НЕМЕЦКИЕ КОМПОЗИТОРЫЭПОХИ БАРОККО
ИОГАНН ПАХЕЛЬБЕЛЬ (1653, Нюрнберг – 1706) – немецкий композитор, органист. Служил в Вене в соборе св. Стефана. В Эйзенахе подружился с Амброзиусом Бахом, учил старшего брата – Кристофа – игре на органе.
ГЕОРГ ФИЛИПП ТЕЛЕМАН (1681, Магдеберг – 1767, Гамбург) – немецкий композитор, композитор, органист, дирижёр, певец, капельмейстер, кантор, учитель. Современник Баха и Генделя, был с ними знаком. Стремился к тому, чтобы музыка его была доступной, но не только развлекала, но и воспитывала. Создал огромное количество произведений: 40 опер, 44 пассиона, 33 цикла, 23 кантаты, более 700 песен, около 600 оркестровых сюит, 170 концертов и т.д.
ГЕОРГ ГЕНДЕЛЬ (1685, Галле – 1759, Лондон) – немецкий композитор, хотя большую часть своей жизни (50 лет) прожил в Англии. Родился в семье цирюльника – хирурга. В 17 лет стал органистом и музыкальным руководителем собора в Галле. Всегда стремился к синтезу хора и инструментальной музыки, тяготел к светской, особенно театральной музыке. Создал около 50 оперных спектаклей. Жил в Италии, где прославился как исполнитель на клавире и органе (состязался с Д. Скарлатти). Переехав в Англию, принял английское подданство. Английская буржуазия не принимала музыку Генделя, переживания довели его до паралича. Выздоровев, он снова принялся за сочинение. Создал оратории, которые принесли ему широкое признание. В ораториальном творчестве – главное историческое значение Генделя. Среди обширного творческого наследия множество инструментальных сочинений: сюиты, музыка для открытого воздуха, кончерто гроссо, органные концерты и т.д.
БАРОККО (итал. «причудливый, странный») – художественный стиль, господствующий в изобразительном искусстве и архитектуре к XVI - нач. XVIII веков. Тяготение к монументальности, колоритному живописанию, контрастам: света и мрака, возвышенного и низменного, реальности и фантастики. Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, в Германии – Дитриха Букстехуде, И. Кунау (сонаты), И. Баха и Г. Генделя.
В конце XVI века в Италии возник новый художественный стиль – барокко. Этот стиль господствовал в архитектуре и изобразительном искусстве вплоть до 1 пол. XVIII столетия (одновременно с классицизмом во Франции). XVII век (период перехода от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения) можно назвать эпохой барокко.
Из – за обострившихся противоречий экономической и политической жизни в искусстве барокко человек и его взаимоотношения с окружающей действительностью стали восприниматься как сложные, часто трагические, внутренние переживания героев многих художественных произведений отмечены драматической патетикой, напряжённой динамикой, возбуждённостью, неуравновешанностью, преувеличенностью эмоций.
Яркость чувств, порывистость, страстность, преувеличения и излишества полны неожиданностей и поражают зрителя. Искусство барокко благодаря своей взволнованности, контрастности, монументальности и впечатляющей силе получило особый размах в странах, где господствовала католическая церковь и была сильна государственная власть (чтобы демонстрировать могущество и силу).
Особенности барокко.
Искусство барокко основано на противопоставлении жизни и смерти; преувеличенная яркость, телесность жизни (живопись Рубенса), с одной стороны, и мрак, боль, мистическая таинственность – с другой (гравюры Шенфельда, живопись Рембранта, ария – плач в итальянской опере).
Жизненное, земное («Времена года» А. Вивальди) и духовное (кантаты И. С. Баха) – торжественная выразительность искусства соткана из контрастов, «созвучие несозвучного».
Архитектура
Этот стиль утвердился, прежде всего, в церковном зодчестве Рима. Фасад зданий украшают пилястры, полуколонны в стенах нишах – статуи, которые создавали беспокойную игру света и тени вместе со всевозможными украшениями (напр. волюты) и дроблением стен (выступающие и уходящие вглубь части). В основу планов барочных зданий положены обвалы – закруглённость пространств, дугообразные линии.
Внутреннее убранство зданий – пышная лепнина, скульптура, роспись. Живопись на стенах и потолках создавала обманчивые пространственные эффекты (кучевые облака, колонны на потолке как продолжение).
Скульптура – неотъемлемая часть архитектуры, она является декоративным, эмоциональным дополнением. В парках – скульптурные группы на античные сюжеты, на площадках – памятники властителям, множество статуй на фонтанах и лестницах.
Скульптуры барокко порывисты, беспокойны, живописны; люди в надуманных театральных позах. Пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали придают статуям извилистые очертания с мягкой округлостью, текучестью форм. «Экстаз святой Терезы», «Давид» работы выдающего итальянского скульптора и архитектора Лоренцо Бернини (1598 – 1680).
Живопись – наряду с религиозными и мифологическими темами художники показывали современный мир (придворная жизнь и буржуазное искусство). Характерная игра света и тени, сильные контрасты светлого и тёмного, напряжённые и драматические сцены, неустойчивые позы, сильные тела в неистовом порыве, резкие движения, эффектные жесты.
Музыка – на первое место выдвинулись музыкально – театральные жанры (опера), вокально – симфоническая музыка (оратория, кантата). Интенсивно развивается инструментальная музыка (concerto grosso, сонаты, сюиты, прелюдия и фуга).
К лучшим достижениям инструментальной музыки барочного стиля относится органное творчество Дж. Фрескобальди. В опере появились разные аспекты – от внешней декоративности до глубокого драматизма.
Характерно, что масштабные жанры, гигантские композиции внутренне строго и точно выверены, пропорциональны. А наполняются они часто странной, размытой, неясной музыкой (напр. II часть концерта «Осень» А. Вивальди).
Противопоставление «постоянного» и изменчивого очень ярко проявляется в излюбленном барочном жанре – прелюдии и фуге (прелюдию может заменять фантазия или токката). Прелюдия – это импровизация, непредсказуемость, смена разных тем. Фуга – это размеренность, упорядоченные проведения темы, регулярность ритма, формы как воплощение порядка.
Также противопоставляется неизменное и текучее в жанрах чаконы и пассакальи (это вариации на basso остинато). Эти жанры часто связаны с драматическим и трагическими образами (например, хор «Crucifixus» («Распят…») из мессы h moll Баха).
Типичным становится противопоставление и переплетение полифонии и гомофонии, мажора и минора (именно в эпоху барокко они выделяются и становятся ведущими), контраст регистров, ритмов, темпов (чередование медленных и быстрых частей в сюитах, концертах, сонатах и т.д.)
Мелодия в барочных произведениях тесно связана с содержанием: стремительный взлёт (символ очищения человеческой души), спуск (стремительное падение, спуск в ад), волнообразное движение или зигзагообразное (мучительное блуждание по искривлённым путям нечистой совести грешника) и т.д., символика произведений Баха.
ИТАЛЬЯНСКИЕ КОМПОЗИТОРЫЭПОХИ БАРОККО
АРКАНДЖЕЛЛО КОРЕЛЛИ (1653, Фузиньяно – 1713, Рим) – итальянский скрипач, композитор и педагог. Написал около 50 сонат и 12 concerti grossi. Его сонаты для скрипки – значительная веха в формировании инструментальной скрипичной сонаты, а кончерто гроссо заложили фундамент для развития симфонической музыки.
ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ (1678, Венеция – 1741, Вена) – итальянский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился у своего отца. Профессию музыканта сочетал с духовным саном аббата, но затем был отрешён от сана «за недозволенное поведение». Шумная и праздничная жизнь Венеции оказала влияние на его музыку. Создал 465 инструментальных концертов, 40 опер, светские кантаты, песни. Сначала церковную музыку игнорировал, затем – стал писать и духовные произведения.
БЕНЕДЕТТО МАРЧЕЛЛО (1686, Венеция – 1739, Брешо) – итальянский композитор, поэт, музыкальный писатель, юрист, политический деятель.
ТОМАЗО АЛЬБИНОНИ (1671 – 1750, Венеция) – итальянский композитор и скрипач, представитель позднего барокко, как Марчелло и Вивальди.
ДОМЕНИКО СКАРЛАТТИ (1685, Неаполь – 1757, Мадрид) – итальянский композитор, органист, клавесинист, соревновался с Генделем. Его отец Алессандро Скарлатти (1660 – 1725) также был известным композитором.
АЛЕССАНДО СТРАДЕЛЛА (1644, Рим – 1682, Генуа) – итальянский композитор. Прекрасный мелодист, мастер бельканто. Существовала романтическая легенда о чудодейственной силе его музыки.
ГЕНРИ ПЁРСЕЛЛ (1659 – 1695, Лондон) – английский композитор, органист, сын певца Королевской капеллы, играл на клавесине, пел. Придворный музыкант Стюартов. Писал оперы, камерно – инструментальные, вокальные произведения.
ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ (1632, Флоренция – 1687, Париж) – французский композитор итальянского происхождения. Родился в семье итальянского мельника. Был вывезен герцогом Гизом в Париж и приставлен к принцессе Монпасье для практики в итальянском языке. Вошёл в состав ансамбля «24 скрипки короля». Затем стал придворным музыкантом французского короля Людовика XIV. Сочинял балеты для праздников, оперы, пьесы для клавесина. Создал лирическую трагедию на античные сюжеты.
РОКОКО (франц. «украшение в виде морской раковины») – стиль в европейском искусстве 1 пол. XVIII века. Возник во Франции, отражал стремление к уходу от действительности в сферу беспечной игры и наслаждения. Камерное искусство с хрупкими образами, нежно грациозными, кокетливо скерцозными, галантный стиль. В музыке обилие мелизмов, лёгкость и прозрачность фактуры (клавесинные миниатюры Ф. Куперена, Ж. Рамо и др.).