитателя. Желательно, чтобы примеры и объяснения были близки интересам детей. Например, повар не смог бы перейти дорогу, так как машины не останавливались, не смог бы вовремя сварить завтрак для детей; врач не успел бы к больному; мамы не смогли бы отвести детей в детский сад и опоздали бы на работу и т.д. После проведённых наблюдений и просмотров следует организовать продуктивные виды деятельности, конструирование, моделирование на тему: «Наш детский сад», «Моя дорога в детский сад», «Моя улица» с использованием транспортных игрушек. При этом очень важно, чтобы дети вспомнили и объяснили, почему пассажирский транспорт ближе к тротуару, а специальный – к середине проезжей части улицы. Хорошо использовать игру с разрезными картинками.

При организации непосредственно образовательной деятельности по музыкальному и физическому развитию, большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам.

В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении. Во время прогулки дети определяют правую часть тротуара и придерживаются её.

В непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: формирование элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева) », «направо (справа) ». Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня – забор, за ним – дом, справа, отменяя – машина, слева – дорога и т.д.).

Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, в НОД, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями.

Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами. Учитывая односложность ответов детей данного возраста, воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка.

Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем.

В течение года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с насыщенным транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход (подземный, наземный). Определив с детьми, какая перед ними дорога(узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или широкая, многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть. Если же переход регулируется светофором, дети должны наблюдать в течение определённого времени, чтобы сигналы светофора сменились несколько раз. При этом воспитатель акцентирует внимание детей, что движение пешеходов и транспорта начинается только на зелёный цвет светофора, а на красный – все стоят. Жёлтый цвет предупреждает и водителей и пешеходов о смене сигнала. Закрепление полученных впечатлений необходимо организовывать на занятиях, в играх, беседах, в практикумах на макетах, фланелеграфе.

В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

У детей 3-4 лет в результате накопленного жизненного опыта, занятий в детском саду, общения с родителями должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:

- по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;

- если подошёл к краю тротуара один, остановись и ни при каких условиях один не ступай на проезжую часть дороги;

- дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;

- дорога таит в себе опасность (Воспитатель здесь должен очень чётко чувствовать границу целей – воспитывается не страх пред машинами, техникой и дорогой, а чувство опасности);

- транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определённые правила и требования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: