Описание проектного решения




OpenLab «Адаптация студентов-первокурсников в академической среде» является открытой научно-экспериментальной площадкой компаративных педагогических исследований и практик в области адаптации студентов-первокурсников в академической среде высшей школы.

Идея создания данной площадки продиктована вышеуказанными актуальностью, противоречиями, трансформацией организации университетов в стране (укрупнение вузов), интернационализацией образования (релевантность мировому образовательному контексту, стремление к повышению конкурентоспособности вуза, эффективному процессу учения и обучения).

В деятельности OpenLab участвуют:

· учёные КФУ и вуза-партнёра (УГАТУ, г. Уфа, Башкортостан) (разные предметные области);

· учёные, педагоги-практики зарубежных высших школ, университетов (Университет Pompeu Fabra, Технический Университет Дрездена, Барселонский Университет и др.)

· департаменты по молодёжной политике вузов-участников проекта;

· кураторский корпус (в т.ч. педагоги-воспитатели кампусов вузов);

· студенческий корпус (студенческий актив, студенческое научное сообщество, наставники-старшекурсники, магистрантский корпус, выпускники вузов-партнеров);

· корпус аспирантов.

Согласно Положению о научно-исследовательской лаборатории «OpenLab» федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» нами были сформулированы следующие функции открытой научно-экспериментальной площадки компаративных педагогических исследований и практик в области адаптации студентов-первокурсников в академической среде высшей школы.

Ø реализация научно-исследовательских проектов по адаптации студентов первокурсников в академической среде вуза (релевантно САЕ «Учитель XXI века);

Ø выполнение заявленных индикаторов (KPI – публикация статей в международных журналах, участие в международных конференциях) в области проводимых исследований по приоритетным направлениям развития КФУ, УГАТУ;

Ø выполнение научно-исследовательской, экспериментальной, практической работы по адаптации студентов в вузе на основе грантов, получаемых от различных отечественных и зарубежных фондов, организаций;

Ø выполнение научно-исследовательской работы на основе хозяйственных договоров и контрактов;

Ø оказание научных, методических консультаций ведущими иностранными и российскими учеными сотрудникам «OpenLab» КФУ, УГАТУ при выполнении научно-исследовательских работ.

Структура «OpenLab», численный состав, рабочие функции:

Руководитель OpenLab «Адаптация студентов первокурсников в академической среде» – 1 человек (самостоятельно формирует научную тематику «OpenLab», представляет интересы «OpenLab» во взаимоотношениях со структурными подразделениями КФУ, УГАТУ по направлениям деятельности «OpenLab», принимает участие в работе Ученого совета структурного подразделения КФУ по вопросам, связанным с деятельностью «OpenLab», вносит директору структурного подразделения КФУ, проректору по науке УГАТУ предложения по совершенствованию работы «OpenLab» и устранению имеющихся недостатков, а также совершенствованию методов работы сотрудников «OpenLab», привлекает финансовые ресурсы по тематике проведения исследований, подписывает и визирует документы в пределах своей компетентности).

Научный консультант проекта – 1 человек (назначается из числа сотрудников КФУ (УГАТУ) для обеспечения взаимодействия между «OpenLab» и структурными подразделениями КФУ (Институтами, факультетами) (УГАТУ).

Сотрудники OpenLab «Адаптация студентов первокурсников в академической среде» – 7 человек (КФУ, УГАТУ), включая магистрантов и аспирантов (принимаются на работу на условиях трудового договора по представлению руководителя «OpenLab», согласованному с директором структурного подразделения КФУ).

Права на создаваемую «OpenLab» научную продукцию и интеллектуальную собственность определяются на основе действующего законодательства и дополнительных соглашений.

Экспериментальные практики OpenLab «Адаптация студентов первокурсников в академической среде»

В качестве пилотных экспериментальных практик, позволяющих адаптировать студентов первого курса в среду вуза, целесообразным, считаем, следующее:

v Программа «Ориентация» (3-х дневная ориентационная программа для новичков).

Цель программы: раскрытие потенциала высшей школы, предоставление ресурсов и информации, необходимых для предстоящей учебы в вузе и жизни в университетском кампусе).

Место проведения: образовательная организация, студенческий городок, спортивная база вуза.

Участники программы: студенты-первокурсники, родители студентов, кураторы академических групп, менеджмент вуза, наставники-старшекурсники.

Основные формы организации работы: установочная сессия, деловая игра, тренинг, мастер-класс, презентация.

Образовательные технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, игровые технологии, технология работы в группе, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества.

v Программа «Академический уик-энд» (48 часов погружения в академическую среду).

Цель программы: знакомство с интеллектуальным, социальным и культурным потенциалом университетского сообщества.

Место проведения: студенческий городок, спортивная база вуза.

Участники программы: студенты-первокурсники, наставники-старшекурсники, студенческий актив (студенческий клуб), практикующие педагоги-психологи.

Основные формы организации работы: деловая игра, тренинг, мастер-класс, командная работа, решение кейсов.

Образовательные технологии: ИКТ, игровые технологии, технология работы в группе, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, театральная педагогика, Кейс-технология.

Возможности программы:

- оценка опыта вуза, потенциала университетского сообщества

- определение новых способов капитализации собственного опыта

- знакомство с другими студентами вуза, наставниками

- снятие психологических трудностей (барьеры в общении, студенческая коммуникация в новой среде) посредством тренингов

- отдых, радость, веселье.

Вышеуказанные программы имеют целью нейтрализацию трудностей по трём векторам:

1. организационный ( снятие вопросов и проблем, возникающих у обучающихся младших курсов в вопросах организации учебного процесса);

2. предметный (учитывая психологическую компоненту, возможно актуализировать знания студентов за среднюю школу, помочь обучающимся преодолеть затруднения, возникающие при изучении дисциплины).

3. психологический (учитывая психологическую компоненту, стремимся обеспечить учет индивидуальных психологических особенностей каждого студента). Доказано, что коллективная групповая работа приводит к интенсификации сплочённости группы, раскрытию психологических особенностей (характер, интересы и склонности), что в дальнейшем поможет студентам в обучении в вузе.

v Программа «Академические навыки студентов первого курса» (96 часов, 1 семестр).

Цель программы: формирование универсальных академических навыков, необходимых для учёбы в вузе, ведения самостоятельной работы, привитие академической культуры студентам.

Место проведения: образовательная организация.

Участники программы: педагоги высшей школы, студенты-первокурсники, кураторы академических групп, менеджмент вуза, наставники-старшекурсники, магистранты, выпускники вуза.

Основные формы организации работы: проблемные лекции, практикумы, работа в команде, презентация, критический обзор, дискуссионные формы работы, поиск в библиотеке.

Образовательные технологии: ИКТ, технология работы в группе, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технология развития критического мышления, технология развивающего обучения.

Программа состоит из 20 разделов, рассчитана на 96 часов (лекции – 84ч, презентации – 12 ч, самостоятельная работа – 24 часа).

1. Академическая культура (введение в контекст академической среды вуза, проблема адаптации к новой культуре, групповая деятельность, аналитическое чтение, дискуссия).

2. Терминология основного предмета.

3. Time-management (его стратегии, планирование деятельности)

4. Введение в проблемное обучение, знакомство с данной образовательной технологией (работа в малых группах).

5. Знакомство с принципами, формами формального обучения (умение вести запись лекции, использовать схемы, диаграммы, символы при записи, аббревиатуры своей предметной области).

6. Работа с литературой (обзор литературы, умение формулировать поисковые запросы, работать с поисковиками, владеть технологиями, методами поиска, компилировать стратегии авторов, использовать разные поисковые стратегии, адекватно оценивать процесс и результат поиска литературы).

7. Перефразирование (секреты успешной парафразы, передача основного смысла чужого материала, методы заимствований).

8. Цитирование и плагиат (корректное использование цитат, формы плагиата, изложение критического содержания, перефразирование и цитирование, ссылки, языковые навыки)

9. Критическое мышление (развитие навыков критического и аналитического мышления) (основные правила групповой дискуссии, характер, природа мышления, сложности процесса критического мышления, разница между анализом, критическим анализом и заключением, использование стратегий мышления).

10. Критическое чтение (использование учебников и материалов лекций, управление процессом чтения: организация и запись информации, активное чтение, чтение-запоминание, особенности критического чтения, разработка плана критического чтения).

11. Введение в проблему критического обзора (критерии оценки текстов, вопросы, используемые при оценке текста, использование критических вопросов, ключевых слов).

12. Основные навыки работы с компьютером (Microsoft Word – для выполнения заданий; End Note – для управления References; Microsoft Excel – для представления данных; Power Point – для презентаций).

13. Написание эссе и выполнение письменных работ, тестов (понятие теста, эссе, общие ошибки, планирование эссе, структура и чёткость изложения материала, стиль академического письма, корректирование написанного материала, характеристики хорошего эссе).

14. Написание доклада (понятие доклада, типы, разделы, процесс написания доклада, написание аннотации, презентация доклада).

15. Устная презентация, навыки дискуссии (подготовка слайдов в Power Point, критическое мышление, изложение идеи, чёткое структурирование материала, оспаривание точки зрения, обсуждение проблем).

16. Введение в этику профессии.

17. Навыки учёбы в вузе (Time-Management, советы по работе в группе, методы запоминания материала, концентрация внимания, умение вести запись лекций, физическое и моральное благополучие).

18. Навыки сдачи экзамена (тесты с множественным выбором, экзамены, организованные по технологии решения проблем, написание эссе на экзамене, что преследуют экзаменаторы, как улучшить свои знания, Time-Management).

19. Обучение на практике (особенности, трудности, культура профессиональных отношений).

20. Введение в философию науки (понятие философии науки, научный реализм и его черты, закономерность против вероятности, что такое аргумент).

v Программа «Беседы первого года обучения» (1 раз в месяц).

Цель программы: участвовать в открытых обсуждениях книг, материалов исследований выпускников вуза с целью повышения собственного научного потенциала, приобщение к научному студенческому сообществу.

Место проведения: образовательная организация, библиотека вуза

Участники программы: студенты-первокурсники, выпускники вуза, студенты старших курсов, магистранты, аспиранты.

Основные формы организации работы: беседа, диспут, дискуссионная площадка, круглый стол.

Образовательные технологии: ИКТ, технология интегрированного обучения, технология развития критического мышления, технология развивающего обучения.

Оценка ресурсов

Финансовое обеспечение осуществляется:

1. за счет средств КФУ, в том числе программ развития КФУ, а также привлеченных дополнительных доходов за счет выполнения грантов, хоздоговорных работ и других, не запрещенных законодательством РФ, источников.

2. поэтапно в соответствии с утвержденными ректором КФУ сметой расходов, техническим заданием и календарным планом, на основании отчета о выполнении работ в предыдущем году.

Сотрудники «OpenLab»:

1. получают должностной оклад, установленный в соответствии с формой и системой оплаты труда, принятой в КФУ (УГАТУ).

Оплата труда сотрудников «OpenLab» может включать в себя выплаты стимулирующего характера, доплаты, надбавки, устанавливаемые по представлению руководителя «OpenLab» и приказами руководства университета (Положение о научно-исследовательской лаборатории «OpenLab» федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»)

2. имеют продолжительность и распорядок рабочего дня, порядок предоставления выходных дней, отпусков и другие вопросы трудовой деятельности, регулируемые действующим законодательством и Правилами внутреннего распорядка КФУ (УГАТУ).

3. несут ответственность за разглашение охраняемой законом тайны (служебной, коммерческой, экономической), разглашение персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерацией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: