Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.




Человек в политической жизни.

Моска. Создатель теории элит: власть у меньшинства всегда, в элиту входят люди, способные управлять другими.

Виды элит:

-экономическая (владельцы корпораций, банков)

-военная (генералитет)

-информационная (владельцы СМИ, политические обозреватели)

-административная (чиновники)

-научная (ученые)

Политическая элита - группа, обладающая влиянием, престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с государственной властью.

Группы давления- образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти.

Политический статус - место человека в политической системе общества (гражданин)

Политическая роль - функции, которые человек выполняет в соответствии со статусом (избиратель, депутат). Может быть стандартизированной (поведение человека) и нестандартизированной (девиантные отклонения).

Типы политических ролей:

1. рядовой член общества

2. человек, состоящий в общественной организации или движении

3. гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации

4. профессиональный политик

5. политический лидер.

Особенности политического лидерства:

1. постоянное влияние

2. однонаправленность от лидера на объект

3. охватывает всё общество или большие группы

4. опирается на авторитет лидера

5. имеются многочисленные сторонники

6. имеется формально-должностной статус

Функции политического лидера:

1. интегративная - согласование интересов

2. ориентационная - выработка политического курса

3. инструментальная-определение способов и методов осуществления задач

4. мобилизационная - инициирование изменений

5. коммуникативная

6. гарант справедливости, законности, порядка

Типы политических лидеров:

1. общенациональный

2. больших социальных групп

3. общественной организации или движений

1. авторитарный

2. демократический

3. либеральный

 

1. традиционный

2. легальный

3. харизматический

1. лидер-знаменосец – определяет характер и темп политического процесса, увлекает массы за собой (Ленин)

2.лидер-служитель – обеспечивает связь власти и масс, выражает интересы своих сторонников (Брежнев)

3.лидер-торговец – убеждает людей в преданности своей стратегии (Рейган)

4.Лидер-пожарный – реагирует на конкретную ситуацию (современные лидеры)

Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Виды политического участия:

1. автономное (свободное и добровольное)

2. мобилизованное (принудительный характер - демонстрации в СССР)

1. опосредованное (представительское)

2. непосредственное (прямое)

1. активное

2. случайное (разовое)

3.политический наблюдатель

4.пассивное

5.аполитичное

Формы политического участия:

Выборы.

Избирательное право в широком смысле - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов

Избирательное право в узком смысле - право граждан участвовать в выборах

Активное ИП - право граждан участвовать в выборах

Пассивное ИП - право граждан быть избранными

Избирательный процесс- комплекс действий в процессе выборов.

Основные принципы выборов:

1. равенства

2. всеобщности (только возрастной ценз и ценз гражданства)

3. прямые (непосредственное голосование за депутата)

4. тайное голосование

5. на альтернативной основе (больше, чем один кандидат)

 

Этапы избирательной кампании:

1. организационный. Назначение даты выборов.150-120 дней до начала голосования.

Составление списков избирателей, формирование избирательных округов, избирательных комиссий. Состав округов утверждается не позднее, чем за 100 дней до голосования.

2. Выдвижение и регистрация кандидатов. 85-55 дней до голосования.

3. Проведение предвыборной агитации. Запрещается проводить органам гос.власти, органам местного самоуправления, воинским частям, религиозным объединениям, избирательным комиссиям.

4. Голосование. Подсчет голосов и подведение итогов выборов. Результаты устанавливаются ЦИК не позднее 2 недель и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50% избирателей.

Типы избирательных систем:

Мажоритарная.

-абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.

-относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.

Достоинства:

Проводится по одномандатным округам. Прямая ответственность избранного перед избирателями. Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте. Отражает интересы регионов.

Недостатки:

Кандидаты,получившие незначительное меньшинство, не могут быть представлены во властных структурах. Повторное голосование. Ослабляет оппозицию. Создает опасность перевеса региональных интересов над общенациональными.

Пропорциональная.

Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в ГД.7 % барьер.

Достоинства:

Представляет широкий спектр ПП. Гарант представительства в парламенте мелких и средних партий. Возможность обеспечения более высокого уровня женщин и этнических меньшинств.

Недостатки:

Избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений. Зависимость депутатов от партийных фракций.

3. Мажоритарно-пропорциональная (смешанная). Выборы в ГД с 1993 по 2006.

Абсентеизм- уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.

Причины абсентеизма:

- недоверие, разочарование в политике проводимой органами власти

- низкий авторитет представительных органов

- отсутствие электоральной культуры

Кооптация- пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям

Императивный мандат - смещение и отзыв избранных депутатов

Свободный мандат - невозможность отзыва депутата до истечения срока полномочий.

2. Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу.(принятие Конституции). Решение считается принятым, если за него высказались большинство избирателей: 50% + 1 голос или квалифицированное большинство- 2/3 от принявших участие в голосовании. Инициатива в проведении референдума может принадлежать главе государства, правительства, общественным организациям. Может быть на общегосударственном уровне или в местном масштабе. Если референдум признан состоявшимся, то его решение имеет законную силу. Плебесцит - опрос граждан по какому-либо вопросу. Итоги не обязательны для органов власти.

На референдуме не могут обсуждаться вопросы:

- об изменении статуса субъекта РФ

-о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента, государственной думы, федерального собрания

-об избрании людей, замещающих государственные должности

-о персональном составе федеральных органов

-о федеральном бюджете

-о федеральных налогах

-о чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения

-об амнистии и помиловании

3. Обращение граждан во властные структуры. Заявление, жалоба, предложение, ходатайство. Петиция - коллективное письменное обращение граждан к органам власти с просьбой или требованием предпринять шаги по решению вопросов, которые авторы считают наиболее важными.

4. Лоббизм - использование легальных приемов влияния на структуры государственной власти с целью добиться от них принятия решений, выгодных отдельным социальным группам или организациям. Лобби (в пер. с англ.) - кулуары.

Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: