Человек в политической жизни.
Моска. Создатель теории элит: власть у меньшинства всегда, в элиту входят люди, способные управлять другими.
Виды элит:
-экономическая (владельцы корпораций, банков)
-военная (генералитет)
-информационная (владельцы СМИ, политические обозреватели)
-административная (чиновники)
-научная (ученые)
Политическая элита - группа, обладающая влиянием, престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с государственной властью.
Группы давления- образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти.
Политический статус - место человека в политической системе общества (гражданин)
Политическая роль - функции, которые человек выполняет в соответствии со статусом (избиратель, депутат). Может быть стандартизированной (поведение человека) и нестандартизированной (девиантные отклонения).
Типы политических ролей:
1. рядовой член общества
2. человек, состоящий в общественной организации или движении
3. гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации
4. профессиональный политик
5. политический лидер.
Особенности политического лидерства:
1. постоянное влияние
2. однонаправленность от лидера на объект
3. охватывает всё общество или большие группы
4. опирается на авторитет лидера
5. имеются многочисленные сторонники
6. имеется формально-должностной статус
Функции политического лидера:
1. интегративная - согласование интересов
2. ориентационная - выработка политического курса
3. инструментальная-определение способов и методов осуществления задач
4. мобилизационная - инициирование изменений
5. коммуникативная
6. гарант справедливости, законности, порядка
Типы политических лидеров:
1. общенациональный
2. больших социальных групп
3. общественной организации или движений
1. авторитарный
2. демократический
3. либеральный
1. традиционный
2. легальный
3. харизматический
1. лидер-знаменосец – определяет характер и темп политического процесса, увлекает массы за собой (Ленин)
2.лидер-служитель – обеспечивает связь власти и масс, выражает интересы своих сторонников (Брежнев)
3.лидер-торговец – убеждает людей в преданности своей стратегии (Рейган)
4.Лидер-пожарный – реагирует на конкретную ситуацию (современные лидеры)
Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Виды политического участия:
1. автономное (свободное и добровольное)
2. мобилизованное (принудительный характер - демонстрации в СССР)
1. опосредованное (представительское)
2. непосредственное (прямое)
1. активное
2. случайное (разовое)
3.политический наблюдатель
4.пассивное
5.аполитичное
Формы политического участия:
Выборы.
Избирательное право в широком смысле - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов
Избирательное право в узком смысле - право граждан участвовать в выборах
Активное ИП - право граждан участвовать в выборах
Пассивное ИП - право граждан быть избранными
Избирательный процесс- комплекс действий в процессе выборов.
Основные принципы выборов:
1. равенства
2. всеобщности (только возрастной ценз и ценз гражданства)
3. прямые (непосредственное голосование за депутата)
4. тайное голосование
5. на альтернативной основе (больше, чем один кандидат)
Этапы избирательной кампании:
1. организационный. Назначение даты выборов.150-120 дней до начала голосования.
Составление списков избирателей, формирование избирательных округов, избирательных комиссий. Состав округов утверждается не позднее, чем за 100 дней до голосования.
2. Выдвижение и регистрация кандидатов. 85-55 дней до голосования.
3. Проведение предвыборной агитации. Запрещается проводить органам гос.власти, органам местного самоуправления, воинским частям, религиозным объединениям, избирательным комиссиям.
4. Голосование. Подсчет голосов и подведение итогов выборов. Результаты устанавливаются ЦИК не позднее 2 недель и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50% избирателей.
Типы избирательных систем:
Мажоритарная.
-абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.
-относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.
Достоинства:
Проводится по одномандатным округам. Прямая ответственность избранного перед избирателями. Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте. Отражает интересы регионов.
Недостатки:
Кандидаты,получившие незначительное меньшинство, не могут быть представлены во властных структурах. Повторное голосование. Ослабляет оппозицию. Создает опасность перевеса региональных интересов над общенациональными.
Пропорциональная.
Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в ГД.7 % барьер.
Достоинства:
Представляет широкий спектр ПП. Гарант представительства в парламенте мелких и средних партий. Возможность обеспечения более высокого уровня женщин и этнических меньшинств.
Недостатки:
Избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений. Зависимость депутатов от партийных фракций.
3. Мажоритарно-пропорциональная (смешанная). Выборы в ГД с 1993 по 2006.
Абсентеизм- уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.
Причины абсентеизма:
- недоверие, разочарование в политике проводимой органами власти
- низкий авторитет представительных органов
- отсутствие электоральной культуры
Кооптация- пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям
Императивный мандат - смещение и отзыв избранных депутатов
Свободный мандат - невозможность отзыва депутата до истечения срока полномочий.
2. Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу.(принятие Конституции). Решение считается принятым, если за него высказались большинство избирателей: 50% + 1 голос или квалифицированное большинство- 2/3 от принявших участие в голосовании. Инициатива в проведении референдума может принадлежать главе государства, правительства, общественным организациям. Может быть на общегосударственном уровне или в местном масштабе. Если референдум признан состоявшимся, то его решение имеет законную силу. Плебесцит - опрос граждан по какому-либо вопросу. Итоги не обязательны для органов власти.
На референдуме не могут обсуждаться вопросы:
- об изменении статуса субъекта РФ
-о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента, государственной думы, федерального собрания
-об избрании людей, замещающих государственные должности
-о персональном составе федеральных органов
-о федеральном бюджете
-о федеральных налогах
-о чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения
-об амнистии и помиловании
3. Обращение граждан во властные структуры. Заявление, жалоба, предложение, ходатайство. Петиция - коллективное письменное обращение граждан к органам власти с просьбой или требованием предпринять шаги по решению вопросов, которые авторы считают наиболее важными.
4. Лоббизм - использование легальных приемов влияния на структуры государственной власти с целью добиться от них принятия решений, выгодных отдельным социальным группам или организациям. Лобби (в пер. с англ.) - кулуары.
Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.