Организационный период (адаптационный) - первые 3-4 дня.




РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВДК)

В УСЛОВИЯХ ДОЛ

 

Летние каникулы составляют четвертую часть учебного года и имеют значение для непрерывного образования, развития школьников.Лето – период, благоприятный для разрешения многих проблем. Оно обуславливает настрой детей на восприятие способов разрешения разных ситуаций, проявление самостоятельности в оценке своих действий.

 

Размеренная жизнь создает спокойствие и определенность, помогает детям не только участвовать в делах, но и отдаваться эмоциям, чувствам, проникать в свою душу, свои мысли, искать свой путь. А это для детей, которые чаще всего стремятся быть такими, как все, не выделяться, имеет особое значение, поскольку развивает потребность и готовность сделать самостоятельный выбор.

 

«Временный» – краткосрочность существования.

«Детский» - младший школьный и подростковый возраст.

«Коллектив» – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности и общения.

 

Организуя жизнедеятельность детей в ДОЛ важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть посильной для конкретной ребёнка и в то же время достаточно сложной для него же, требующей интеллектуального, физического, эмоционального усилия. Она должна быть привлекательна – соответствовать интересам ребёнка, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или поставленных самостоятельно) целей, способствовать удовлетворению потребности ребёнка в самоутверждении.

 

Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности:

- проживания в условиях демократического детского коллектива;

- самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

- приобретение опыта общения;

- получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

- расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;

- собственного оздоровления и физической закалки;

- в приобретении новых друзей и впечатлений.

 

Как заложить основы ВДК?

1. Познакомиться с детьми и познакомить самих детей друг с другом.

2. Познакомить детей с территорией лагеря и сотрудниками.

3. Предъявить единые педагогические требования (ЕПТ) и выработать осознанное отношение к ним.

4. Ввести детей в программу смены, отряда.

5. Заложить основы детского самоуправления в отряде.

6. Наметить с детьми перспективы совместной деятельности.

7. Раскрыть у детей лидерский, творческий, организаторский, интеллектуальный потенциал (всё это легко можно выявить в процессе различного рода игр).

8. Приучить детей к аналитической деятельности (т.е. анализ прошедшего дня, разработка плана на следующий день, перспективный план на оставшиеся дни смены).

 

Так что же необходимо, чтобы сформировать ВДК?

1. Создавать (поддерживать) в отряде доброжелательную обстановку, творческую атмосферу.

2. Добиваться выполнения детьми единых педагогических требований.

3. Способствовать развитию детского самоуправления.

4. Осуществлять выполнение отрядной программы.

5. Способствовать всестороннему развитию личности каждого ребёнка.

6. Содействовать реализации возможностей и способностей каждого ребёнка.

7. Развивать умения аналитической деятельности детей.

 

Каждый ВДК имеет этапы развития, на каждом из которых ставятся этапные цели. Исходя из этого, планируется смена и определяется логика развития смены и ВДК.

 

Выделяется 3 этапа развития ВДК, такие как:

Организационный период (адаптационный) - первые 3-4 дня.

В первые дни для вожатых важно:

а) запомнить имена всех детей;

б) диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров;

в) выявить интересы детей;

г) сплочение коллектива;

д) выработать стиль общения и поведения с детьми отряда;

е) предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований);

ж) выстроить работу с напарником;

з) ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят;

 

Для детей важно:

а) познакомиться с отрядом;

б) ориентироваться в лагере;

в) чувствовать себя комфортно;

г) почувствовать себя нужным;

д) определение места (статуса) в коллективе;

е) узнать план смены;

ё) ориентироваться в режимных моментах;

 

Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

 

В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.

 

Возможные отрядные дела орг. периода: игры на знакомство, игры на выявления лидера, игры на сплочение коллектива, игры на выявление творческих способностей (работа в микрогруппах и др.), огонек знакомств, анкетирование, знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды и прочее).


Ожидаемые результаты орг. периода: знакомство детей с условиями проживания, с лагерем, режимом его работы, его традициями;выработка единых норм поведения (предъявление единых педагогических требований);знакомство ребят друг с другом, со вожатыми в отряде;начало формирования отряда как коллектива,формирование групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;формирование представления о содержании смены (обсуждение план – сетки и составление отрядного плана);выявление лидеров, включение их в работу органов самоуправления (ЧТП – чередование творческих поручений);сплочение коллектива;адаптация ребят к новым условиям жизни, к условиям жизнедеятельности лагеря;создание у детей ощущения уюта и комфорта (оформить комнаты, корпус, весь лагерь);дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться в разнообразной деятельности;поддержание позитивного эмоционального подъема; формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; создание благоприятного эмоционального настроя.

 

Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за орг. период.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: