Коммерческий осмотр поездов и вагонов в пути следования – важный элемент работы перевозчиков по обеспечению безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов.
Груженые вагоны проверяют в коммерческом отношении на станциях формирования составов, смены локомотивов и технического обслуживания транзитных поездов и по прибытии на станцию назначения.
Коммерческой неисправностью считается такое состояние вагона или груза, которое может угрожать безопасности движения или сохранности груза:
Ø повреждение или отсутствие запорно-пломбировочных устройств;
Ø отсутствие сведений о запорно-пломбировочных устройствах в перевозочных документах и их самих на вагонах и контейнерах;
Ø неясные или неполные знаки на запорно-пломбировочных устройствах (если по ним нельзя установить контрольные знаки);
Ø признаки хищения или утраты груза;
Ø возможность доступа к грузу из-за повреждения вагона;
Ø течь груза из котла цистерны через сливное устройство из-за его неплотного закрытия
Ø неправильно закрытые люки или открытые люки полувагонов;
Ø нарушение Технических условий погрузки и крепления грузов, отсутствие или повреждение крепления груза (излом стоек, подкладок, прокладок и распорных брусков, разрыв и ослабление растяжек, обвязок и др.), расстройство погрузки на открытом подвижном составе (сдвиг и перекос груза, развал штабелей и т. д.).
Для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов и сохранности грузов, организуются Пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов.
Работа Пунктов коммерческого осмотра организована на основе «Правил осмотра поездов и вагонов в коммерческом отношении» (ЦМ-360) и технологических процессов станций.
|
Работники Пунктов коммерческого осмотра размещаются в производственно-техническом помещении, оборудованном автоматизированным рабочим местом пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов (АРМ ПКО), средствами связи, а также инвентарем, материалами и инструментами. АРМ ПКО должен быть настроен на связь: с системой управления перевозками грузов (АСУПГ), автоматизированной системой управления сортировочной (грузовой) станцией (АСУСС, АСУГС), актовой группой станции.
На Пунктах коммерческого осмотра установлены:
Ø смотровые вышки, оснащенные промышленным телевидением и установленные в горловинах станции (для осмотра состояния крепления грузов в вагонах, проверки исправности крыш вагонов, положения крышек верхних загрузочных люков крытых вагонов и цистерн);
Ø габаритные ворота, оборудованные устройствами дистанционного контроля (для проверки габарита погрузки грузов на открытом подвижном составе);
Ø вагонные весы (для контроля массы груза в вагоне);
Ø радиосвязь;
Ø пневмопочта;
Ø видеомагнитофоны;
На ПКО имеются измерительные приборы (рулетки, шаблоны и т.д.), лестницы, электрические фонари, ножницы для резки проволоки, стойки, подкладки и др.
Коммерческий осмотр вагонов в прибывшем поезде происходит одновременно с техническим осмотром и начинается в момент прибытия поезда на станцию.
Прибывающие поезда встречают приемщики (или приемосдатчики) поездов, которые выявляют коммерческие неисправности.
|
Обнаруженные при осмотре коммерческие неисправности оформляют актами общей формы в трех экземплярах (1-й экземпляр прилагают к перевозочным документам, 2-ой экземпляр оставляют в Станционном технологическом центре, 3-ий экземпляр направляют в Службу коммерческой работы в сфере грузовых перевозок дороги, ответственной за неисправность) и вносят в Книгу регистрации коммерческих неисправностей (ф. ГУ-98).
Затем приемщики поездов с помощью прикрепленных рабочих по устранению коммерческих неисправностей принимают меры по ликвидации нарушений состояния загруженных вагонов и грузов, угрожающих безопасности движения или сохранности перевозимых грузов.
Устраняют неисправности, как правило, без отцепки вагонов от состава за время стоянок, предусмотренных графиком движения поездов. Если сделать это в составе поезда или без его задержки невозможно, вагон отцепляют. Если вагон, отцепленный из-за технических или коммерческих неисправностей, нельзя исправить в груженом состоянии, станция обязана перегрузить груз в другой вагон и проверить его согласно документам.
При обнаружении на станции вагонов и контейнеров с признаками хищения или возможности доступа к грузу (повреждение кузова, срыв ЗПУ) приемщики поездов накладывают контрольные пломбы без проверки груза и составляют акт общей формы с указанием в нем времени наложения ЗПУ. Такой вагон отцепляют от поезда и подают на специально отведенные пути (или в склад) для проверки массы, количества и состояния груза.
В 1995 году предприятием «Альфа-прибор» разработана и постоянно совершенствуется с учетом развития технологии и опыта эксплуатации Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ).
|
АСКО ПВ является программно-техническим комплексом средств автоматизации в составе пункта коммерческого осмотра движущегося грузового подвижного состава и находящихся в нем грузов и контейнеров с последующим сбором, обработкой, хранением и документированием результирующей информации о коммерческом состоянии вагонов и грузов и передачей ее в автоматизированную систему оперативного управления перевозками (АСОУП) по стыку с автоматизированной системой управления сортировочной (грузовой) станции.
С помощью системы АСКО ПВ возможно выполнение следующих операций:
1) формирование изображения подвижного состава с телевизионных камер.
2) создание и хранение видеоархивов;
3) автоматизированный контроль негабаритных грузов с отображением на экране негабаритностей проходящего подвижного состава;
4) поиск видеоинформации и данных о негабарите погрузки по времени прохождения состава, его номеру, порядковому номеру вагона;
5) счет вагонов с головы поезда;
6) счет вагонов с выявленной негабаритностью погрузки;
7) взвешивание вагонов;
8) автоматическое протоколирование журнала событий;
9) подготовка и печать отчетов о выявленной негабаритности и коммерческих браках вагонов с распечаткой соответствующих изображений;
10) автоматизированное оформление учетно-отчетной документации, акта общей формы (ф.ГУ-23), донесения и журнала (ф.ГУ-98).
АСКО ПВ состоит из:
· телевизионной системы (ТС);
· электронных габаритных ворот (ЭГВ);
· вагонных электронных весов (ВЭВ);
· автоматизированного рабочего места оператора пункта коммерческого осмотра (АРМ О ПКО);
· автоматизированного рабочего места приемосдатчика пункта коммерческого осмотра (АРМ ПС ПКО).
Телевизионная система видеоконтроля предназначена для визуального контроля и регистрации состояния вагонов и грузов (на открытом подвижном составе) на ходу поезда, а также состояния открытого подвижного состава в части очистки и качества крепления груза.
Телевизионная система позволяет производить одновременно запись изображения с трех телевизионных камер цветного изображения (сверху и с боков вагона) на жесткий диск, а также воспроизводить записанное от каждой камеры изображение на экране монитора компьютера, установленного на АРМ О ПКО.
Электронные габаритные ворота обеспечивают контроль зонального габарита погрузки на подвижном составе и производят счет вагонов с головы состава. В системе применены 9 пар датчиков электронно-оптического типа для отображения соответствующих элементов габарита погрузки, лучи которых очерчивают контур зонального габарита погрузки и габарита подвижного состава.
Кроме габаритных датчиков, на опорах установлены по две пары излучателей и приемников, обеспечивающих счет порядковых номеров вагонов в контролируемом системой составе.
Вагонные электронные весы обеспечивают автоматическое взвешивание вагонов в процессе движения поезда с документальной регистрацией массы каждого вагона.
С помощью АРМ О ПКО осуществляется снятие информации в процессе движения поезда, обеспечивается сбор, обработка, хранение и передача информации о коммерческом состоянии вагонов и грузов в АРМ ПС ПКО.
Кроме того, автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов позволяет с помощью включенного в нее АРМ приемосдатчика(приемщика поездов) автоматизировать процесс составления и передачи учетно-отчетной документации:
* ф. ГУ-23 (акт общей формы);
* ф. ГУ-98 (Книга регистрации коммерческих неисправностей);
* ф. КНО-5 (отчет о вагонах с коммерческими неисправностями);
* оперативные донесения.
А также передавать данные в автоматизированную систему оперативного управления перевозками (АСОУП) по стыку с автоматизированной системой управления сортировочной (грузовой) станции.
Оборудование системы АСКО ПВ размещено на несущей конструкции, состоящей из опор и металлической фермы (поперечины), а также в рабочем помещении работников ПКО.
При подходе поезда к станции операторы, обслуживающие систему вводят в компьютер необходимую нормативно-справочную информацию. По мере того, как грузовой состав со скоростью от 3-х до 10-ти км/ч проходит по участку пути, оборудованному электронными габаритными воротами, тензометрическими весами и системой телевизионного видеоконтроля, ‒ происходит визуальный осмотр каждого вагона, а также запись его прохождения на пленку. То есть появляется возможность впоследствии воспроизвести этот процесс в различных скоростных режимах (в том числе и в режиме стоп-кадра) и выявить все нарушения.
Внедрение АСКО ПВ в едином комплексе с тензометрическими весами – значительное подспорье в деле обеспечения безопасности составов, идущих с превышением нормативов грузоподъемности, а также в борьбе с недогрузами (особенно навалочных и наливных грузов). Кроме того, система является серьезным помощником в деле устранения таких недосмотров, как неочищенные вагоны – что случается по вине, как грузоотправителей, так и перевозчиков.
Оперативное выявление различных браков, случаев мошенничества или халатности с помощью АСКО ПВ позволяет своевременно принимать меры по их устранению. Решения о порядке в таких случаях принимаются прямо на станции, после чего на ответственные дороги идут донесения с требованиями пресекать нарушения правил перевозки грузов.
АСКО ПВ дает возможность:
1) значительно повысить эффективность коммерческого осмотра поездов и вагонов за счет исключения визуальной оценки браков;
2) быстрого осмотра поездов и вагонов, что ведет к увеличению пропускной способности станции;
3) вывести приемщиков поездов из опасной зоны станции;
4) повысить безопасность движения;
5) сократить убытки от несохранных перевозок.