Драма любви в творчестве А.Н. Островского




Курсовая работа

На тему: Феномен и концепции любви в драматургии Н.А. Островского 40-х годов («Лес», «Бесприданница», «Гроза»)


 

Введение

 

Великий русский драматург Александр Николаевич Островский написал более сорока драматических произведений, которые являются не только подлинной энциклопедией жизни России восемнадцатого-девятнадцатого века, но и интереснейшим собранием характеров, психологических типов русских мужчин и женщин всех возрастов и сословий.

По подсчетам исследователей творчества Островского, в его произведениях действуют 728 героев и героинь, причем в это число не входят второстепенные и эпизодические персонажи (1). Островский описывает людей самых разных общественных формаций - дворян, крестьян, военных, купцов, мещан, служащих. Яркие образы, неповторимые характеры этих людей и их самые разнообразные комбинации, столкновения интересов, жизненные проявления в самых трудных и парадоксальных ситуациях создают объемное, психологически достоверное представление о семейной и общественной жизни того времени. В драматических хрониках, семейных сценах, трагедиях, картинах московской жизни, в драматических этюдах проявляется поистине многомерное дарование Островского - романтика и бытовика, трагика и комедиографа.

Любовь, ревность, сложные взаимоотношения между мужчиной и женщиной присутствуют практически в каждом произведении Островского. Причем любовь у Островского - это всегда трагедия, это всегда бытие «на грани» - даже при условии положительного финала.

Особенно тяжело в произведениях Островского переживают любовь женщины. Если для мужчины любовь может быть всего лишь кратким эпизодом, а то и просто развлечением, то для женщины любовь - это величайшее в жизни событие: величайшее горе или величайшее счастье, но всегда - драма, страдания, перелом, после которого она уже не будет прежней, даже если все кончится хорошо.

Цель данной работы - рассмотреть феномен любви в произведениях Островского.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи.

. Рассмотреть феномен любви в творчестве Островского и возможные причины такого отношения автора к любовным проблемам.

. Рассмотреть концепцию любви в творчестве Островского на основе самых известных произведений драматурга, таких как «Бесприданница», «Лес», «Гроза», «Поздняя любовь», «Снегурочка».


 

Глава 1. Феномен любви в драматургии А.Н. Островского

Драма любви в творчестве А.Н. Островского

 

Островский писал о драматургическом творчестве: «Драматург не выдумывает сюжетов - все наши сюжеты заимствованы. Их дает жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. Что случилось драматург не должен придумывать; его дело написать как оно случилось или могло случиться. Тут вся его работа. При обращении внимания на эту сторону, у него явятся живые люди, и сами заговорят» (2).

Женские образы из самых знаменитых пьес Островского - Катерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» - давно стали нарицательными. Это образы женщин, которые переживают серьезную, глубокую и искреннюю любовь - и сталкиваются с предательством, вызванным трусостью и формальностью своего «героя».

Любовь в представлении Н.А.Островского - злая стихия для женщины. Это трагический переломный момент, граница, перейдя которую, женщина уже никогда не вернет себе прежней беззаботной юности - даже если герой ответит взаимностью, окажется достойным героини и история закончится свадьбой.

Чувство женщины, как правило, наталкивается на всевозможные препятствия - это может быть бедность, как в «Бесприданнице», или, напротив, приличное состояние, как в комедии «Красавец мужчина». В первом случае счастливая любовь невозможна, потому что возлюбленный Ларисы, блестящий светский гуляка Паратов не хочет жениться на ней без богатого приданого.

Но причиной любовных несчастий может стать не только бедность, но и богатство. Пример - пьеса «Красавец мужчина»: несмотря на то, что бедняжка Зоя Окоемова имела приличное состояние и вышла замуж за своего «красавца» - мужа по любви, она все же пострадала, так как он бессовестно использовал ее любовь. Так что и богатство не спасает женщину от любовных трагедий.

Часто причиной несчастной любви в драмах Островского становится зависимое, униженное положение женщины. Катерина в «Грозе», Аксюша в «Лесе» - все они живут в подчиненном положении. Катерина бесправна в доме мужа. Впрочем, он тоже не является главой семьи - всем заправляет его мать-Кабаниха, женщина нрава крутого и жестокого, подозревающая Катерину во всех смертных грехах - и злорадно торжествующая, когда все ее «предсказания» исполнились.

Бесправна и Аксюша, бедная родственница помещицы Гурмыжской. Гурмыжская, пользуясь молодостью девушки и отсутствием родственников, которые могли бы за нее заступиться, присваивает себе ее деньги, и Аксюша превращается в бесприданницу - а ее возлюбленный Петр боится отца и не смеет жениться на ней без денег.

Обе героини так страстно, так отчаянно любят своих в общем-то недостойных возлюбленных - возможно, именно потому, что жизнь их так тяжела и беспросветна и они бросаются в любовь, «как в омут». Не видя в жизни ничего хорошего, они, встречая любовь, считают ее каким-то новым смыслом жизни. Эта любовь становится для них важнее всего, заслоняет весь мир - и приводит к трагедии.

Такая же трагедия почти произошла и в драме «Поздняя любовь» - дочь обедневшего адвоката Людмила без памяти влюбляется в праздного гуляку и жертвует для него всем - крадет важнейший денежный документ, доверенный ее отцу. Несмотря на то, что история заканчивается благополучно, поступок Людмилы иначе как отчаянным не назовешь - и даже праздничный финал пьесы кажется натянутым. Есть вещи, которых делать нельзя, даже ради любви.

Самое яркое воплощение идеи Н.А. Островского о любви как о враждебной стихии получила в его единственной стихотворной пьесе «Снегурочка». В «Снегурочке» любовь - сплошное горе и страдание. Страдает Снегурочка, влюбленная в Леля, страдает Мизгирь, влюбленный в Снегурочку. И даже взаимная любовь Снегурочки к Мизгирю в конце пьесы не приносит счастья ни ей, ни ему: Снегурочка тает, «благословляя любовь», а Мизгирь с горя топится в озере.

Таким образом, любовное чувство в трактовке Н.А.Островского всегда выступает каким-то тяжелым жизненным испытанием, порогом, границей, преодолеть который достойно и без потерь могут немногие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: