Сущность и проблемы профессиональной ориентации молодежи.




ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Терентьева Г.Г., к.п.н., ст. преподаватель;

Антонова Л.В., студентка 3 курса 080507

 

Аннотация

Выявлены профессионально-трудовые ориентации и перспективы учеников и студентов в условиях социального неравенства, проблемы, с которыми ученики и студенты могут столкнуться при реализации своих целей, а также предложены пути решения проблем.

Введение. Вхождение молодого поколения в социальный мир, предоставляющий необходимые условия для духовного роста, удовлетворения культурных потребностей – это, прежде всего, его вхождение в профессиональную среду, где каждый желает достичь своей цели, добиться успеха, и на этом нелёгком пути возникают различные проблемы и противоречия, а именно: проблемы выбора профессии и ошибок этого выбора, и как следствие – нежелание работать по полученной специальности, сложности с трудоустройством, трудности адаптации в учебном и трудовом коллективе, медленный профессиональный рост и др.

Объект данного исследования: ученики 11 «А», 11 «У» классов СОШ № 31 г. Чебоксары и студенты ЧПИ (ф) МГОУ 3 и 4 курсов очной формы обучения факультета «Экономики и права» специальности «Менеджмент организации», предмет – профессионально-трудовые ориентации учеников и студентов.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены уровни сформированности профессионально-трудовой ориентации учеников и студентов, проанализированы условия и мотивы выбора ими профессии, установлены специфические факторы, влияющие на выбор профессии молодёжи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования и выводы могут быть использованы в курсе лекций по педагогике, в спецкурсах и спецсеминарах по трудовому воспитанию и обучению учеников в школах, а также студентов в вузах и ссузах, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.

Сущность и проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути.

Трудности, связанные с ситуацией выбора профессии, порождают ряд проблем, которые имеют большое социальное значение, требуют пристального внимания ученых и практических работников, занимающихся решением вопросов профессиональной ориентации молодежи. Среди этих проблем наиболее значительный общественный резонанс получила проблема несоответствия профессиональных и образовательных планов школьников, ориентировавшихся преимущественно на профессии, требующие высококвалифицированного умственного труда, и потребностями народного хозяйства, в профессиональной структуре которого удельный вес этих профессий отнюдь не соответствовал запросам молодежи.

Информация, полученная в результате анкетирования учеников 11 «А», 11 «У» классов СОШ №31 г. Чебоксары. Среди опрошенных было 16 девочек и 4 мальчика, из них 2 ученика в возрасте 15 лет, 5 – в возрасте 16 лет, 12 – в возрасте 17 лет и 1 ученик в возрасте 18 лет.

Для большинства респондентов престижными профессиями являются профессии врача и экономиста (35 %), второе место занимает профессия юриста (20%), на третьем месте профессия предпринимателя (15 %). Самыми высокооплачиваемыми профессиями являются профессии стоматолога и экономиста (15 %), с небольшим отрывом второе место заняли профессии адвоката, врача, директора и предпринимателя (10 %). По результатам анализа вопроса «Какие профессии Вы считаете перспективными?» на первом месте стоят профессии, связанные с медициной/врачи (30 %), на втором – профессия экономиста (25 %). Большинство респондентов выбрали для себя профессию, связанную с медициной (40%), второе место разделили: туризм и сервис, а также профессия экономиста (10%). На вопрос: «Что Вас в ней привлекает?» (т. е. в выбранной учениками профессии) были даны следующие ответы (рис.1, рис. 2), где а – социальная престижность; б – зарплата; в – возможность сделать карьеру; г - возможность развить свои способности; д - интеллектуальный характер профессии; е – возможность командовать другими; ж – творческий характер профессии; з – возможность приносить пользу людям; и – возможность общения с людьми; к – сложность профессии; л – другое.

Рисунок 1. Ответы респондентов, полученные на вопрос: "Что Вас в ней привлекает?" (т. е. в выбранной профессии), учитывая гендерный признак

Респонденты, которые выбрали ответ «г», должны были назвать, какие способности, по их мнению, можно развить, выбрав данную профессию. Представители женского пола перечислили следующие способности: творческие (1 чел. в возрасте 15 лет), общение с людьми (1 чел. в возрасте 15 лет), логические (1 чел. в возрасте 16 лет), лидерские (2 чел. в возрасте 16 и 17 лет), умение находить подход к людям (1 чел. возрасте 18 лет), профессиональные навыки врача (1 чел. в возрасте 17 лет). Представитель мужского пола в возрасте 17 лет дал следующий ответ: работать в этой сфере.

Рисунок 2. Ответы респондентов, полученные на вопрос: "Что Вас в ней привлекает?" (т. е. в выбранной профессии), учитывая их возраст

75 % респондентов в выбранной ими профессии привлекает возможность приносить пользу людям, 70 % - возможность сделать карьеру, 60 % - возможность общения с людьми, 55 % - зарплата, 40 % - возможность развить свои способности, 35 % - сложность профессии, 25 % - социальная престижность, возможность командовать другими, творческий характер профессии и 5 % - интеллектуальный характер профессии (данный вариант ответа выбрал лишь один респондент). К сожалению, при выборе профессии выпускники редко учитывают её интеллектуальность, а ведь именно интеллектуальность для некоторых людей является гарантией успеха в жизни. Большинство респондентов считают, что на пути к достижению цели их встретят финансовые трудности, а также трудности в учёбе (а именно: ЕГЭ, изучение иностранных языков, обществознания и т. д.).

Информация, полученная в результате анкетирования студентов ЧПИ (ф) МГОУ факультета «Экономики и права» 3 и 4 курсов очной формы обучения специальности «Менеджмент организации». Среди опрошенных было 15 девочек и 15 мальчиков, из них 17 студентов в возрасте 19 лет, 9 - в возрасте 20 лет и 4 - в возрасте 21 года.

Первое место в числе престижных профессий принадлежит профессии инженера (17%), второе место – профессии врача (13%) и третье место – профессии юриста и директора (10%). Лидером среди высокооплачиваемых профессий стала профессия директора (27%), на втором месте – профессия инженера (20%) и на третьем – профессия врача (17%). Первое место среди перспективных профессий занимает профессия инженера (30%), второе место – профессия менеджера (30 %) и третье место – профессия врача (10%). 97 % респондентов определились с будущей профессией, и большинство из них выбрали профессию менеджера (50%), с большим отрывом на втором месте профессия экономиста. На вопрос: «Что Вас в ней привлекает?» (т. е. в выбранной студентами профессии) были даны следующие ответы (рис.3, рис. 4), где а – социальная престижность; б – зарплата; в – возможность сделать карьеру; г - возможность развить свои способности; д - интеллектуальный характер профессии; е – возможность командовать другими; ж – творческий характер профессии; з – возможность приносить пользу людям; и – сложность профессии; к – другое.

Рисунок 3. Ответы респондентов, полученные на вопрос: "Что Вас в ней привлекает?" (т. е. в выбранной профессии), учитывая гендерный признак

Респонденты, которые выбрали ответ «г», должны были назвать, какие способности, по их мнению, можно развить, выбрав данную профессию. Представители женского пола в возрасте 19 лет перечислили следующие способности: организованность, самостоятельность, красноречие (1 чел.); общение с людьми (1чел.). Представитель мужского пола в возрасте 19 лет дал следующий ответ: сила воли.

Рисунок 4. Ответы респондентов, полученные на вопрос: "Что Вас в ней привлекает?" (т. е. в выбранной профессии), учитывая их возраст

57 % респондентов в выбранной ими профессии привлекает зарплата и возможность сделать карьеру, 37 % - творческий характер профессии, 30% - возможность приносить пользу людям, 27 % - социальная престижность, 17 % - интеллектуальный характер и сложность профессии, 13 % - возможность развить свои способности, 1 % - возможность командовать другими.

Основные трудности, которые выделяют респонденты это: конкуренция, нехватка средств и отсутствие опыта работы.

Пути решения проблемы или семь шагов к лучшей профессии:

1 шаг – составляем список профессий, которые Вам наиболее нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2 шаг – составляем список своих требований:

- выбираемая профессия и будущий род занятий;

- выбираемая профессия и жизненные ценности;

- выбираемая профессия и жизненные цели;

- выбираемая профессия и сегодняшние «горячие» проблемы;

- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

- желательный уровень профессиональной подготовки;

- выбираемая профессия и склонности, способности;

- желательные содержание, характер и условия работы.

3 шаг – определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счёту, можно и не учитывать.

4 шаг – оцените своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли Ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояния здоровья требованиям профессии.

5 шаг – проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6 шаг – чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом.

7 шаг – итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

Литература

1. Социальный профиль российской молодёжи в условиях трансформации: Портал: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.isras.ru/files/File/Publication/Monografii/modern/4_1_Professionalno_trudovye.pdf.

2. Inomir. ru: Портал: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.inomir.ru/psyhology/psyhology_development/726.html.

3. disserCat – электронная библиотека диссертаций: Портал: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalno-trudovoi-orientatsii-uchashchikhsya-gorodskikh-shkol-na-primere-.

4. Сайт журнала «Вопросы психологии»: Портал: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853091.htm.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: